— Алексей, расскажите, почему вы занялись именно кофейным бизнесом?
— В детстве я не думал о предпринимательской карьере. Так как у меня не было перед глазами примера. Мама — бухгалтер, а папа — авиаинженер. Но учась в НГУЭУ по специальности «коммерция», я осознал, что предпринимательство близко мне.
В студенчестве я совмещал учебу в университете с работой барменом в ночном клубе. Мне нравилось общаться с людьми и дарить положительные эмоции. Когда я закончил экономический факультет, то начал работать по найму в сфере продаж. Параллельно с этим я искал варианты создания собственного бизнеса. И в процессе наткнулся на формат «кофе с собой», который только зарождался.
Когда я открывал этот бизнес в 2012 году, мы были чуть ли не самые первые в этом деле. Поэтому мы и запустили с партнером проект. На тот момент у нас уже были друзья и знакомые, которые могли нам помочь в развитии бизнеса.
Компанию «Бодрый день» основали Алексей Балкин и Александр Мачульский в 2012 году. У компании уже более 150 кофеен в городах России и Казахстана. В Новосибирске расположено 19 кофе-точек.
— Откуда брали начальный капитал?
— На двоих с Александром у нас было 60 тысяч рублей. Этого хватило, чтобы нам сделать стойку, закупить первоначальный набор продуктов и открыться. Большая часть оборудования была взята в аренду. Сейчас повторить такое вряд ли удастся. Но в 2012 году этих средств хватило на запуск бизнеса, и сейчас он продолжает расти.
Кстати, мы попадали в рейтинг крупнейших сетей Европы по количеству точек. На первом месте был Starbucks, на втором Costa Coffee. А мы заняли 19 место.
— В чем уникальность вашего бизнеса?
— Мы продаем кофе с собой по доступной цене. Наши кофейни находятся всегда по пути следования наших клиентов. И в этом наше конкурентное преимущество. Это бизнес-модель живучая, потому что вкусный кофе люди пьют каждый день.
— Какой кофе пользуется наибольшим спросом?
— Самые популярные — латте и капучино. Это справедливо для всех регионов России. На третьем месте идет американо.
— Как вы оцениваете конкуренцию в вашем сегменте рынка?
— В сравнение с тем, что было в 2012 году, сейчас число точек «кофе с собой» выросло в сотни раз. А 8 лет назад было всего около пяти кофеен такого формата.
«Бум» на открытие кофеточек произошел около шести лет назад. Тогда все кому ни лень пытались запускать кофейни формата «кофе с собой». Это казалось простым делом. Но потом случайные игроки стали отпадать. Сейчас идет уменьшение игроков на рынке, но не количества точек: более крупные поглощают более мелких.
— Уже прошло восемь лет с запуска бизнеса, есть вещи, которые вы бы изменили?
— Мы набили шишки на продаже франшиз. Когда мы этим занялись, у нас не было понимания того, как это работает. Все получилось спонтанно. Пошли запросы от друзей и знакомых. На тот момент не оказалось должного контроля качества наших партнеров, купивших у нас франшизу. Также не были прописаны основные условия. И в определенный момент мы столкнулись с тем, что проще стало все снести и построить заново.
В итоге три года назад мы сделали полностью новый брендбук, новый логотип и дизайн стоек. Перемены на ходу стали испытанием для наших партнеров. Многие не захотели нести дополнительные издержки, и нам пришлось с ними попрощаться.
— Филиалы или франшизы, как лучше масштабировать бизнес?
— Нет единого и правильного ответа. Для мелкого бизнеса, каким является наш формат, более подходит развитие по франшизе. Для более крупного бизнеса подойдет филиальная сеть. Хотя франчайзинг позволяет быстрее масштабироваться. Поэтому для мелкого бизнеса, когда штат одной точки составляет пару человек, формат франчайзинга наиболее удачен.
— Использовали ли вы меры господдержки для расширения сети?
— Я не пользовался господдержкой. Хотя у меня есть знакомые, которые брали субсидии. Дело в том, что когда мы запускали бизнес, он развивался органически. На старте не требовалось огромных сумм.
Что касается информационной поддержки, то перед запуском первой кофейни мы проходили обучение по программе MBA при поддержке мэрии Новосибирска. Это трехмесячный курс по экономике, по итогам которого мы презентовали экспертам наш бизнес-проект.
— На ваш взгляд, какое образование нужно предпринимателю?
— Скорее необходимо большое желание, смелость и идея. Если ты не знаешь бухгалтерию, если ты не знаешь другие нюансы, то этому всему можно научиться уже в процессе. Бизнесмен не обязан быть лучшим в мире бухгалтером, но он должен знать базовые вещи, которые позволят контролировать свой бизнес.
— Есть ли проблемы у бизнеса в России?
— Проблема в отношении обывателя к бизнесу. До сих пор есть представление, что человек, который занимается бизнесом он бандит, либо ему дали деньги какие-то богатые родители. У некоторых людей нет понимания, что бизнесмен — это тот же работяга, который трудится в разы больше. Он отвечает за все происходящие с его фирмой и не имеет возможности расслабиться. Не имеет возможность брать отпуск. Не имеет возможности уделять должное время семье.
— Как удается жить в таком графике?
— Я стараюсь один день в неделю проводить полностью с семьей. Также мы стараемся путешествовать все вместе. А чтобы дети были в курсе моей работы, иногда я их беру с собой на различные рабочие мероприятия. Пусть видят, чем занимается их папа.
— Делать бизнес в России рискованно?
— Риск всегда есть, и не важно, какое заведение вы собираетесь открывать и где — в Лондоне, Москве или Новосибирске. Идея может не выстрелить, и тогда бизнес придется свернуть. Сейчас делать бизнес в России не сложнее, чем делать бизнес в других странах. Я не говорю про взаимодействие с различными надзорными ведомствами, лишь имею в виду риск самой затеи.
— Ваш самый большой риск?
— Это было на старте. Если бы у нас не выстрелила первая кофеточка, то маловероятно, что мы продолжили бы этим заниматься и не пробовали бы открываться в других местах, потому что это была шальная идея.
— Что сложнее — запускать бизнес или руководить компанией сейчас?
— Сейчас выше уровень ответственности, потому что нельзя подводить свою команду.
— Совершали ли ошибки при работе с кадрами?
— Бывает, что ты даешь человеку второй шанс, а он его тоже не использует. Хотя я всегда стараюсь доверять человеку. Мы всегда показываем, что готовы в него вкладывать. Если человек трудолюбив, то даже при ошибках мы его не караем.
— Кого вы никогда не возьмете на работу и почему?
— Мы не берем на работу людей, которые опаздывают на первое собеседование. Это показатель того, что человек неответственный.
— Что бы о вас сказал ваш секретарь, если бы я спросил, какой у него руководитель?
— Он бы сказал, что я оптимист.
— Назовите три своих основных этических принципа в работе.
— Держать слово, быть открытым, доверять людям.
Статья опубликована по заказу
АНО «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области»
Сайт mbnso.ru
Телефон горячей линии поддержки предпринимателей 8-800-600-3407