Компетенция , Новосибирск ,  
0 

Как студенческий бизнес вырос в крупную типографию

Все фото предоставила Екатерина Неклюдова
Все фото предоставила Екатерина Неклюдова
Основатель типографии «Атмосфера» Екатерина Неклюдова рассказала, как начать бизнес, не имея собственного производства и получить преимущество на рынке печати

Новосибирская типография «Атмосфера» выросла из студенческого бизнеса в крупное предприятие. Компания имеет 1000 кв. м производственных площадей, семь цехов разной направленности и три филиала в Сибири. Типография работает как с частными клиентами, так и с такими крупными компаниями, как «Октябрьская птицефабрика» и Burger King.

— Екатерина, как складывается ситуация на рынке печати?

— Спрос на печать листовок, газет и журналов значительно упал, но есть и другие прибыльные направления. Например, упаковка — она нужна всем. Даже какая-нибудь девочка из Инстаграма, которая делает и продает брошки, всегда будет нуждаться в этом товаре.

Я вижу, что растет спрос на что-то необычное. Например, блестки или фольгирование. Появились технологии, которые делают эти процессы проще и дешевле, так что сфера развивается.

Отдел постпечатной обработки полиграфической продукции
Отдел постпечатной обработки полиграфической продукции

— Чем вы отличаетесь от других типографий?

— Наше преимущество — в комплексности. Мы можем сделать проект «под ключ». Например, для Модульбанка мы делали наружную рекламу, настенные плакаты, номерки на одежду, какие-то указатели и даже люстры — они были специфической формы. Затем на основе их брендбука мы начали производить сувенирную продукцию на праздники, подарки для VIP-клиентов, папки для документов, мультифоры и так далее.

То есть в отличие от большинства небольших компаний мы работаем без посредников, и клиент может реализовать все свои потребности в одном месте. Плюс мы делаем как маленькие заказы, так и крупные: от печати фотографий до плакатов для билбордов.

— Это экономически эффективно?

— Тут работает правило Парето: 20% — это клиенты, которые приносят 80% дохода. Конечно, нам интересней большие проекты, но это не значит, что маленькие клиенты остаются обделенными. Оборудование позволяет работать со всеми. Важно, чтобы машины были загружены 24 / 7.

— С таким подходом вы уникальны на новосибирском рынке?

— Да, на местном рынке очень мало компаний, которые совместили бы оперативно-офсетную, интерьерную и широкоформатную печать, наружную рекламу, шелкографию и так далее. На собственной базе мы делаем 90% продукции.

— Основное преимущество в наличие оборудования?

— Это так. Рекламных агентств, которые могут оказать подобные услуги, достаточно много, но они работают через посредников, то есть раскидывают заказ на несколько фирм. Собственно, мы так и начинали, когда с партнером организовали наш маленький бизнес после университета десять лет назад.

— Почему решили заняться именно этим?

— Я по образованию дизайнер. Еще в институте устроилась работать в маленькое рекламное агентство, которые размещалось в жилом доме на первом этаже. Я делала дизайн, а заказ переразмещали на печать. Я поняла, что тоже смогу организовать работу по такой схеме.

С моим партнером мы познакомились еще на подготовительных курсах в институт. У нас было четкое понимание, что мы не хотим работать по найму и хотим организовать бизнес. Для меня в первую очередь это был финансовый вопрос.

— Как вы создали «Атмосферу»?

— Изначально у нас не было своего юридического лица и помещения. Мама моего партнера занималась психологической практикой, и все занятия начинались с шести вечера. До этого времени мы использовали ее помещение. Плюс мы могли пользоваться юрлицом.

Изначально у нас не было понимания как развиваться. Какие-то клиенты пришли за мной с моей предыдущей работы, каких-то мы искали в соцсетях. Через полгода мы окрепли, сняли офис и завели свое юридическое лицо.

— Как долго ваш бизнес не окупался?

— Окупаться мы начали сразу же. Зарабатывали примерно среднюю зарплату.

— А в какой момент решили приобрести оборудование?

— Оборудование появилось через четыре года. Мы устали бегать по типографиям — это было логистически неоправданно.

Сначала приобрели полупрофессиональный принтер Toshiba. Тогда он стоил 250 тыс. руб. Мы купили его в кредит и отбили деньги через две недели. Но через полтора месяца он сломался из-за больших объемов.

Тогда мы без экспериментов взяли профессиональную машину, которая до сих пор в рабочем состоянии. Она стоила 1,5 млн руб, это тоже был кредит.

Интерьерный плоттер
Интерьерный плоттер

— Что было самым сложным для вас в развитии компании?

— Для меня самое сложно было научиться делегировать полномочия. Сначала я вела всех клиентом сама, а затем передала их менеджерам. Клиенты стали звонить и говорить, что хотят работать со мной, а не с менеджерами. В этот момент пришлось потерять часть клиентов, но не браться за них самой, потому что в сутках только 24 часа и этого не хватало на все заказы.

Выйти из операционной деятельности для меня было самым сложным.

— Из того, чем занимается «Атмосфера», что вы считаете наиболее перспективным?

— Определенно, это наружная реклама и упаковка. С другой стороны, наибольшую прибыль нам приносит цифровая офсетная печать, но это исторически сложившийся факт, потому что мы с этого начинали работать.

Стоит сказать, что «наружка», это самое сложное направление и на качественную работу есть спрос. У нас сменилось семь монтажных бригад, прежде чем мы нашли подходящую.

Сейчас очень много фирм, которые работают в гаражах или на дому. Для открытия такого предприятия нужно 100-150 тыс. руб. Они не профессионалы и делают так, как им кажется правильно. Они могут неверно рассчитать число светодиодов, и вывеска будет тусклой. Или склеить что-то неправильно. Мы же даем гарантию на вывеску три года.

— У предприятия возникли трудности из-за ситуации с экономическим кризисом и распространением коронавирусной инфекции?

— В особенности в последние две недели мы испытываем трудности. К сожалению, пришлось убрать премиальные части у некоторых сотрудников на время коронавируса. Это связано с запретом на массовые мероприятия. Из-за него у нас не заказывают продукцию. Это пресс воллы, стенды, стойки, «раздатка», некоторые большие заказы отвалились. Будем надеяться, что все восстановится.

— Как изменилось отношение к разработке дизайна за десять лет?

— Есть одно наблюдение: десять лет назад для людей слово «дизайн» было что-то из области фантастики.

Мелкие организации не понимали, что чтобы что-то распечатать, нужно сделать макет в компьютере.

Например, просили сделать визитку. Отрисовка, дизайн — 500 р. Клиент делает круглые глаза и не понимает, за что он должны платить деньги. К слову, такие люди встречаются до сих пор. Для них у нас есть конструктор на сайте.

— Вы много времени тратите на работу?

— Когда я начинала бизнес, у меня была иллюзия, что у предпринимателей довольно много свободного времени. Это, конечно, не так и поначалу мы вкладывались в работу полностью. Уже сейчас я сняла с себя функции операционного директора, но до сих пор не перешла на режим, когда я выступаю как инвестор или контроллер, все равно мое присутствие требуется.

Я люблю путешествовать, у меня получается делать это четыре или пять раз в год. Обычно на январские праздники в «мертвый» сезон мы уезжали на пару месяцев.

— Вы чувствуете, что реализовались в карьере?

— Я понимаю, что я достигла хорошего результата и довольна своей работой. Люди часто меняют ниши, переходят в другой бизнес. Мне нравится, что я все десять лет занимаюсь одной сферой. Я считаю, что когда ты занимаешься чем-то одним, а не прыгаешь, то сможешь достичь большего.

Как студенческий бизнес вырос в крупную типографию

Статья опубликована по заказу
АНО «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области»
Сайт mbnso.ru
Телефон горячей линии поддержки предпринимателей 8-800-600-3407

Решения Бизнес-обучение: люди готовы платить за драйв и эмоции
Содержание
Закрыть