Сегодня Олеся Сизых — соучредитель семейного бизнеса с оборотом более 15 млн руб. в год и основатель агентства интернет-маркетинга «Свое дело».
— Почему при открытии собственного бизнеса выбрали именно строительную отрасль?
— Я закончила НГАСУ (Сибстрин), тема строительства была близка. Опыт продаж помог делать десятки холодных звонков, не сомневаясь, что эта стратегия точно работает.
Все это время я не переставала учиться. Прошла курсы бухгалтеров и руководителей торговых предприятий, в процессе освоила документооборот и программное обеспечение. После рождения сына я изучала рекламные возможности «Яндекса», тогда же получила первый сертификат специалиста по «Яндекс.Директу».
— Насколько оказалась свободной ниша по продаже крепежа?
— Мы были первыми продавцами химических анкеров в Новосибирской области. На них и заработали первый миллион. Крепеж работает так: делается специальное отверстие, туда заливается химический состав и ставятся суперпрочные шпильки. Вещество плотно связывается с металлическим стержнем и основанием, заполняет все шероховатости материала и затвердевает, образуя монолитное соединение.
— Как вам удалось расшириться?
— До 2020 года мы работали в качестве оптового поставщика с промышленными и строительными объектами Сибирского федерального округа, включая работу по контрактам с ресурсоснабжающими организациями.
В год пандемии сильно просели, прервались поставки из-за рубежа, остановились платежи от контрагентов, начались суды. Тяжелое было время. Особенно учитывая, что в 2019 году у меня родился второй сын и я была 100% на удаленной работе.
О центре «Мой бизнес» мне рассказала подруга-журналист осенью 2020 года, речь шла о проекте «Школа торговли». Решила, что это перспективно. На одной из лекций спикерами были представители Ozon. Сидя на заднем ряду, я нарисовала в блокноте схему упаковки, варианты фасовки и прибежала в офис с округленными глазами: «мы будем продавать на Озон!».
К концу 2020 года на Ozon заработал наш магазин, а у меня появилась возможность монетизировать рекламные навыки. Тогда же я приобрела курс по таргетированной рекламе. После того, как я прошла его, мы решили, что можем оказывать услуги другим производителям. Сейчас расширяем направление.
— Как на бизнесе отразились кризисные явления этого года?
— В крепежном бизнесе сильно упали обороты, и в В2В-сфере и в онлайн-продажах. На конец 2021 года мы только вернули свою доковидную выручку. После всех событий нам пришлось немного ужаться, но мы адаптировались.
Штат не изменился. Условия работы и оплаты труда остались такими же. Поставщиков сменили — добавили представителей российского рынка. Сейчас мы разрабатываем новые каналы продаж.
Мы пережили 2014 год и пандемию. И сейчас тоже все будет хорошо. По итогам июля был заметный рост, если сравнивать с июлем 2021 года. В августе, думаю, также выйдем в небольшой прирост. Спрос на химические крепежи растет всегда. Сейчас наблюдаются перебои с его поставками, так как товар европейский. Но этот вопрос решаем.
— Вы ведете свой бизнес вместе с мужем. Бывают ли у вас конфликты на тему подходов к бизнесу?
— Мы работаем вместе более 10 лет. Прошли огонь, воду и медные трубы и в бизнесе, и в семье. Сейчас мы — отлично слаженная команда.
— Есть ли какой-либо принцип разделения обязанностей между вами и мужем? Каковы ваши основные задачи?
— Муж ведет всю внутреннюю работу: контрагенты, поставки, доставки и прочие нюансы. Я связана с внешней средой: все государственные инстанции, бухгалтерия, продвижение и маркетинг, работа на госзакупках на мне. Мы друг другу не мешаем, а только дополняем.
Механизм работы на удаленке мы внедрили уже давно. В 2012 году родился мой старший сын, и я уже тогда ушла не в декрет, а на удаленку. Во время коронавируса нам не пришлось решать еще и эту организационную задачу — уже все было настроено.
— Вам удается находить баланс между работой и личной жизнью?
— На начальном этапе мы горели на работе, и затем «дотлевали» дома. Сейчас находить баланс между личной жизнью и работой удается запросто. У нас есть личная договоренность — никаких обсуждений работы дома.
Если есть сложная задача, требующая незамедлительного обсуждения — это происходит не за ужином и с детьми, а после, когда решены все задачи по дому и дети уложены спать.
Сейчас сложное время для бизнеса. Мы должны успевать за всеми изменениями и нововведениями, вовремя реагировать на очередные санкции, ведь наш товар частично ввозится из-за рубежа.
— Каковы основные проблемы рынка классифайдов в России? Как они сказываются на предпринимателях, которые ведут бизнес через них?
— Маркетплейс дает трафик уже с первого дня размещения, но и диктует свои правила. Все меняется буквально со скоростью звука. Практически каждый день мы получаем сообщения о внесении изменений в оферту в рамках работы с одним из классифайдов. В этом для нас, как для продавцов, есть минус, — надо постоянно их мониторить, учитывать нововведения при разработке стратегии.
Просто так взять и адаптировать какой-либо бизнес под рынок классифайдов не получится. В любом случае речь идет о создании отдельного направления со своим штатом сотрудников и дополнительными инструментами. Однако этот вариант выхода в онлайн-торговлю точно дешевле, чем запуск отдельного канала онлайн-продаж.
— У рынка классифайдов — большие перспективы?
— Классифайды точно будут у руля ближайшие годы. Сейчас крайне сложно запустить обособленный онлайн-проект — это долго и дорого. Маркетплейс — отличный старт для мелкого предпринимателя.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в первом полугодии 2022 года россияне потратили на покупке в интернете 2,3 трлн руб. Это в 1,5 раза больше, чем годом ранее. Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж выросла с 8,8 до 11,2%.
— По вашей оценке, насколько верно утверждение о том, что роль государства в бизнесе — не мешать, но при этом во время кризисов не стоит ждать от него помощи?
— Каждый предприниматель сам принимает решение — или ждет начальство в лице государства или включает мозг, разрабатывает новые стратегии и задействует ресурсы, используя государственную помощь, если таковая есть.
Бизнес — это ответственность. Это осознанное решение работать в случае необходимости 80 часов в неделю, а не 48, как это происходит в найме. Как в кризис, так и в спокойное время.
Мой личный опыт обращения за господдержкой дал мне возможность выхода из финансовой дыры, которая образовалась в связи с мировыми последствиями коронавируса. Заметьте, я говорю лишь о возможности, но не о решении моих проблем за меня. Важно и нужно самостоятельно прикладывать усилия, нести ответственность за свое дело.
— Как вы оцениваете качество проектов центра «Мой бизнес»?
— Проекты центра «Мой бизнес» — это отличная возможность познакомиться с экспертами для дальнейшего взаимодействия уже без рамок. Каждое направление работы центра — это реальная поддержка для предпринимателя, будь то образовательные курсы, консультации специалистов или финансовая помощь.
«Мой бизнес» создал в городе сильную предпринимательскую среду в современном виде. Адаптивную, с хорошей и очень грамотной командой.
Статья опубликована по заказу центра «Мой бизнес» Новосибирской области
Сайт mbnso.ru
Телефон горячей линии поддержки предпринимателей 8 800 600 34 07