— Светлана, почему именно цветы? Как пришла идея?
— Это был декретный опыт. Увидела подобные цветы, сделала сама, выложила в Инстаграм. Первый заказ — новосибирский квест «Брауни», они заказали большие цветы в стиле «Алиса в стране чудес». У меня художественное образование, было понимание, что и как я делаю. За первый месяц я заработала 23 тыс. рублей. Через год открыла ИП.
Муж поддержал, помог купить плоттер. Чуть позже, когда квартира превратилась в сплав склада и мастерской, сняли офис.
Я поняла, что на рынке в принципе подобного нет. Когда я анализировала, нашла человек пять в мире с подобной идеей, но каждый в своем русле ее развивает. Отличаются материалы, воплощение. Есть в Азии большие цветы — это шелк, оригами, бумага, ткань, но философия там другая. У них это «на раз» использовать. У нас берут декораторы, агентства. Должны быть «живучие» инсталляции. Это вещь недешевая, и требования к качеству продукта высокие.
Заказы с США пошли в первый же год, через Инстаграм. Там такого нет, а выглядит впечатляюще. Не так давно делали инсталляцию из черных цветов, такие композиции популярны на праздниках у афроамериканцев.
Через три года у меня уже работало три человека, сложился коллектив парней.
— Цветы и мужчины?
— В наших цветах много мужской работы, каркасы, трубы, чертежи, проектировать, готовить, возить и монтировать заказы.
— Сколько вы первоначально вложили?
— У меня не было такого. Пробовала сама, после первого заказа остались обрезки материала, из них сделала фотозону, поставила бесплатно в торговый центр со своими контактами. Пришли еще заказы. Прибыль вложила в оборудование. Для старта по минимуму — строительный фен, нож. Себестоимость по материалу на композицию — около пяти тысяч, плюс 2-3 дня работы.
— Каков средний чек?
— Композиция около 20 тыс. руб. стоит. Я уверена, что высокая цена означает высокое качество и постоянное совершенствование. Если делаешь работу на самом высоком уровне, обязательно найдутся те, кто будет это ценить.
Я могу и навязывать рынку продукт, если понимаю, что рынок созрел. На первом этапе я писала много статей с тезисами, что большие цветы — это модно, круто, лакшери. Сейчас то, что мы делаем — это не только цветы. Это птицы, насекомые, двигающиеся предметы, фрукты, светильники. Аграрная тема заходит. Например, весь Новый год мы делали пшеницу. До того — подсолнухи. Мы постоянно усовершенствуем технологии: разборные легкие кусты с цветами, новые возможности, цвет, движение.
Основная идея, миссия, если хотите — это эмоции наших клиентов и их гостей, ощущение «вау».
Вот вы приходите на свадьбу, и никто не помнит, какого цвета были шарики. А от наших цветов ощущение восторга у всех. Большие цветы — погружение в детство. «Вау» — основной драйвер бизнеса.
В нашей школе разные люди испытывают сходные эмоции. Женщины приходят душу лечить, кто-то из депрессии так выходит. Это и творчество, и тактильные ощущения, и цвет. В жизни у многих складывается некий «день сурка» с повторяющимися буднями, а у нас праздник каждый день.
— Вы защищали идею, патент есть?
— Защищен логотип. Думаю, патентовать как продукт нет смысла. Вскоре я открыла школу, обучаю, планируем упаковать франшизу. У меня более 20 тысяч учеников по всему миру. Окончив курс, они получают профессию декоратора, многие в дальнейшем успешно открывают свои мастерские и ИП. Кто-то организовывает семейный бизнес.
— Ощущается ли конкуренция?
— В Новосибирске есть ученица, которая работает параллельно. Всем заказов хватает. У каждого свой стиль, как в одежде. Бывают у учениц сложности в маркетинге: скажем, делает хорошие композиции и продает их буквально по себестоимости. Рушит рынок.
— Как боретесь?
— Постоянно ищу и делаю что-то новое, экспериментирую. В итоге пока они до меня «добегут» я уже буду далеко впереди.
Когда путешествую, бегу к магазинам ведущих брендов. Не ради шоппинга — ради витрин. Смотрю, какие идеи в тренде.
Экспериментировали с оригами-бумажными скульптурами. Сделали коня из бумаги, большого. Он долго жил в мастерской по частям, морда в одной комнате, хвост в другой. Под новый год продали коня для композиции в одну из витрин бутика одежды. Так как был Новый год, конь превратился в оленя. Прожив в витрине несколько месяцев и став звездой торгового центра, конь-олень не ушел на покой. Заказчики сами покрасили его из белого в золото и превратили его в единорога.
— Цветы идут под заказ или есть поточные продукты?
— Чаще индивидуализация, под сезон я делаю зоны: свадьбы, новый год. Был опыт работы с одной из розничных сетей игрушек, делали наборы для самостоятельного творчества. Спрос есть. Не сошлись в цене.
Я планирую открыть школу для детей, подростков. Уже упаковано много интересных программ, материал интересный, возможностей море. Это и дизайнеры интерьера, они шляпы делают, декорации для сцены.
— Есть ли сезонность?
— Скорее, особенности и тренды. Свадьбы подвержены моде, в интерьеры берут белые цветы, классика. Они универсальны. Для фотозон или под событие подбираются цвета и цветы, или под настроение. Витрины требуют креативных решений: подвесные цветы, бумажные инсталляции, порхающие подвесные композиции.
— Из чего цветы, как выбрали именно этот материал?
— Начинала я с гофрированной бумаги. Выходит красиво, но это материал хрупкий, непрочный, боится воды, выгорает на солнце. Сейчас делаем из особой резины. Изначально это был строительный материал для утепления пола. В какой-то мере мы создали рынок — я и мои ученики поднасели на производителей, чтобы они выпускали то, что нужно нам, по толщине и качеству. Сначала на заводах была некая оторопь от женских «хотелок», сейчас включились и производители. За год ими было введено пять новых материалов, они миксуют состав, красят его, дают нам на тест.
— С какими сложностями столкнулись?
— В прошлом году мы сменили половину команды, просели, но много поняли для себя. Изначально неверно выстроили систему мотивации: люди недорабатывали на местах, но хорошо получали. Было сложно расставаться, я жестко никогда не увольняла, по-женски подводила к решению уйти. Расставались мирно, общаемся.
— Вы дотошный руководитель?
— Бывает, прихожу и говорю: «Так. Все хорошо и прекрасно сделали, но придется все переделать». Если я считаю, что это неправильно, меня не волнует, что думают другие.
— Как вы считаете, чем женский стиль ведения бизнеса отличается от мужского?
— Мужчина прет к цели как танк. Женщина свою цель притягивает.
Бизнес — это не то, что можно «стряхнуть» и прийти домой «пустым». Это образ жизни.
Статья опубликована по заказу
АНО «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области»
Сайт mbnso.ru
Телефон горячей линии поддержки предпринимателей 8-800-600-3407