Эксперт по франчайзингу Наталья Рей два года назад создала сообщество Rich Woman, где женщин учат правильному подходу к управлению финансами. Компания, выросшая практически из одного поста в Instagram, сейчас имеет 23 представительства по франшизе в России, Казахстане и США.
— Наталья, как появилась идея создать женское сообщество?
— Уже восемь лет я занимаюсь франчайзинговым бизнесом. Я — основатель и совладелец компании Consult park, которая специализируется на упаковке франшиз. В какой-то момент я заинтересовалась темой повышения финансовой грамотности и решила развиваться этом направлении.
В 2018 году поехала в Москву на женский форум с участием известного инвестора Ким Кийосаки. В зале я увидела 700 женщин из разных городов и стран, которые давно инвестируют и погружены в эту тему. Я почувствовала, будто приехала из деревни и ничего не знаю об этом. Ощутила необходимость найти единомышленниц в своем городе.
В Инстаграме я написала пост, что хочу создать сообщество тех, кто интересуется инвестированием и финансовой грамотностью. Думала, соберется человек 15, а на первое мероприятие пришли 120 человек. Через три месяца мы организовали такой же форум как в Москве на 500 человек. Сейчас у нас есть множество форматов, мы приглашаем известных предпринимателей, психологов и других экспертов.
— Почему эта идея обрела такую популярность?
— Я думаю, женщины в меньшей степени погружены в тему финансов, но в период нестабильности люди понимают, как важно иметь план и денежную подушку.
Я вижу, что у людей нет особой надежды на государство, и они хотят сами брать ответственность за свое благосостояние.
Плюс к этому, женщины любят быть в сообществах, они более коммуникабельные, больше рассказывают. Хочешь, чтобы узнало пять человек, скажи женщине.
— Мужчины в вашем сообществе бывают?
— Да, конечно. Стоит пояснить, что мы не транслируем феминистскую повестку. Участие мужчин приветствуется, у нас часто приходят семьи. Просто я сама женщина, и другие учредители сообщества тоже женщины, так сложилось. Когда мы выходили на франшизу встал вопрос, имеет ли смысл переименоваться. Но решили, что нет. Все таки 80% товаров покупают женщины, даже если платят не они.
— Какой основной запрос у посетительниц сообщества?
— Когда я начинала, то думала, что важно рассказывать женщинам про инвестиционные стратегии, но через несколько месяцев до меня дошло, что ключевая проблема в мышлении.
У многих мышление бедного человека, даже если есть деньги. У людей много страхов и предубеждений на эту тему. У нас вообще культуры позитивного мышления на тему финансов в менталитете не заложено.
— А в чем заключается позитивное мышление?
— Приведу пример. Когда я проводила форум, у нас были конфеты ручной работы и в них мы хотели сделать положительные предсказания на тему денег. Я решила найти в интернете пословицы и поговорки об этом.
Из 100 пословиц две были положительные, остальные отрицательные. При этом в европейских языках, например, ситуация строго противоположная.
Даже если человек говорит, что мыслит позитивно в финансовом плане, у него все равно есть этот культурный багаж. Обычно он всплывает в кризисных ситуациях, как сейчас. Посмотрите, итальянцы танцуют, несмотря на большую смертность от коронавирусной инфекции, а русские в панике скупают гречку с туалетной бумагой при относительно небольшом числе заболевших.
— Почему так происходит?
— Я думаю из-за того, что рыночная экономика пришла к нам не так давно. Да и есть какой-то негативный образ предпринимателя. Например, я выросла в семье ученых и меня всегда убеждали, что честным трудом много денег не заработаешь.
Мы стараемся избавлять людей от таких мыслей. У нас даже есть формат, когда мы выявляем негативные установки, которые мешают человеку прийти к своей финансовой цели.
Человек может знать стратегии инвестирования, но если он боится, то обязательно потеряет деньги.
Предпринимательское мышление — это когда есть мало ограничений и есть способность рисковать. Тут не поможет образование. Я бы даже сказала, что консервативное образование вредит.
— Есть люди, которые рождаются с мышлением предпринимателей или этому можно только научиться?
— Ключевое, что отличает человека с предпринимательским мышлением — это умение быстро принимать решение на основе интуиции, а не знаний. Но мне кажется, что все мы рождаемся с предпринимательским мышлением. У всех развита интуиция, но с годами кто-то ее утрачивает из-за большого объема знаний и груза опыта. Для меня успешный предприниматель — это тот, кто слышит себя и быстро принимает решения.
— Какие самые частые страхи у женщин на тему финансов?
— Женщины боятся потерять работу и боятся инвестировать деньги. Последнее связано с тем, что у нас были разные финансовые пирамиды, ваучеры, кризисы и дефолты, поэтому факт вложения денег сам по себе вызывает отторжение. Хотя есть совершенно безопасные стратегии, например, можно сделать депозит или купить облигации.
Люди не задумываются о финансовой подушке безопасности и не понимают, что если они месяц останутся без работы или клиентов в бизнесе, то им конец. Сегодняшняя ситуация это показывает.
Словом, самая сверхрисковая стратегия инвестирования — это тратить столько, сколько зарабатываешь.
А еще женщины часто боятся остаться одни. У одной из участниц, например, мы откопали страх, что ее муж начнет много зарабатывать и уйдет. Есть стереотип, что все богатые мужчины изменяют женам или начинают пить. Был еще случай, когда женщина боялась, что начнет зарабатывать больше, чем муж, и у них испортятся отношения.
Часто зарабатывать мешает заниженная самооценка. Одна женщина боялась попросить повышения, несмотря на то, что работает в компании уже восемь лет, и у нее постоянно появляются новые обязанности. Мы убрали этот страх, она поговорила с начальником, и он с легкостью согласился увеличить оклад.
— Какой самый популярный формат мероприятий?
— Самый популярный формат — игра «Денежный поток». Для нашего сообщества — это точка входа. Человек за 2,5 часа видит в ускоренном режиме свою жизнь и все свои слабости, стереотипы. далее он корректирует «неуспешные» установки на тренингах.
Интересно, что в игре можно пробовать все, что угодно, деньги же не настоящие. Но люди все равно боятся, и не тратят свои наличные. Ходят от зарплаты к зарплате и также делают в реальной жизни.
— Как вы монетизируете свои мероприятия?
— Во-первых, мы продаем билеты на наши встречи. Во-вторых, у нас есть три вида годовых клубных карт. Самая дешевая стоит 24 тыс. руб., самая дорогая — 48 тыс. руб. Они предполагают бесплатное посещение клуба, а еще онлайн подписку. Сейчас мы готовим к запуску Rich Woman Online, где будет доступ к базе знаний, всем прямым эфирам и вебинарам через Telegram и Instagram.
Статья опубликована по заказу
АНО «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области»
Сайт mbnso.ru
Телефон горячей линии поддержки предпринимателей 8-800-600-3407