Решения , Новосибирск ,  
0 

ПСБ лидирует по продажам в «цифре»: что это дает бизнесу

Фото: ПСБ
Фото: ПСБ
В интервью РБК Новосибирск управляющий Сибирским филиалом ПСБ (ПАО «Промсвязьбанк») Денис Голубев рассказал о восстановлении деловой активности в регионе, новых сервисах банка и удобных возможностях для клиентов

— Денис Юрьевич, каковы итоги работы филиала за 9 месяцев 2021 года? Что удалось реализовать?

— Итоги 2020 года, когда банк в регионе достиг всех плановых показателей, позволили с уверенностью смотреть в 2021 год и выстроить не менее амбициозные планы. За три квартала 2021 года кредитный портфель Сибирского филиала ПСБ увеличился вдвое. Объем корпоративного портфеля вырос в пять раз, объем портфеля МСБ — на 57,6%, розница приросла на 43,4%. Мы продолжаем активно наращивать кредитование. Благодаря масштабной работе по развитию цифровой платежной инфраструктуры и улучшению клиентского опыта расширяем клиентскую базу в розничном сегменте и МСБ.

— Второй год подряд мы живем в условиях пандемийных ограничений. Как этот фон повлиял на кредитование юридических лиц, восстановилась ли деловая активность бизнеса? Согласно индексу RSBI, в рамках которого ПСБ ежемесячно изучает деловые настроения бизнеса, ситуация в общем-то стабилизируется.

— Действительно, согласно индексу RSBI, деловая активность постепенно восстанавливается. С февраля текущего года мы фиксируем значение индекса деловой активности по России выше 50 пунктов. В Новосибирской области в 3 квартале деловая активность оказалась лучше общероссийского показателя — 54,8 пункта. Безусловно, есть отрасли, которые сильно пострадали, но есть много сфер, где наоборот, начиная с 2020 года предприниматели получили максимальную прибыль.

Индекс RSBI — с 2020 года ежемесячное исследование настроений малого и среднего бизнеса, организованное ПСБ совместно с «Опорой России» и исследовательским агентством Magram Market Research. В опросе приняли участие владельцы и топ-менеджеры 1844 компаний сектора МСБ из всех регионов Российской Федерации. Значение индекса выше 50,0 пунктов означает рост деловой активности, ниже 50,0 п. — снижение. Значения около 50 п. означают нейтральную зону.

— Оправдались ли ожидания по росту продаж кредитных продуктов в 2021 году, сработал ли отложенный спрос?

— Ожидания оправдались — повторюсь, наш кредитный портфель уверенно растет. Но надо отметить, что темпы его роста более сдержанные по сравнению с прошлым годом, когда на динамику выдач влияли антикризисные программы льготного кредитования предпринимателей и низкая ключевая ставка.

Трендом 2021 года стал отложенный спрос. С учетом действующего роста цен и повышенного спроса на товары, предприниматели стали больше брать кредитов на пополнение оборотных средств. В начале года мы запустили онлайн кредит «Без бумаг. Оборотный» на пополнение оборотных средств, а для участников госзакупок — «Без бумаг. Контрактный», по которым на протяжении всего 2021 года мы наблюдаем стабильный рост выдач. Также в число наиболее востребованных продуктов для предпринимателей входят возобновляемые кредитные линии и овердрафты. В 2021 году мы существенно упростили кредитную процедуру и сократили сроки принятия решений.

— Как у бизнеса обстоят дела с платежной дисциплиной?

— В целом благодаря правильно выстроенному диалогу с клиентами, государственной поддержке и помощи банка в трудной ситуации, мы не наблюдаем большого количества обращений за реструктуризацией или списанием. А те клиенты, которые воспользовались реструктуризацией, возобновили свою деятельность в полном объеме.

— Льготные кредиты, например, ФОТ 2.0 и ФОТ 3.0 — насколько они востребованы в Новосибирской области?

— По числу выданных кредитов, как у нас в регионе, так и в стране, мы занимаем второе место среди всех банков по итогам 2020 года: с начала пандемии ПСБ выдал более 30 тысяч кредитов на сумму свыше 50 миллиардов рублей в рамках госпрограмм поддержки бизнеса. Это связано с тем, что нам удалось организовать прием заявок в онлайн-формате и принимать решение в течение одного дня.

С 1 ноября 2021 стартовала программа ФОТ 3.0. Сейчас мы активно принимаем заявки на льготное кредитование в рамках этой программы. Для действующих клиентов ПСБ предодобрение доступно в личном кабинете интернет-банка. Новым клиентам для получения льготного кредита для бизнеса «Без бумаг 3.0» достаточно оформить онлайн-заявку и прикрепить к ней два документа. Банк сообщит о решении в течение 24 часов.

На поддержку могут рассчитывать кинотеатры, музеи, зоопарки, спортивные организации и фитнес-центры, санатории, турагентства, гостиницы, предприятия общепита, а также компании и предприниматели, которые занимаются организацией досуга, отдыха, развлечений и мероприятий.

При этом кредиты по льготной ставке будут выдаваться заемщикам, которые участвовали в программе ФОТ 2.0, и субъектам МСП, созданным с 1 июля 2020 года.

— В текущей ситуации многие предприятия включили в орбиту своих интересов госзакупки. Как вы оцениваете, выросла ли популярность банковских гарантий, какие требования предъявляет предприниматель к этому продукту?

— ПСБ и до пандемии уделял особое внимание данному сегменту, у нас были специальные продукты, которые позволяют в упрощенном порядке получить как гарантии, так и кредиты на обеспечение или финансирование исполнения госконтрактов.

Сейчас на рынке количество госконтрактов с малым и средним бизнесом растет. В частности, сибирский бизнес все активнее участвует в госзакупках и использует для этого банковские гарантии. Интерес к ним всегда высок, так как этот инструмент не требует поиска дополнительных залогов или извлечения из оборота денежных средств.

ПСБ предлагает малому бизнесу выдачу электронной банковской гарантии по экспресс-технологии без визита в офис банка. Предоставление гарантий в онлайн-формате позволяет нашим клиентам не тратить время на оформление большого количества документов и посещение офиса. Этот продукт появился в ответ на запрос предпринимателей, которым часто требуется предоставить гарантию в сжатые сроки.

— Пандемия стала драйвером цифровизации во многих отраслях. Привыкли ли предприниматели решать вопросы с банком онлайн?

— Во время пандемии главным трендом стало использование digital везде, где это возможно. Крупные банковские игроки сегодня активно развивают цифровые продукты для бизнеса. У ПСБ и до пандемии большая часть продуктов и услуг уже была доступна в онлайн-формате, и банк был одним из лидеров рынка в части цифровых продаж ключевых банковских продуктов, а в 2020-м году вошел в топ-3 мобильных банков для бизнеса в России по версии SME Banking. Доля предпринимателей, предпочитающих мобильный и интернет банки, в ПСБ достигает 84%. Это объясняется тем, что уже почти все продукты для бизнеса у нас доступны в дистанционном режиме. В топе востребованных — онлайн-кредитование, позволяющее получить финансирование до 10 миллионов рублей полностью в цифровом канале.

Активно развивается функционал, связанный с регистрацией компаний и открытием счетов. Мы запустили дополнительные опции для подключения торгового эквайринга с установкой или арендой платежного оборудования — например, специальное решение SoftPOS позволяет проводить платежи быстро и удобно, без кассовых аппаратов в полном соответствии с требованиями законодательства. Фактически для приема оплаты от клиентов предприниматель использует свой смартфон, установив на него специальное приложение.

Банк стремится стать удобным для всех и совершенствует интерфейс бизнес-приложений для мобильных и интернет-банков. С учетом пожеланий клиентов, многие из которых уже привыкли работать в мессенджерах, ПСБ запустил в Telegram уникальный сервис для бизнеса — чат-бот «Катюша», который может выставлять и оплачивать счета. Бот распознает счет, заполняет платежное поручение, а клиенту надо только подтвердить операцию.

— Как вы оцениваете востребованность новых услуг, например, СБП для бизнеса?

— СБП — инструмент новый. Со стороны клиентов мы наблюдаем интерес к этому сервису, который вполне объясним: СБП по сравнению с традиционным эквайрингом имеет ряд неоспоримых преимуществ, ключевым из которых является стоимость транзакций. Более того, летом правительство приняло решение о возмещении данной комиссии для малого и среднего бизнеса. ПСБ одним из первых на рынке установил для бизнеса комиссию 0% при проведении оплаты в системе быстрых платежей по QR-коду.

— Способствовало ли развитие цифровых сервисов уменьшению количества отделений?

— Число отделений ПСБ в Новосибирске не уменьшилось, поскольку наряду с переходом значительной части операций в онлайн у нас растет и активная клиентская база в оффлайне.

— Поделитесь планами на 2022 год?

— В планах — увеличение клиентской базы как в розничном бизнесе, так и прирост в корпоративном секторе. В целом ПСБ планирует и дальше создавать персонализированные цифровые сервисы для клиентов, предлагать рынку инновационные проекты, которые делают финансовую жизнь клиентов легче и удобнее.

Экспертиза Как компания из Новосибирска создала финансовую экосистему в Европе
Содержание
Закрыть