От первого лица , Новосибирск ,  
0 

Генеральный директор Moneyman об итогах на рынке МФО и планах развития

Александр Пустовит (фото: пресс-служба Moneyman)
Александр Пустовит (фото: пресс-служба Moneyman)

Как новые тренды повлияли на рынок МФО, что происходит со спросом на займы, и почему компании Moneyman удается развиваться несмотря на нововведения и последствия вызовов – в интервью рассказал гендиректор Moneyman (входит в финтех-группу IDF Eurasia) Александр Пустовит

— Как вы оцениваете итоги года на рынке МФО? Какие события были самыми значимыми на рынке?

— Рынок МФО смог адаптироваться к последствиям вызовов, которые появились в экономически нестабильном 2022 году и продолжали сказываться в 2023 году. Из наиболее значимых событий можно отметить регуляторные нововведения, которые начали действовать со второй половины этого года: снижение максимальной ставки по микрозаймам до 0,8% в день, снижение максимального размера суммы всех переплат до 130%, ужесточение требований в части прямого количественного ограничения на выдачу займов заемщикам с высокой долговой нагрузкой (макропруденциальные лимиты).

— Как это все отразится на положении рынка в следующем году?

— Сейчас на рынке наблюдается замедление темпов роста. В связи с новыми регуляторными ограничениями мы ожидаем дальнейшего снижения этих темпов в 2024 году. Год к году количество выданных займов останется на уровне 2023 года. Также можно ожидать консолидации микрофинансового сектора.

Эффективно работать в условиях сниженной процентной ставки смогут только те компании, у кого будут максимально оптимизированы операционные процессы. По нашим оценкам, рынок могут покинуть 10-20% игроков от их текущего количества.

— Какие регуляторные инициативы оказались полезны, на ваш взгляд?

— Мы приветствуем любые регуляторные инициативы, направленные на охлаждение темпов роста закредитованности заемщиков с высокой долговой нагрузкой, а также решения, которые повышают прозрачность микрофинансового сектора — в этом направлении за последние годы уже была проделана колоссальная работа, которая дала свои результаты.

Из недавних нововведений в этом отношении можно отметить требование указывать полную стоимость займа в коммуникациях с клиентом. Мы считаем, что оно оправдано с точки зрения более осознанного расчета финансовой нагрузки заемщиками. В части целесообразных регуляторных инициатив можно отметить потребность рынка в создании единой методологии расчета МПЛ. Основной риск здесь заключается в уходе части заемщиков, столкнувшихся с отказом в займе из-за несовершенства текущей методологии, к нелегальным кредиторам, работающим за рамками правового поля.

— Увеличился ли объем рынка?

— Объем рынка в 2023 году вырос. Это касается объема выдачи и в денежном, и в количественном выражениях. Так, по данным СРО «МиР», за первые три квартала объем выданных займов достиг 348,1 млрд руб., что на 18,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Рост был обеспечен не только за счет давно присутствующих в микрофинансовом секторе игроков, но и во многом за счет активного выхода банков в сегмент МФО посредством создания соответствующих аффилированных структур и кредитования в них своих клиентов.

— Как менялось число и качество игроков рынка, какие интересные продукты выводились на рынок?

— Применительно к сегменту PDL-займов (займы до зарплаты) появились новые игроки — банковские МФО, это один из новых трендов 2023 года. Мы также видим рост доли IL-продуктов (среднесрочные займы) с графиком погашения и более длинными сроками займа, в среднем на полгода. Это связано с тем, что из-за требований в части выдачи кредитов заемщикам с высокой долговой нагрузкой банки стали больше отказывать в выдачах, и эти клиенты активно проявляют интерес к сектору МФО.

Если говорить про Moneyman, то мы постоянно оптимизируем кредитную политику, улучшаем скоринговые модели, делаем их более сбалансированными. Также мы реализовали ряд доработок, направленных на повышение удобства пользования нашими продуктами. Это касается процедуры регистрации для новых клиентов и способов погашения займов. Мы также продолжили развивать собственные программы, предназначенные для заемщиков, попавших в трудную жизненную ситуацию — это реструктуризация и рефинансирование на индивидуальных гибких условиях. Нами проведена комплексная работа по увеличению доли повторных клиентов: мы автоматизировали процессы, упростили воронку, расширили продуктовую линейку, оптимизировали подходы к коммуникации. Это позволило повысить возвращаемость клиентов и еще больше нарастить базу лояльных заемщиков.

— Заметили ли вы изменения в целях займов, в портрете аудитории?

— В структуре целей займов можно отметить снижение доли займов на непредвиденные расходы. В 2023 году экономическая ситуация стала более стабильной и прогнозируемой, в результате гражданам стало легче осуществлять долгосрочное финансовое планирование.

Среди изменений в портрете аудитории можно отметить рост доли предпринимателей, включая самозанятых, которые обращаются за заемными финансовыми ресурсами для нужд бизнеса. Также стало больше клиентов условно «банковского» качества и профиля, которым банки не готовы выдавать финансирование по своим причинам. Таким клиентам нужны крупные суммы на длительный срок, им интересны продукты, максимально приближенные по своим параметрам к банковским. Но кредиторы, в свою очередь, ищут баланс между интересами таких заемщиков и своими скоринговыми политиками.

— Как менялись скоринговые системы, как менялся долговой портфель МФО по объему и качеству?

— Скоринговые системы постоянно оптимизируются и совершенствуются, это непрерывный процесс. Уровень резервов к активному портфелю в 2023 г. к 2022 г. снизился на 20%. Это говорит о том, что клиенты лучше соблюдали платежную дисциплину, и что мы правильно работаем со скоринговой политикой.

Качество долгового портфеля стало лучше, это отражает показатель объема сформированного резерва под возможные потери и показатель отношения объема данного резерва к общему выданному портфелю.

— Как вы оцениваете перспективы на 2024 год, каковы планы Moneyman?

— Мы будем развиваться в направлении продуктов, приближенных к банковским — с увеличенными суммами и сроками, мы готовим запуск новой продуктовой среднесрочной линейки.

Также мы продолжим улучшать качество портфеля, для этого будут внедрены новые скоринговые модели. Темпы роста мы планируем сохранять, используя, в том числе, новые источники трафика. В частности, речь идет о партнерстве с банками в части привлечения их отказного трафика.

Кроме того, мы и дальше будем искать возможности применения наших компетенций и экспертизы, накопленных за годы успешной работы на финансовом рынке, для выгодного партнерства с компаниями из других отраслей — телекоммуникационной сферы, e-commerce и других. Также у нас обширные планы по развитию компании Platiza, которая специализируется на онлайн-выдаче займов. Это бизнес-юнит, который структурно входит в нашу финтех-группу IDF Eurasia наряду с Moneyman. Объем выдачи в Platiza мы планируем увеличить втрое по итогам 2024 года.

Содержание
Закрыть