Практика , Новосибирск ,  
0 

Адаптация к строгим ограничениям ЦБ позволила МФО остаться в плюсе

Фото: РБК Новосибирск
Фото: РБК Новосибирск
Новые ограничения, изменения в риск-политике и укрупнение компаний — о трендах и новых изменениях, которые повлияли на рынок МФО в 2023 году — в материале РБК Новосибирск

В России в 2023 году шла в борьба Центрального банка с закредитованностью. Были введены специальные лимиты, касающиеся высокрисковых заемщиков. Также была снижена максимальная ежедневная процентная ставка по займам. Кроме того, размер предельной задолженности по микрозаймам до одного года снизился. Все эти ограничения заставили микрофинансовые организации адаптироваться к новым условиям. Опрошенные РБК Новосибирск эксперты рассказали, чтобы оставаться рентабельным компаниям пришлось пересмотреть скоринговые модели, совершенствовать продукты разрабатывать новые сервисы для клиентов.

По итогам девяти месяцев 2023 года совокупный объем микрозаймов достиг 348,1 млрд руб. За квартал показатель вырос на 5,5%, за год — на 18,2%. Как рассказал председатель Совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев, несмотря на обновление рекордного показателя за последние несколько периодов, темпы роста замедлились на фоне ряда вступивших в силу ограничений.

В России с 2023 года на рынке микрозаймов действует механизм макропруденциальных лимитов (МПЛ). Регулятор ввел количественные ограничения на выдачу кредитов и займов заемщикам с высоким показателем долговой нагрузки. Для этого Центробанк выявляет соотношение среднемесячных платежей гражданина по всем кредитам и займам к его среднемесячному доходу (показатель долговой нагрузки, ПДН).

Сейчас для микрофинансовых организаций в четвертом квартале действуют жесткие ограничения: заемщики с ПДН 50-80% должны составлять не более 30% портфеля, а с ПДН свыше 80% — всего 15%. Для сравнения, в третьем квартале лимита на первых не было, а на вторых полагалось 30%. В первом квартале 2024 года лимиты для займов с ПДН от 50% до 80% будут снижены до 25%.

Другое значимое для рынка ограничение — снижение максимальной ежедневной процентной ставки по потребительским займам для микрофинансовых организаций (МФО) определена на уровне 0,8% в день (ранее был 1%). Теперь вместо максимальных 365% годовых кредитор может рассчитывать только на 292%.

Кроме того, размер предельной задолженности по микрозаймам до 1 года снизился. Это означает, что в случае просрочки кредитор не сможет начислять заемщику проценты, штрафы, пени и иные платежи, превышающие более чем в 1,3 раза сумму основного долга. Ранее действовал коэффициент 1,5. В ЦБ подчеркивали, что эти меры необходимы для снижения закредитованности населения.

Ограничения Центрального банка заставили многие микрофинансовые организации на рынке пересмотреть скоринг.

Настройка скоринговых систем

Как рассказал председатель Совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев, рынок микрофинансирования постоянно находится в процессе трансформации, изменений бизнес-моделей и подходов. В том числе по причине новых законодательных инициатив. Чтобы сохранить рентабельность, бизнес вынужден постоянно перестраивать модели и подстраиваться под новые реалии.

«Скоринговые системы постоянно оптимизируются и совершенствуются, это непрерывный процесс. Уровень резервов к активному портфелю в 2023 г. к 2022 г. снизился на 20%. Это говорит о том, что клиенты лучше соблюдали платежную дисциплину, и что мы правильно работаем со скоринговой политикой, — рассказал генеральный директор Moneyman (входит в финтех-группу IDF Eurasia) Александр Пустовит. — Качество долгового портфеля стало лучше, это отражает показатель объема сформированного резерва под возможные потери и показатель отношения объема данного резерва к общему выданному портфелю».

Генеральный директор МФК «Джой Мани» (JoyMoney) Максим Пащенко сообщил, что в 2023 году Компания значительно усилила и трансформировала свой департамент рисков. Были запущены полностью новые скоринговые модели, как для первичного, так и для повторного клиентов. Также активная работа ведется над обогащением данных при помощи использования сторонних сервисов и данных.

«Кроме скоринговых систем сфере МФО требуется тонкая и детальная настройка антифрода на всех уровнях принятия решения и работе всех сервисов. В 2023 году было множество хакерских атак на финансовую сферу, от которых пострадали даже серьезные игроки. В JoyMoney уделяют внимание информационной безопасности на всех участках системы», — пояснил он.

Генеральный директор МКК «Академическая» (сервис онлайн-займов ВебЗайм) Константин Шарапов сказал, что принципиальных изменений скоринговые системы не претерпели. «Увеличение потока происходило за счет притока клиентов банков, которым, по новым требованиям расчета ПДН, последним приходилось отказывать. Мы, в свою очередь, тоже исполняли закон и отказывали той части клиентов, у которых финансовая нагрузка была высокой», — добавил собеседник.

Новые продукты и решения

Константин Шарапов отметил, что продолжение наращивания объемов в текущих реалиях стало возможным за счет появления новых продуктов и прогрессивных способов привлечения клиентов, однако все это сопровождается возрастающей конкуренцией между игроками рынка, который уже покинула часть участников. Все это ведет к консолидации отрасли и укреплению позиций крупных игроков, которым легче адаптироваться к изменениям за счет масштабов и высокой технологичности.

«Основные решения, которые сегодня предлагают лидеры рынка, напрямую связаны с маркетингом и развитием сервиса. В 2024 году вновь ужесточится борьба за качественных заемщиков, особенно с низкой долговой нагрузкой, учитывая очередное изменение макропруденциальных лимитов, запланированное на начало года. И, конечно, на первое место сейчас выходит retention — индекс удержания и возвратности клиентов, который напрямую связан с совершенствованием сервиса. Компании будут разрабатывать и внедрять все более выгодные условия для потребителей — персонализированные программы лояльности, скидки, акции, выделяющие их на фоне других игроков. Те компании, кто сможет выстроить гибкую систему управления продуктами — определенно окажутся в выигрыше», — считает эксперт.

Как рассказал генеральный директор Moneyman (входит в финтех-группу IDF Eurasia) Александр Пустовит, применительно к сегменту PDL-займов появились новые игроки — банковские МФО, это один из новых трендов 2023 года. Также наблюдается рост доли IL-продуктов с графиком погашения и более длинными сроками займа, в среднем на полгода. Это связано с тем, что из-за требований в части выдачи кредитов заемщикам с высокой долговой нагрузкой банки стали больше отказывать в выдачах, и эти клиенты активно проявляют интерес к сектору МФО.

«Если говорить про Moneyman, то мы постоянно оптимизируем кредитную политику, улучшаем скоринговые модели, делаем их более сбалансированными. Также мы реализовали ряд доработок, направленных на повышение удобства пользования нашими продуктами», — сообщил глава компании.

Эти и другие меры позволили повысить возвращаемость клиентов, что привело к росту базы лояльных заемщиков.

«Нам пришлось уделить пристальное внимание скоринговой системе, полностью ее переработать. Также изменения коснулись продуктовой стратегии, акционной политики и стратегии работы с повторными клиентами. Мы сфокусировались на развитии сегмента среднесрочных займов (installment) для компенсирования снижения максимальной процентной ставки», — рассказал Максим Пащенко. — Конкуренты активно, также как и мы, развивают сегмент среднесрочных займов (installment). Мы, в свою очередь, помимо привычных IL-займов запустили новый продукт — заем для ИП и самозанятых на сумму до 300 тыс. руб.».

Кто берет и на какие цели

Изменения на рынке МФО меняют и портрет заемщика. По данным ВЦИОМ, трансформация происходит в лучшую сторону. Сегодня клиента МФО нередко отличает молодой возраст — от 35 до 44 лет (28%), почти половина имеет высшее образование (48%), более четверти — среднее специальное (28%).

Опрошенные РБК Новосибирск эксперты рынка не выявили серьезных изменений в портрете заемщика и целях займов. «Аудитория у нас, как в 2022 году, так и в 2023 году делится на мужчин и женщин практический в одинаковых долях. В 2023 году мы видим небольшое увеличение доли клиентов до 35 лет. Также заметно увеличение клиентов с «банковской» кредитной историей, что соответствует регуляторным нововведениям. В остальном значимых изменений нет, — прокомментировал Максим Пащенко». — Цели займа также, что в 2022 году, что в 2023 году остаются одинаковыми: на цели личных расходов и рефинансирование других обязательств».

Константин Шарапов добавил, что сейчас, принимая во внимание экономическую ситуацию, людям объективно нужно больше средств на закрытие прежних потребностей. Следовательно, возрастает размер запрашиваемых сумм. Компании реагируют на эти запросы увеличением среднего чека.
Среди особенностей Александр Пустовит отметил снижение доли займов на непредвиденные расходы. В 2023 году экономическая ситуация стала более стабильной и прогнозируемой, в результате гражданам стало легче осуществлять долгосрочное финансовое планирование. Также в МФО стали чаще обращаться предприниматели, включая самозанятых,

«Стало больше клиентов условно «банковского» качества и профиля, которым банки не готовы выдавать финансирование по своим причинам. Таким клиентам нужны крупные суммы на длительный срок, им интересны продукты, максимально приближенные по своим параметрам к банковским. Но кредиторы, в свою очередь, ищут баланс между интересами таких заемщиков и своими скоринговыми политиками», — заключил эксперт.

Собеседник заключил, что события последних лет научили сдержанности в построении планов на будущее. Каждая компания имеет собственные ожидания от 2024 года и строит для себя несколько возможных сценариев развития ситуации.

От первого лица Людмила Бородина: какие перспективы у рынка МФО в 2024 году
Содержание
Закрыть