Как эффективно перевести бизнес в онлайн, в чем выгода ИТ-аутсорсинга, и почему искусственный интеллект вскоре кардинально изменит рынок — об этом в интервью РБК Новосибирск рассказал директор и сооснователь компании Digital Clouds Артем Ситников
— Почему бизнес обращается к ИТ-аутсорсингу? В чем преимущества?
— ИТ-аутсорсинг позволяет бизнесу сосредоточиться на ключевых задачах, а не тратить время и ресурсы на непрофильное направление. Найти ИТ-специалистов, собрать из них команду и реализовать проект самому вряд ли будет дешевле.
На рынке труда придется столкнуться с большой конкуренцией за кадры. Хорошие специалисты вряд ли выберут компании, где ИТ является непрофильным направлением. Они вероятнее уйдут туда, где они смогут развиваться. Привлечь их в небольшой бизнес возможно только выделением опционов или долей.
В случае с ИТ-аутсорсингом, если сразу найдешь хорошего партнера, то появляется доступ к ключевым технологиям, которые он использует. Также можно рассчитывать на экспертизу партнера, что исключит множество ошибок. Так, например, за 18 лет работы мы уже знаем пути, по которым не нужно идти. Это позволяет в перспективе клиенту сэкономить немало средств.
Крупные компании также прибегают к ИТ-аутсорсингу или ИТ-аутстаффингу, когда резко необходимо нарастить штат для решения какой-либо задачи. Например, им за год нужно создать определенный сервис, но потом эти специалисты будут не нужны. Поэтому вместо того чтобы нанимать разработчиков, а потом через год их увольнять с выходными пособиями, проще найти партнера, который готов предоставить время своих специалистов.
Эта модель дает невероятную гибкость для клиента, можно не только брать нужных специалистов на время, но и быстро менять их, если сотрудник по каким-либо причинам не подошел для выполнения задачи.
— Компании из каких отраслей чаще прибегают к ИТ-аутсорсингу?
— В основном, это компании из реального сектора экономики, у которых есть офлайн-бизнес, и они хотят его оцифровать. У нас есть несколько больших клиентов из цветочного бизнеса. Они изначально не были представлены в онлайне. В итоге, когда мы их перевели, то онлайн-продажи достигли впечатляющих результатов, в некоторых случаях опередив по показателям офлайн-точки.
Добавление онлайн-канала многим клиентам помогло пережить ковид. Пандемия в принципе пересадила людей в онлайн. Добавление онлайн-канала многим клиентам помогло пережить ковид. К примеру, один из наших клиентов федеральная розничная сеть Cozy home столкнулась с огромным приростом онлайн-покупателей в 2020 году, когда магазины были закрыты. Это привело к перегрузке их сайта. Нам удалось помочь в стабилизации функционирования их интернет-магазина, и наше сотрудничество продолжается до сих пор.
— Вы сказали, что «если сразу найти хорошего ИТ-партнера, то появляется доступ к ключевым технологиям», а как правильно выбрать партнера?
— Нужно смотреть на финансовые показатели, отзывы клиентов и портфель заказчиков, который может сказать о многом. Так, если в этом перечне есть крупные компании, имеющие свои собственные сильные ИТ-отделы, то к такому партнеру стоит обратиться.
Говоря же про наш опыт, мы формируем команды под клиента и берем большие заказы, где продукт нужно не только создать, но и развивать. Тогда мы закрепляем команду специалистов: ставим все процессы, ревью кода, тестирование. Когда разработчик погружен в один проект, то и эффективность будет выше.
Также такая схема работы позволяет нам удерживать специалистов в компании. Сейчас сильных разработчиков нужно мотивировать амбициозными классными проектами. История, когда у тебя есть команда из трех человек, и она ведет 20 проектов, уже не работает. Человек быстро выгорит, выставит резюме и буквально за один день получит 5-10 предложений на рынке.
— А если у клиента небольшой проект, который не тянет на закрепление за собой разработчиков?
— Мы берем и таких клиентов. У нас есть отдел техподдержки, который как раз умеет работать со средними клиентами, теми, которые не могут загрузить в месяц одного программиста полностью. В этом случае за командой закрепляется 2-3 проекта. А в случае с маленькими проектами возможно клиенту лучше будет поискать фрилансера и попробовать найти уже готовое коробочное решение.
Бывают проекты небольшие, но интересные, за них наша компания охотно берется. Например, мы занимались разработкой платформы Сasting place для поиска актеров и продюсеров. Суть приложения заключается в следующем: актеры публикуют свои анкеты, а кастинг-директоры с помощью ИИ по распознаванию лиц осуществляют себе подбор актеров на нужные роли.
— Компания Digital Clouds уже много лет работает на рынке, какие направления деятельности для вас приоритетные?
— Основное для нас — разработка больших неконвейерных веб-проектов. Это как правило, сложные системы. Также у нас есть большое направление по digital-маркетингу, SEO и рекламе. У них отдельные процессы и собственная команда.
Большой пласт занимает «Битрикс 24». Простыми словами — это CRM под ключ для любого бизнеса. На этот продукт сейчас растет спрос.
Занимаемся разработкой мобильных приложений. Мы решили, чтобы быть компанией одного окна, нужно иметь эту компетенцию. Приложения, разработанные для наших клиентов, показывают высокую эффективность.
Еще у нас есть отдел 1С. За год направление сильно выросло. Наши эксперты решают сложные и интересные задачи, например, можем интегрировать напрямую заводские линии.
В ковид в Digital Clouds появился отдел Research&Development. Мы взяли в команду ребят, которые занимались очень амбициозным стартапом, связанным с компьютерным зрением. Они хотели повторить Amazon Go (магазины без касс и кассиров, когда заходишь и с помощью камер определяется, что ты взял, потом выходишь и деньги списываются за покупки автоматически).
В портфеле Digital Clouds более 200 успешно реализованных проектов. В компании работает более 150 сотрудников, среди которых специалисты по веб— и мобильной разработке, аналитики, QA и тестирования, отдела автоматизации 1С, Битрикс 24, Research&Development (LLM, ML+CV), маркетинга.
— Как построен весь процесс: начиная от обращения к вам клиента до полной реализации проекта?
— Сначала сотрудник отдела продаж проводит пресейл. На этом этапе базово определяется, что хочет клиент в общих чертах. Это позволяет сделать предварительную оценку в каком-то ценовом диапазоне. Если клиента все устраивает. Далее мы из всех его идей предлагаем сделать ему так называемый минимальный жизнеспособный продукт.
То есть не стоит сразу реализовывать огромный проект, нужно создать минимальную версию — скелет, а потом на него постепенно наращивать мышцы. Если пытаться делать все сразу, то и времени потребуется много, и в 80% случаев — это может обернуться крахом всего проекта. Кроме того, как показывает практика, часть реализованных решений может и вовсе в процессе пользования ни разу не потребоваться.
Для определения и выявления потребностей и понимания всех процессов наш аналитик берет интервью у заказчика, у всех его стейкхолдеров, чтобы понять, какие бизнес-процессы вообще существуют и что нужно в этой системе. По итогу создается большой документ примерно на 20-40 страниц. В нем все сценарии описаны. И после этого цена для клиента фиксируется. Дальше все это передается в разработку.
Backend и frontend стартуют параллельно. Дизайнер начинает рисовать. Далее подключаются тестировщики. Все это работает в спринтовой модели. Показываем клиенту промежуточные результаты. Важно избегать информационного вакуума, чтобы у клиента была возможность следить за прогрессом. По завершению разработки запускаются процессы внедрения и техподдержки проекта. Дальше по необходимости могут добавляться новые фичи, которые нужны клиенту.
— Расскажите о реализованных интересных проектах.
— Мы делали для компании «Леруа Мерлен» B2B портал. Это был интересный опыт. Также очень давно работаем с компанией «Северсталь». Мы были одним из подрядчиков, кто делал им B2B-магазин и сейчас разрабатываем «Платферрум» — это первый маркетплейс в России, специализирующийся на продаже металлопроката с реальными ценами и информацией о наличии на складе.
С нашим клиентом, «Сибирским фанерным комбинатом», мы сделали пилот и перешли уже к внедрению проекта по определению характеристик лесных массивов через БПЛА. Грубо говоря, летает дрон и снимает местность. Далее данные скачивают в специальный программный комплекс, который предсказывает объемы запасов и породу древесины и визуализирует это все в ГИС-системах.
Похожий проект ведем с группой компаний «Илим», крупнейшим российским игроком целлюлозно-бумажной промышленности. Нам поставлена задача отделения пяти типов хвойных деревьев: кедр, ель, сосна, лиственница, пихта.
Для ГК «Березки», компании по строительству коттеджей и таунхаусов, мы хотим создать возможность для проведения автоматической инвентаризации кирпичей на складах с помощью дронов. Потому что при ручном подсчете часто случаются человеческие ошибки. Надеемся, что уже к лету будут первые результаты.
— А как думаете, с активным внедрением искусственного интеллекта, что изменится? Какие возможности для разработки появятся?
— Мы считаем, появление large language model (LLM) одной из самых приоритетных технологий, которая поменяет рынок в принципе.
LLM — языковая модель, состоящая из нейронной сети со множеством параметров, обученной на большом количестве неразмеченного текста с использованием обучения без учителя.
Мой партнер Всеволод Демиш сейчас полностью занимается этим направлением. Мы уже собрали экспертную команду и создали LLM-стрим. У нас есть несколько серьезных разработчиков, которые давно изучают этот вопрос, и мы еще к ним подключаем 4-5 стажеров, которым даем гипотезы. Если гипотеза оказывается рабочей, то этот процесс превращается в отдельный проект.
Сейчас у нас есть шесть гипотез, которые мы прорабатываем. Например, чат-бот по базе данных. Это актуально для клиентов с такой базой, где уже невозможно что-либо найти. Вся информация скармливается боту. В результате должно получится следующее: ты пишешь telegram-боту вопросы, и он тебе сразу выдает ответы и ссылки, где это найти. Это экономит огромное количество времени.
Еще одна гипотеза касается упрощения работы тестировщиков. Также есть идея создать внутренний чат-бот, который будет отвечать на любые вопросы сотрудников, чтобы каждый раз не заходить и не искать нужную информацию в 1С.
На сегодняшний момент GPT-технология способна поменять рынок практически полностью. По оценке международной консалтинговой компании McKinsey & Company, примерно 60% всех рутинных процессов будут автоматизированы искусственным интеллектом. Мы понимаем, что и наши процессы в разработке будут автоматизированы, тем самым можно сократить себестоимость наших продуктов.
По моему мнению, в ближайшее время LLM прочно войдет в нашу жизнь, и чтобы сотрудник был конкурентоспособным на рынке, ему нужно будет уметь пользоваться этой технологией. Считаю, что умение работы с LLM станет таким же базовым требованием при устройстве на работу, как умение пользоваться компьютером.
Реклама. Рекламодатель: ООО «Диджитал Клаудс». ЕРИД: 2SDnjeykBw7