Займы остаются популярным финансовым продуктом среди россиян. По данным НБКИ, в июле 2022 года различными МФО и МКК было выдано почти 2,7 млн микрокредитов, и их количество постоянно растет. «ВебЗайм» провел исследование и узнал, на какие цели брали деньги клиенты микрофинансовых компаний.
Востребованность микрофинансовых продуктов среди населения очевидна. Согласно опросу в 2022 году почти 40% опрошенных оформляли займы пять и более раз, 39% респондентов — обращались к МФО до пяти раз в год. 15% опрошенных ответили, что берут займы каждый месяц. Особенно популярны микрозаймы среди тех, кому кредитные организации отказывают в выдаче средств из-за плохой кредитной истории или неофициальной работы: в таких ситуациях обращение в МФО становится едва ли не единственным способом легально получить деньги и решить финансовые вопросы.
Целевую аудиторию микрозаймов составляют жители Москвы и Московской области — их абсолютное большинство (25%), на второй позиции — заемщики из Сибири (15%), на третьей — клиенты из Приволжского Федерального округа (12%). На Урал, Центральную часть России и Санкт-Петербург приходится 10%, 8% и 7% опрошенных соответственно. Статистика показала, что займы чаще всего берут жители крупных городов и городов-миллионников — Москвы, Санкт— Петербурга, Казани, Краснодара, Нижнего Новгорода и Новосибирска.
Самой активной возрастной группой заемщиков являются клиенты от 35 до 44 лет и от 25 до 34 лет — на них приходится 70% всех респондентов, что подтверждает общероссийский тренд, сложившийся на рынке МФО.
В каких ситуациях россияне чаще всего обращаются к услугам МФО? На первом месте, как и в 2021 году, оказались многочисленные непредвиденные расходы — их указали 41% опрошенных, на втором месте — уже упомянутая плохая кредитная история, из-за которой, в большинстве случаев, клиенты получают отказ в банках, на третьем месте — незапланированные траты на лечение, их отметили почти 12% респондентов. Менее популярными причинами стали необходимость погасить другой заем и задержки заработной платы — их указали только 11% и 10% всех опрошенных. Примечательно, но по сравнению с результатами аналогичного исследования за 2021 год количество клиентов, которые приходили за новым займом с целью перекредитоваться, сократилось в два раза.
В вопросе размера займа ответы распределились следующим образом:
Здесь отмечается тенденция 2021 года не брать максимальную сумму. С одной стороны, этому способствует ужесточение в 2022 году требований к заемщикам: страхуя себя, МФО не готовы выдавать крупные суммы высокорисковым клиентам, с другой — снижением потребительской активности населения в период неопределенности. Скорее всего, тренд сохранится и в 2023 году в связи с началом работы нового механизма ЦБ о макропруденциальных лимитах, который должен снизить долговую нагрузку населения.
В исследовании приняли участие 14 000 клиентов, воспользовавшихся услугами «ВебЗайма» в 2022 году.
Реклама. Рекламодатель ООО МКК «Академическая» состоит в государственном реестре микрофинансовых организаций за номером 19/035/50/009325 от 09.07.2019 г. Сайт web-zaim.ru. 4CQwVszH9pSWrTp9fMe