Бизнес-кейс , Новосибирск ,  
0 

Как мама из Новосибирска открыла три успешных социальных бизнес-проекта

Все фото предоставлены Любовью Купченко
Все фото предоставлены Любовью Купченко

Любовь Купченко — социальный предприниматель, собственник семейного центра с бассейном «Солнечный», основатель бренда по производству детских трусиков-подгузников для плавания «Капелька» и учредитель Школы восточной живописи «Зимородок». Как пройти путь от мамы в декрете с нулевым опытом в бизнесе до трех компаний и патентов на разработки, — в интервью.

Первые шаги и первые сложности

— Любовь, расскажите, чем вы занимались до начала вашей предпринимательской деятельности?

— После института я семь лет работала в планово-экономическом отделе Управления Федеральной почтовой связи Новосибирской области. Карьеру начала с должности экономиста первой категории, затем стала заместителем руководителя отдела.

— Как пришла идея открыть детский бассейн?

— Мой предпринимательский путь начался в 2014 году. К тому времени я уже почти два года находилась в декрете. Успела получить второе высшее образование, степень MBA. В тот период мы с мужем искали варианты инвестирования наших накоплений. Решили приобрести коммерческую недвижимость: выбор пал на помещение, в котором бывшие собственники организовали детский бассейн. Помещение было в хорошем состоянии, а вот бизнес находился на грани банкротства. Не имея никакого опыта в предпринимательстве, не зная ничего о детских бассейнах и грудничковом плавании, я все же решила реанимировать бизнес на свой страх и риск.

— Расскажите о первых шагах. С какими сложностями приходилось сталкиваться?

— Сказать, что в начале было сложно — ничего не сказать. В первый же день я столкнулась с тем, что бывшие собственники отключили все телефоны, не оставив мне никаких инструкций и документации на оборудование. Никаких контактов, ни бывших сотрудников, ни клиентов. Но зато они оставили мне долговые обязательства по проданным ими абонементам на сумму более 200 тысяч рублей.

Практически ежедневно я получала звонки с требованием вернуть деньги за эти абонементы. К счастью, мне хватило мудрости и терпения, чтобы разобраться с этой ситуацией без ущерба для своего бизнеса. Многие из недовольных клиентов возобновили занятия и стали моими постоянными клиентами, некоторые из них до сих пор посещают занятия уже со вторыми и третьими детьми.

В первые два месяца вышло из строя более 70% оборудования. Однажды, придя на работу, я обнаружила, что вся чаша, а это 20 тонн воды, вылилась наружу из-за отошедшей заплатки на пленке, которую делали предыдущие хозяева.

Детский бассейн — это скорее женский бизнес, но без мужской помощи в нем будет очень сложно. Если вы в этом сомневаетесь — попробуйте самостоятельно поменять песок в песочном фильтре или заменить 33-х литровую канистру хлора, и все станет понятно.

Спустя 10 месяцев дела начали налаживаться. К октябрю 2015 года я достигла показателя 80% загрузки бассейна. Количество довольных клиентов росло с каждым днем. На сегодняшний день у меня загрузка 100% и хорошая репутация. Достаточно сказать, что я уже несколько лет вовсе не вкладываюсь в рекламу моего центра, люди приходят исключительно благодаря «сарафанному радио».

О социальном предпринимательстве и квотах для особенных малышей

— Как сегодня организована работа бассейна?

— В моем бассейне предоставляются услуги только индивидуального плавания с тренером. Групповых занятий у меня нет и никогда не было. Это моя «фишка», но и небольшой ограничивающий фактор в плане дохода. Зато клиенты мне за это благодарны вдвойне.

Также мы работаем с особенными ребятишками. У меня есть тренеры, которые прошли специальное обучение и занимаются с детьми с заболеваниями и патологиями различной степени тяжести. Это и дети с ограниченными возможностями в здоровье, и дети-инвалиды. Еще в 2015 году я разработала особую систему скидок для семей с такими детьми. Я называю их «квоты», сейчас у нас их 6 для детей с ОВЗ и 6 для детей-инвалидов.

— Как пришли к мысли о необходимости таких «квот»?

— К сожалению, в России гидрореабилитация до сих пор не выделена в социальную услугу. При этом плавание и занятия в воде являются неотъемлемой частью реабилитации при ДЦП, необходимы практически всем детям с расстройствами аутистического спектра. Также занятия в воде показаны при отставание в речевом развитии, тугоухости, синдроме Дауна, различных переломах, слепоте.

Кроме того, в обществе есть устойчивое мнение, что у семей с детьми-инвалидами достаточно много денег, ведь они получают социальные пособия и выплаты. Но мало кто знает, что все эти деньги уходят на реабилитацию и лекарства, которые не всем предоставляются бесплатно. Большинство семей, с которыми мне довелось познакомиться, неполные, они состоят только из мамы и ребенка, или даже нескольких детей. Женщины не имеют возможности работать, они целиком и полностью занимаются малышом.

Еще в 2015 году я решила для себя, что сделаю гидрореабилитацию финансово доступной для семей, которые в ней нуждаются.

Это я и называю социальным предпринимательством, — когда предприниматель, столкнувшись с социальной проблемой, не закрывает на нее глаза, а находит решение и встраивает его в свой бизнес, помогая делать мир лучше и добрее, а детей здоровее и счастливее.

— Часто можно встретить мнение, что социальные предприниматели — это отдельная группа бизнесменов. Для них бизнес — это гораздо больше, чем просто способ заработка. Как соцпредприниматель, вы согласны с этим утверждением?

— На мой взгляд, самая главная черта, которая присуща всем соцпредпринимателям — это непреодолимое и ничем непоколебимое желание помогать. И деньги в этой истории стоят отнюдь не на первом месте, и даже не на втором. Я считаю, что социальный бизнес — это, в первую очередь, бизнес для людей, которым мы помогаем. Да, деньги тоже должны быть, иначе это не называлось бы предпринимательством, но не в таких объемах, как в традиционном бизнесе.

О собственном бренде и патенте на многоразовые подгузники

— Любовь, расскажите о вашем втором проекте — бренде детского белья для плавания. Как пришла идея открыть новый бизнес?

— Занимаясь развитием бассейна, я столкнулась с тем, что для занятий детям обязательно нужно особое белье. Поскольку, как известно, до определенного возраста они не могут ходить в туалет осознанно, во время купания может случиться конфуз.

— И тогда вы решили открыть собственное производство?

— Родственница очень удачно оказалась технологом швейного производства. Мы объединили наши усилия и разработали модель многоразовых трусиков-подгузников для плавания. Так я стала директором швейного цеха.

Сейчас у нас два патента на полезные модели, зарегистрированный товарный знак «Капелька» и обширная территория присутствия — практически вся Россия.

Наши товары успешно экспортируются в Казахстан и Белоруссию. Сегодня бренд «Капелька» — один из самых популярных российских брендов многоразовых трусиков-подгузников для плавания.

Об инструментах для развития бизнеса

— Много лет вы получаете поддержку в центре «Мой бизнес». Какие услуги оказались для вас наиболее полезными?

— Сотрудничество с центром я начала в 2014 году, тогда он назывался Новосибирским центром поддержки малого и среднего предпринимательства. Это было первое место, куда я обратилась за информационной помощью. Практически каждую неделю, а то и несколько раз в неделю, я посещала бесплатные семинары для начинающих предпринимателей, которые помогли мне разобраться во многих вопросах моего бизнеса. Почти все, что я слышала на семинарах, я тут же применяла на практике. Пожалуй, это мне и помогло довольно быстро освоиться в новой для меня среде.

В 2020 году я стала социальным предпринимателем. Кстати, в Новосибирской области я была одной из первых, кто получил этот статус. В Центре инноваций социальной сферы, который работает на базе центра «Мой бизнес», мне сделали лендинг, сняли профессиональный рекламный ролик для моей новой модели трусиков-подгузников, напечатали абонементы и листовки для бассейна.

В рамках поддержки малого и среднего бизнеса я получила финансовую помощь в виде компенсации части затрат на получение второго патента, сертификацию продукции, регистрацию товарного знака «Капелька», а также приняла участие в международных выставках детских товаров «CJF-детская мода 2021» и «Мир детства 2022».

— Как участие в выставках помогает в развитии вашего бизнеса?

— Участие в международных выставках — это всегда прекрасная возможность показать товар лицом и найти новых деловых партнеров, а также отличный инструмент для повышения узнаваемости бренда.

Мы представляли линейку текстильных шапочек для плавания, а также наше новое изделие — кокон для новорожденных. Мы познакомились с потенциальными партнерами и, я считаю, успешно продемонстрировали наши изделия. Также в рамках выставки мы приняли участие в испытаниях качества на стенде АО «РОСТЕСТ». Мы предоставили на это испытание наши трусики-подгузники и получили сертификат за успешное прохождение теста.

Еще октябрь не закончился, а мы уже начали пожинать плоды от этой выставки в виде оптовых заказов от клиентов, с которыми мы там познакомились. Спасибо центру «Мой бизнес» за такую возможность!

О школе живописи и планах на будущее

— Поговорим о вашем третьем проекте — школе восточной живописи «Зимородок». Как решились на третий проект и почему выбрали именно это художественное направление?

— Идея родилась летом 2021 года, а точнее, мне ее подсказала руководитель ЦИСС Новосибирской области Оксана Козырева. В то время моей маме дали инвалидность I группы. Уже почти 30 лет она борется с раком груди. Она была в очень подавленном состоянии от очередного тяжелого диагноза, назначенного курса химиотерапии и от того, что ей пришлось уволиться с работы по состоянию здоровья. Я поняла, что мне срочно нужно чем-то ее занять, а так как внучки уже выросли, я предложила ей монетизировать ее хобби и воплотить в жизнь давнюю мечту — открыть онлайн-школу восточной живописи.

Чуть больше 30 лет моя мама увлеченно изучает и практикует различные приемы восточной живописи в своих картинах. В 2007 году правительство Китая дало зеленый свет на посещение южной провинции Гуанси для развития культурных связей и туризма. Мама тогда работала с Тибетским медицинским центром в Пекине и ее пригласили принять участие в этой поездке. Красота провинции не оставила ей шансов относиться к живописи, как к хобби. В то время мама училась в медицинской академии в Пекине. Уроки гохуа и азы каллиграфии она осваивала там, ходила на выставки знаменитых китайских художников.

Я обратилась к Оксане Николаевне за советом, и она предложила принять участие в конкурсе на грантовую поддержку, которая в прошлом году оказывалась социальным предпринимателям впервые. Мы выиграли почти 150 тысяч рублей. На эти деньги сделали многостраничный сайт с интегрированной в него обучающей платформой, мама разработала, отсняла и смонтировала 13 полноценных курсов (172 урока! ) по китайской живописи.

Я не могу назвать онлайн-школу моим бизнесом, для меня это помощь моей маме и дополнительный доход к ее пенсии. Моя прибыль в этом проекте выражается в ее желании жить, творить и вдохновлять.

Тем не менее, это проект социального предпринимательства. Его цель — показать пример людям, которые оказались в сложной ситуации, как моя мама. Дать им еще одну возможность найти себя, найти вдохновение.

— Какие планы на ближайший год?

— Проект детского бассейна я планирую перепрофилировать. Пока не буду раскрывать все карты, скажу лишь, что новое направление будет связано со здоровьем и реабилитацией детей. Для этих целей я сейчас прохожу специальное обучение в «Сибирской академии фитнеса, бодибилдинга и спорта» и даже планирую в следующем году поступить в медицинский колледж.

С «Капелькой» я планирую продолжать расширять территорию присутствия, выходить на новые международные рынки, расширять ассортимент и апробировать различные торговые площадки. Сейчас, например, мы начинаем сотрудничество с онлайн-маркетами «Детский мир» и «Акушерство.ру».

В рамках школы восточной живописи мы планируем в следующем году начать работать в офлайн-формате, в рамках которого будут не только разовые мастер-классы, но и обучающие курсы на абонементной основе.

Центр «Мой бизнес» Новосибирской области помогает расти начинающим предпринимателям и действующим самозанятым, ИП, ООО в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Ежегодно более 10 000 человек посещают образовательные курсы центра, а порядка 500 клиентов открывают свое дело. Горячая линия центра: 8 800 600 34 07, сайт mbnso.ru.

Реклама. Рекламодатель: «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области». Сайт mbnso.ru. ЕГРИД 4CQwVszH9pQNqyYLVkV

Компетенция Как сибирская компания создает холодильные системы для бизнеса
Содержание
Закрыть