До запуска проекта JoyMoney Максим Пащенко уже имел опыт работы в реальном секторе — успешно работала компания в строительной сфере. Идея создать финтех-проект возникла в 2014 году: целью Пащенко был запуск масштабируемого бизнес-проекта, не привязанного к одному конкретному городу.
«В то время в России микрофинансирование только зарождалось, рынок, особенно в онлайн-сфере, насыщен не был, — рассказывает Пащенко. — Не было правил игры, сфера абсолютно новая, поэтому мы создавали историю».
Идеей проекта было создание сервисов, которые могли бы быстро и безопасно решать финансовые вопросы клиентов за короткий промежуток времени. «Изначально мы планировали, что это будет несколько сервисов, даже идеи названия были под такой финансовый супермаркет. Потом выбор сделали в пользу более ярких и запоминающихся вариантов нейминга. Было две версии — «Вкармане» и JoyMoney, от первого варианта отказались из-за сходства с брендом известной соцсети», — комментирует Максим Пащенко.
Разработка сервиса происходила в параллели с основным бизнесом в реальном секторе экономики. Сумма инвестиций в проект составила порядка миллиона долларов, это были собственные средства учредителя. «Было время, когда я понимал, что вложенные деньги кончились, и чтобы их вернуть, надо вложить еще больше, — рассказывает основатель JoyMoney. — Пришлось продать недвижимость и все инвестировать в стартап».
На прибыль компания вышла примерно через два года с момента начала полноценной работы сервиса. Максим Пащенко уверен, что это стало возможным не только благодаря молодому рынку МФО в России, но и увлеченности проектом разработчиками, сейчас срок окупаемости был бы значительно длиннее.
Рынок МФО
В России рынок микрозаймов растет уже несколько лет подряд, при этом МФО, зарегистрированные в Новосибирской области, входят в число самых сильных: они выдают россиянам около половины от общего числа интернет-займов.
В Новосибирске исторически активно развивались именно онлайн-МФО в формате интернет-сервисов, которые закрывают сразу несколько базовых потребностей клиентов — получить деньги в моменте, без бумажной волокиты и на понятных клиенту условиях. Так, по данным Центробанка, доля онлайн-микрозаймов в общем объеме займов, выданных в регионе, по итогам первого полугодия 2021 года приближается к 80%.
Превратить «обычное» МФО в автоматизированный онлайн-конвейер по выдаче микрозаймов практически невозможно. Именно поэтому, JoyMoney развивался в онлайне с самого начала, — это основа будущего, уверены в Компании.
Запустить бизнес — это полдела. Основная задача — развитие, оно достигается только при отлаженных бизнес-процессах и качественной финтех-начинке.
JoyMoney разработала собственный уникальный сервис по скорингу и андеррайтингу для анализа платежеспособности клиентов и нивелирования рисков мошенничества, автоматизировала работу с задолженностью.
Рынок микрозаймов продолжает рост. Одним из катализаторов стало ужесточение политики банков в отношении качества заемщиков и переток части клиентов банков в микрофинансовые организации.
По данным регулятора, за первое полугодие микрофинансовые организации Сибири выдали физлицам почти столько же микрозаймов, сколько за весь прошлый год, как по количеству, так и по объему. Всего за первое полугодие МФО Новосибирской области выдали физлицам 8,45 млн микрозаймов на общую сумму в 76,47 млрд руб. Количество договоров микрозайма за первое полугодие выросло к тому же периоду прошлого года на 72%, а объем выдач — на 109%.
Коронавирусные ограничения в России сделали онлайн-сферу единственно возможной, доказав, что использование сервисов возможно из любой точки. «Пандемия стала катализатором рынка, и это логично: онлайн-МФО не нужно было перестраиваться, — комментирует Максим Пащенко. — Онлайн-займы оказались востребованы для большого количества людей. И это уникальное сочетание продукта и готового сервиса позволило многим игрокам рынка укрепить свои позиции».
Микрофинансовые организации вводят для постоянных заемщиков стимулирующие программы, которые повышают привлекательность коротких займов «до зарплаты». Одновременно на рынке появляются более «длинные» кредитные продукты, сходные с банковскими.
Есть тренд на рост среднего чека заемщика. Максим Пащенко поясняет, что МФО активно работают с базой повторных клиентов, считая их менее рискованными. «У повторных клиентов суммы займов выше, чем у клиентов, пришедших впервые. Категория Installment в целом более стабильная. МФО оценивают риски и пытаются сбалансировать свой портфель, переводя большую долю в менее рискованные продукты», — поясняет глава JoyMoney.
На рынке онлайн МФО есть два основных продукта— PDL (Pay Day Loans, займы до зарплаты — до 30 дней и 30 тысяч рублей) и Installment (среднесрочные займы сроком свыше 30 дней, размером свыше 30 тысяч рублей и с графиком погашения)
Выход на зарубежные рынки
На первом этапе работы JoyMoney был только сервисом выдачи онлайн-займов в России. Сейчас это международный финансовый холдинг IT Smart Finance с различными видами финансовых услуг: от онлайн-кредитования до онлайн-инвестирования, работающий в нескольких странах Европы и Азии.
IT Smart Finance работает в России с 2014 года, штат составляет более 200 человек. Основным направлением является разработка технологических проектов в сфере финансов и предоставление услуг альтернативного кредитования в режиме онлайн. Основной операционный актив — бренд JoyMoney, полностью автоматизированный конвейер по выдаче займов.
В России и на зарубежных рынках новосибирская компания не только выдает онлайн-займы. Больше года в Европе работает P2P платформа Nibble.finance, рассчитанная на европейских инвесторов.
Международный финтех-холдинг IT Smart Finance разрабатывает онлайн-решения, но при этом имеет и различные точки физического присутствия в Европе и России. Один из офисов находится в Испании — Барселоне.
«Если говорить о выборе страны для экспансии, это решение принимается по совокупности многих факторов — доступность и проникновение интернета, активность использования гаджетов и платежных сервисов, скоринг, наличие кредитных бюро, регуляторной базы, общий уровень жизни», — рассказывает Максим Пащенко.
Иван Шарафиев, директор по развитию бизнеса IT Smart Finance, поясняет, что столица Каталонии известна как один из ведущих центров стартапов в Европе. «В пользу Испании играют несколько факторов: высокое проникновение в интернет, более 80%, сформированная экосистема стартапов, концентрация местных и международных талантов, сложившийся мультикультурализм, который позволяет нанимать людей со всего мира для работы на международных рынках. Плюс поддержка со стороны государства, что способствует развитию бизнеса».
В Испании, в отличие от России, есть сервисы услуг Bank reader, которые предоставляют кредитору информацию о денежном потоке клиента по банковским счетам, картам и вкладам. Подобная модель позволяет максимально эффективно настроить систему оценки рисков. Именно в этой стране Компания видит еще один интересный вектор развития — управление портфелями просроченной задолженности и судебное взыскание.
Испанию называют воротами в Латинскую Америку. «Если у тебя есть предприятие в этой стране, то у тебя практически открыта дверь в Латинскую Америку», — комментирует Пащенко. Для IT Smart Finance достаточно привлекателен и перспективен выход в Бразилию и Мексику: интереснее продукт, слабее регуляторные ограничения, огромный потенциальный рынок. Сейчас Компания готовится к выходу на рынки Южной Америки: заключает договоры, регистрирует документы. Следующим шагом будет разворачивание сервисов и подбор команды, стартовать в новом регионе планируется со стабильных, отработанных временем продуктов микрофинансирования.
Сервис Mysalary, который сейчас проходит настройку и проверку различных гипотез, новосибирская компания также планирует к запуску в Европе.
Здесь законом не предусматривается выплата аванса, таким образом сотрудник получает свою зарплату полностью только раз в месяц. Сервис позволяет сотруднику получить заработанные им средства, не ожидая окончания месяца. Mysalary — сервис трехсторонний, договор о присоединении подписывает и работодатель, и работник. Таким образом предприятия, подключившие сервис, становятся более привлекательными на рынке среди конкурентов и повышается лояльность сотрудников.
В IT Smart Finance отмечают, что изначально планировался запуск пилота Mysalary в России, однако в Компании сочли риски слишком высокими. «В нашей стране задержка зарплат, дефолт бизнеса— это нормальное явление, — поясняет Иван Шарафиев. — До сих пор существует большая проблема с черными зарплатами, когда из 60 тысяч официально платят 20, это создает риск невостребованности сервиса».
Инвестиции из Европы
Платформа онлайн-кредитования Nibble.finance была запущена в начале 2020 года. Площадка рассчитана на европейских инвесторов, за год она привлекла €600 тыс., от более 600 инвесторов с суммой инвестиций — от €10. Nibble.finance выплатила более €50 тыс. в качестве дохода инвесторов.
Платформы онлайн-кредитования (краудлендинговые, p2b-платформы), через которые малый и средний бизнес привлекает инвестиции, в том числе от населения. Люди могут таким образом размещают свободные деньги. Такие площадки популярны в Европе, США и других странах, в России становление рынка p2b-платформ только начинается.
На платформе размещены компании-кредиторы холдинга IT Smart Finance. Каждая инвестиционная стратегия, которую предлагает Nibble для инвестирования, включает в себя определенную категорию займов в зависимости от риска выхода клиента на просрочку. Инвестор Nibble может самостоятельно выбрать стратегию, а значит, соотношение риска и доходности. В тройку лидеров по объему инвестиций входят инвесторы Испании, Германии и Италии, за ними следуют англичане и датчане.
Максим Пащенко отмечает, что европейских инвесторов отличает степень доверия к финансовому продукту, россияне отстают с точки зрения финансовой грамотности и предрассудков о нестабильности (выращенное годами недоверия из-за кризисов и перемен в России), что вызывает сложности в запуске таких платформ на уровне привлечения инвесторов.
«Я, как бизнесмен, должен оценить, насколько мне в целом выгодно с этими инвесторами работать: их надо обучать, объяснять, показывать степень вероятности наступления рисков, — комментирует ситуацию глава JoyMoney. — Цена розничного инвестора для бизнеса в Европе гораздо ниже, в России привлечение дорогое и инвестиционный билет низкий».
Согласно данным исследования IT Smart Finance, большую долю европейских инвесторов составляют люди в возрасте 25-40 лет со стабильным доходом и определенными накоплениями. «Это не профильные инвесторы, это исследователи, молодые люди, которые достигли определенного уровня дохода и экспериментируют», — продолжает глава Компании.
Российские инвесторы — более зрелые люди, владельцы бизнеса, топ-менеджеры, которые имеют несколько источников инвестиций и перекладывают средства из одного источника в другой.
По российским законам, инвестировать в конкретное МФО можно лишь от 1.5 млн руб., а при работе на Р2Р — платформах — до 600 тыс.руб. Этот порог был введен регулятором для отсечения неопытных, начинающих инвесторов, которые сами не смогут оценить рыночные риски инвестиций.
Новые проекты и рынки
За текущий год JoyMoney увеличила свои обороты в четыре раза. Это было достигнуто оптимизацией процессов, подключением новых сервисов и внедрением новых технологий. «Основной актив Компании — это всегда ее сотрудники, люди, которые ее развивают и берегут, — рассуждает Пащенко. — JoyMoney — не просто бизнес, это отдельный развитый проект, отдельная семья со своими ценностями и традициями. Сотрудники не теряют интереса к проекту во многом благодаря социальной поддержке от fintech-компании IT SmartFinance, якорного держателя проекта».
В JoyMoney сформирована стратегия развития в России. Увеличение масштабов бизнеса будет достигаться не только экстенсивно через количество выдач, но и интенсивно. «Мы разрабатываем новые продукты и программы лояльности для наших клиентов и хотим не просто зарабатывать, а оставаться с клиентами долгое время, находя и предоставляя простые решения их задач», — полагают в компании.
Для бизнеса IT Smart Finance готовит fintech-проекты, касающиеся скоринга и управления проблемными активами: сейчас идет стадия исследования и выработки концепции. «Мы всегда открыты рынку и готовы оперативно принимать его сигналы и потребности, предлагая интересные и быстрые fintech-решения», — говорит Максим Пащенко.