Ритейлер рассказал, почему «детям кризиса» легче делать бизнес
Материалы выпуска
Евгений Бурденюк: «Я провоцирую людей учиться» Компетенция Глава сообщества Rich Woman рассказала о главных страхах женщин в бизнесе Компетенция Как студенческий бизнес вырос в крупную типографию Компетенция Бизнес-обучение: люди готовы платить за драйв и эмоции Решения Владелец сети кофеен рассказал, как создал успешный бизнес с 60 тыс. руб. Компетенция «Гирягантеля»: как заработать на спорте в небольшом городе Компетенция Ритейлер рассказал, почему «детям кризиса» легче делать бизнес Компетенция Как Светлана Копцева заработала на больших цветах и стране чудес Рынок
Компетенция Новосибирск
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Ритейлер рассказал, почему «детям кризиса» легче делать бизнес

Владелец магазина необычных товаров «Продукто» Евгений Бойков рассказал, как начал продавать новосибирцам личинки шелкопряда и почему российским предпринимателям не помогает успешный американский опыт ведения бизнеса
Евгений Бойков, владелец магазина необычных товаров «Продукто»

— Евгений, почему решили заняться именно этим делом?

— До этого занимался дизайном и созданием сайтов. Параллельно с этим мы открыли службу доставки фруктов в офисы различных компаний по подписке. Развивался бизнес неплохо, у нас даже среди клиентов был 2Gis и другие крупные компании. Но в 2014 году началась вырос курс доллара и евро, санкции, эмбарго на ввоз фруктов. И естественно все компании начали резать свои расходы, пострадал и наш сервис.

Кризис заставил нас думать над созданием чего-то вечного и приземленного, когда человек нуждался бы в наших услугах или товарах постоянно.

Тогда мы жили в тихом центре Новосибирска, но там не было нормальных продуктовых магазинов. Каждый день нам с супругой приходилось ходить в магазин, который мы считали отвратительным. Там на крыльце периодически конфликтовали между собой алкоголики, а неряшливые продавцы постоянно что-то жевали прямо за прилавком.

Это подтолкнуло нас открыть продуктовый магазин с хорошим сервисом, чистотой в помещении и адекватными продавцами. Но в таком виде проект людям не зашел. Нужно было менять концепцию.

Далее за полгода мы сменили четыре ниши и в конечном счете появился «Продукто» в том виде, в котором он есть сейчас. Мы дети кризиса. Оказалось, что выгодно создавать бизнес в кризис, ведь хуже уже точно не будет.

Фото: vk.com/produktostore

«Продукто» — магазин в Новосибирске, ориентированный на молодую аудиторию. Магазин специализируется на продаже необычных товаров и продуктов, которые практически не встречаются на полках обычных магазинов.

— С кем ведете бизнес?

— У нас семейный бизнес кроме меня, еще жена и мама. Хотя говорят, что с родственниками и друзьями нельзя вести дела. Но я считаю, если вы ладите, то ничего страшного не произойдет. Все зависит от людей. Соглашусь лишь с тем, что бизнес — это как экстремальная ситуация, в которой проверяются твои отношения с родственниками и друзьями.

— В чем уникальность «Продукто»?

— Мы изменили правила игры. Типичный портрет покупателя магазина любого формата — это женщина-хозяйка, которая пришла сделать покупки для всей семьи. Но нашей целевой аудиторией стала молодежь. И сейчас уже, сколько лет прошло, до сих пор никто такого не делал.

Только в нашем магазине можно купить уникальные продукты, которые появятся на российском рынке через 5 лет, либо которых не будет вовсе, например, леденцы со скорпионами, космическое питание, личинки шелкопряда, шоколадки со вкусом васаби, газировка с вкусом грибов.

Другой уникальной особенностью нашего бизнеса являются люди, которые работают в магазине. Среди молодежи считается, что работать продавцом в магазине стремно. Но мы постарались сделать так, чтобы профессия продавца стала классной и модной.

— Зачем новосибирцы покупают личинки шелкопряда и другие необычные продукты?

— Есть две категории покупателей. Одни покупает калории, другим важен не столько продукт, сколько легенда бренда, дизайн, оригинальность. Для наших клиентов напитки и закуски — не столько способ утолить голод или жажду, сколько попытка заявить о себе.

— Какие продукты наиболее востребованы у ваших клиентов?

— Сейчас — это готовые подарочные наборы, в которые мы собираем самые популярные и необычные продукты. Это очень классно, что клиенты так нам доверяют. Тем более, что популярнее всего закрытые, секретные подарки, состав которых неизвестен, пока его не откроешь.

— Получается, что конкурентов у вас нет?

— С одной стороны, у нас нет серьезных прямых конкурентов. Но, с другой стороны, каждый обычный магазин, кофейня или даже магазин цветов — это наш конкурент. Потому что доходы у людей падают, и они выбирают пойти в кино, сходить в кофейню или приобрести что-то необычное в «Продукто».

Фото: vk.com/produktostore

— Магазин работает в прибыль?

— Успех пришел не сразу. Запуск магазина потребовал около 3 миллионов рублей инвестиций. Было сложно особенно первый год. Мне пришлось взять тогда кредит под 40% годовых. И это была не какая-то там МФОшка, а обычный банк. Просто тогда ставка рефинансирования была 17%.

Также за время становления пришлось столкнуться с тем, что некоторые контрагенты нарушали договоренности. Нам приходилось работать по предоплате, и нередко поставки задерживали. В итоге только через два года ситуация стала улучшаться. Мы наработали базу клиентов в Новосибирске. Окрыленные первыми успехами мы начали продавать франшизы, о чем мы потом пожалели.

— Что пошло не так?

— За полгода работы трех франшиз в Казани, Томске и Иркутске мы поняли, что придется мириться с плохим качеством сервиса у франчайзеров или всю эту лавочку следует закрыть. Это мы и сделали. Потеряли в деньгах, но сохранили деловую репутацию. Хотя у нас была возможность по-быстрому напродавать около 50 франшиз, запросы были из разных городов.

Сейчас мы готовимся к масштабированию 2.0 с учетом, совершенных нами ошибок. Поэтому будем открывать филиалы в Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве. А для небольших городов мы хотим пересобрать бизнес-модель франшиз, чтобы все работало четко и качественно.

— Что еще вы бы сделали по-другому?

— Одна из наших ошибок — это перекладывание примеров из американской бизнес-литературы на российские реалии. Это не всегда действенно и применимо. Сейчас у нас другой подход. Мы ищем того, кто уже находится в точке «Успеха» и просим их поделиться опытом. Оказывается, что успешные бизнесмены наступали когда-то на те же самые грабли, что и мы. И уверен, за нами кто-то пойдет тоже наступит. Все потому, что есть книга в сети, у нее оценка пять звездочек на сайте. И все начинающие предприниматели думают, что она точно работает.

Американские книги описывают свой рынок, который отличается от наших реалий. За океаном идет движуха во всех сферах, поэтому в этих изданиях пишут, что надо не сидеть на месте, а использовать все возможности для развития своего бизнеса. В России же, наоборот, бизнесмен должен быть разборчивым. Изначально, мы тоже бежали принимать участие во всех мероприятиях, чтобы продвинуть свой бизнес.

— Пользовались ли вы программами господдержки?

— Пока нет, но надеюсь скоро будем. Я лишь скажу, что от посольства Италии и Кореи получили больше помощи, чем от родного государства. При их поддержке мы летали на выставки в Сеул, посещали World food Moscow несколько раз, устраивали встречи с зарубежными предпринимателями.

Благодаря этому сотрудничеству наша компания стала торговым представителем корейских и итальянских товаров в России. При этом мы видим, что у тех же корейцев гораздо скромнее бюджеты на поддержку бизнеса, чем в России. Но они грузят потенциальных иностранных клиентов в самолеты и везут в Сеул на выставки, компенсируя им часть расходов.

— Какую поддержку вы бы хотели видеть от государства?

— В первую очередь, начинающим предпринимателям нужны клиенты. Если государство боится давать бизнесменам деньги, то можно возить их на выставки, в том числе и международные, где они сами смогут найти покупателей. Или компенсировать участие в выставках, в качестве резидентов.

Во-вторых, есть огромная пропасть между предпринимателями и доступностью кредитов. Пока складывается так, что тебе спокойно дают деньги только под залог какого-либо имущества. То есть, по этой логике, прежде, чем взять кредит на развитие бизнеса, тебе надо сначала купить достаточное количество имущества, а потом его заложить. Но это же неправильно.

— Как считаете, какое образование нужно предпринимателю?

— У меня неоконченное высшее образование по специальности: «социальный и культурный сервис и туризм». Институт мне не дал вообще ничего. Я считаю, что нет какой-то конкретной специальности, которую надо получать предпринимателю. Он учится всю жизнь по ситуации. Например, оказался в ситуации, когда ты не знаешь, что такое управленческий учет — обучился этому, и так со всем.

В принципе профессия предприниматель — это метафизическая субстанция. Это как гадалка или экстрасенс. Как им стать? — кто бы знал!

— Как вы считаете, в России просто начать бизнес?

— Вот есть люди, которые залазят на небоскребы и прыгают по крышам, так вот предпринимателей можно сравнить с такими людьми в части того, что у них есть некое бесстрашие.

Хотя с каждым годом наша сфера приобретает все более цивилизованные черты. Одним из ярких примеров можно назвать банкротство физлиц. Теперь хотя бы официально ты можешь объявить game over на несколько лет. Но все же сейчас еще периодически слышно о случаях выбивания денег и других преступлениях.

— Назовите ваши основные этические принципы в работе?

— Репутация дороже денег. Я уже более 10 лет занимаюсь разного рода предпринимательской деятельностью. И нет ни одного человека, которого бы я подвел или кинул.

Есть много примеров, в том числе в Новосибирске, как годами наработанную люди теряли в два счета. И в итоге они потом не могут нормально работать, потому что им не верят те же самые поставщики.

Второе, бизнес — это про отношения, построенных на личных симпатиях. На самом деле все в бизнесе построено на личных взаимоотношениях. Есть такая фраза: ничего личного, только бизнес. Так вот — это не правда. Все в человеческих отношениях — это личное. И в семье, и в политике, и в бизнесе.

Статья опубликована по заказу
АНО «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области»
Сайт mbnso.ru
Телефон горячей линии поддержки предпринимателей 8-800-600-3407