Интервью: Поддержка власти для МСБ — это второе дыхание и силы для побед
Материалы выпуска
Интервью: Поддержка власти для МСБ — это второе дыхание и силы для побед Инструменты В Новосибирске запускается антикризисная обучающая программа для бизнеса Новости партнеров Секрет успеха: как новосибирский бизнесмен начал зарабатывать на кубиках Решения Далекий наш: как организовать эффективную работу удаленных сотрудников Решения Торги и аукционы: как добиться успеха в корпоративных закупках по 223-ФЗ Инструменты Экспертиза: как измерить эффект от рекламных мероприятий? Экспертиза
Инструменты Новосибирск
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Интервью: Поддержка власти для МСБ — это второе дыхание и силы для побед

О том, какую конкретную поддержку власти оказывают субъектам МСБ в Новосибирской области, результатах работы, планах и стереотипах бизнеса рассказывает Алсу Зеленцова, руководитель Центра поддержки предпринимательства
Алсу Зеленцова. Все фото: пресс-служба "Мой бизнес. Новосибирск"

— Вы много общаетесь с предпринимателями. Как вы считаете, какая мера поддержки, предоставляемая вашим Центром, сейчас наиболее актуальна?

— Число обращений в Центр в этом году резко возросло. Во время первой волны было много звонков на горячую линию по аренде. Одни требовали скидок и отсрочек, другие говорили, что не могут этого дать, потому что тогда сами останутся без средств. Звонили по субсидиям и беспроцентным кредитам, вопросы по ОКВЭДам. Летом после отмены части ограничительных мер поток звонков на горячую линию несколько снизился.

Сейчас актуальность помощи в защите предпринимателями своих прав, оценке возможности пользоваться льготами и субсидиями, получении информационных услуг сохранилась.

— Как вы оцениваете состояние МСБ в Новосибирской области? Им легче или тяжелее, чем крупному бизнесу?

— Всем сейчас сложно. С одной стороны, у крупного бизнеса больше ресурсов, мелкий бизнес не успел сформировать достойную подушку финансовой безопасности. С другой — малые предприятия мобильнее, им проще перестроиться, оперативно диверсифицировать бизнес.

— По вашим оценкам, желающих начать бизнес в этот непростой год в Новосибирской области стало меньше или столько же?

— Есть данные налоговой инспекции. С одной стороны, число субъектов МСБ снизилось, с другой — хорошими темпами растет число самозанятых. Часть из них — это субъекты МСБ, не имеющие сотрудников и выбравшие этот новый налоговый режим. Так что если две категории просуммировать, то увидим рост.

— Как изменилась востребованность и популярность услуг Центра в пандемию?

— Предприниматели, руководители компаний испытывают стресс, это видно. Тяжело всем и по-разному: сложности в связи с падением оборота, необходимость резать и жестко контролировать затраты, риски, связанные с пандемией.

Весной была востребована горячая линия, телефоны реально были раскалены. Сейчас стали интересными образовательные мероприятия, которые дают возможность взглянуть на свой бизнес и задачи текущего момента по-новому, увидеть неиспользованные возможности, обрести второе дыхание.

Важно, что в самом Центре и в числе его партнеров есть более десятка экспертов, которые могут оказать предпринимателю квалифицированную и развернутую онлайн-консультацию по его бизнес-задачам.

Центр "Мой бизнес" заработал в Новосибирске с сентября

— Какие правовые проблемы чаще всего возникают у предпринимателей?

— Была ситуация, когда мы вместе с Уполномоченным по правам предпринимателей помогли предпринимателю законно работать в период ограничений, в другом случае мы подготовили предпринимателя к судебной баталии по оспариванию размера штрафа.

Эксперты центра и представители уполномоченного по правам предпринимателей могут помочь предпринимателям в защите прав, например, простимулировать клиента в своевременной оплате госзаказа, оспорить размер штрафа, или снять незаконно наложенные ограничения.

Министр промышленности и торговли Новосибирской области Андрей Гончаров

— По каким принципам отбираются спикеры для образовательных и информационных мероприятий, эксперты для консультаций?

— В первую очередь, мы проверяем их экспертность, изучаем портфолио, собираем отзывы. Смотрим, насколько они ответственны и скрупулезны в оказании поддержки субъектам МСП — клиентам Центра. Предприниматели могут обратиться к экспертам за решением довольно объемных бизнес-задач, например, за экспертизой маркетингового плана по продвижению продукции, разработке критериев для успешного брендинга, поиску персонала или подготовке документов на подачу иска в суд на нерадивого клиента.

Спикеры, которых мы приглашаем на образовательные мероприятия, это востребованные коучи, тренинги которых популярны, и на рынке стоят немалых денег. Мы приглашаем наших предпринимателей посетить их бесплатно.

- Какие консультативные мероприятия наиболее востребованы?

Востребованы консультации по праву, финансам, маркетингу, брендингу. В целом мы подбираем экспертный совет исходя из запросов бизнеса и актуальных для текущего момента услуг. Экспертов по некоторым вопросам мы планируем привлечь к сотрудничеству в ближайшее время. Сейчас актуальна экспертиза комплексной маркетинговой стратегии, исследования рынков, вопросы управления персоналом и повышения его эффективности. Есть мысль ввести услугу по экспертизе бизнес-планов, организовать такие краш-тесты, которые помогли бы предпринимателям рассчитать риски.

Тренинг в центре "Мой бизнес"

— Насколько популярны мероприятия Центра, как быть в курсе его планов?

— У нас тысячи предпринимателей, которые регулярно используют возможности центра в работе своего бизнеса. Мы всегда рады новым партнерам. Обратиться к нам можно по телефону горячей линии 8-800-600-34-07, через личный кабинет сайта mbnso.ru.

Последняя возможность особенно актуальна в пандемию. В целом, у нас проходит много мероприятий в удаленном режиме: это и консультации, и образовательные тренинги.

Можно также приехать лично. В сентябре в Новосибирске открылся центр «Мой бизнес». Он расположен в центре города. У нас каждый день что-то происходит, встречаются люди, решаются вопросы, открываются новые горизонты.

— Какие мероприятия по популяризации и продвижению новосибирских товаров и услуг оказывает центр?

— Кроме консультаций маркетолога, мы проводим бизнес-миссии, организуем участие в выставках. Круг возможностей у Центра широк, сложно все перечислить в одном ответе. Мы помогаем в патентовании, в получении разрешительных документов, поиске партнеров в России и за рубежом. Довольно часто наши активные партнеры становятся героями публикаций в СМИ, обретают новые знакомства, находят новых клиентов и поставщиков.

На недавнем мероприятии руководитель новосибирской компании «Иван Да» Дмитрий Балашов рассказал, что поверил в эффективность выставок как средства продвижения продукции после того, как воспользовался поддержкой Центра. После одной из выставок он обрел несколько крупных клиентов, и теперь за последний год принял участие более чем в десяти крупных российских выставках.

— Могут ли принимать участие в мероприятиях центра сотрудники компаний по собственному желанию, самозанятые, или предложение только для руководителей и собственников бизнеса?

— Наша целевая аудитория — субъекты малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели и самозанятые, жители региона, желающие открыть свой бизнес. Если компания включена в реестр МСБ, то не имеет значения, на какой должности работает сотрудник. Например, руководитель отдела продаж может посетить тренинг по преодолению возражений, бухгалтер получить консультацию по 1С, а директор — озаботиться вопросом вывода продукции на рынок Китая.

Важная часть нашей аудитории — самозанятые. Как показывает практика, эксперимент в Новосибирской области удался, число самозанятых перевалило за двадцать тысяч. Для них в центре есть комплекс услуг, плюс мы можем помочь такому предпринимателю проработать возможные перспективные направления его бизнеса.

— Какие проблемы, установки, стереотипы, на ваш взгляд, мешают предпринимателям развивать бизнес, проявлять активность в применении мер господдержки?

— Я вижу несколько основных предубеждений относительно господдержки. Например, часто считают, что субсидии и льготы — это только для своих, получить их практически невозможно, а потом предприниматель получает кучу проблем с проверками и бюрократией. Это все не так.

Мне кажется, что у наши предприниматели часто горят своей идеей, но не просчитывают свой бизнес трезво. Если у тебя есть полноценный бизнес-план с расчетом плановых показателей, точек роста и зон риска, то жизнь становится немного проще: понятно, где можно ужаться, где минимум по доходу от клиентов, и какие показатели говорят о качественном росте бизнеса. Такой план нужен и стартаперу, и самозанятому, и опытному предпринимателю. Если нет математически выверенного бизнес-плана, появляются стереотипы или необоснованные планы, недооценка собственной мощи.

При этом — проверено — если человек пришел в бизнес и выстоял первые три года, он из бизнеса не уйдет. Важно ощущение свободы, отсутствия начальников и диктата, плюс чувство победы, результата, реализованных планов. Популярность малого предпринимательства растет.

Что касается поддержки Центра, я советую каждому придти к нам и оценить, какую поддержку мы можем оказать именно этому конкретному предпринимателю. Спектр таких решений очень широк, многие приходят к нам и остаются с нами на протяжении уже нескольких лет, используя весь арсенал возможностей. Поддержка государства — это как топливо для ракеты, возможность получить ресурс для нового рывка, преодолеть новую высоту, открыть второе дыхание.

Статья опубликована по заказу АНО «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области»
Сайт mbnso.ru
Телефон горячей линии поддержки предпринимателей 8-800-600-3407