Решения , Новосибирск ,  
0 

Секрет успеха: как новосибирский бизнесмен начал зарабатывать на кубиках

Андрей Топоров
Андрей Топоров
Директор новосибирской компании «Куборо» Андрей Топоров рассказал, как на основе деревянного конструктора создать образовательную систему и сделать на этом успешный бизнес-проект

Мода на деревянные конструкторы Cuboro из Швейцарии началась, еще 30 лет назад, когда их изобретатель МаттиасЭттер, инженер-механик, стал учителем для детей с ограниченными возможностями здоровья. Тогда он придумал деревянные кубики, в которые с одинаковым восторгом играют и 3-х летние дети и вполне серьезные взрослые.

Едва появившись на рынке конструкторы Cuboro буквально совершили революцию в сегменте детских деревянных конструкторов.

В 2018 году популярный конструктор Cuboro снова в центре внимания. 14-летний мальчик победил на чемпионате Японии по национальным шахматам сеги и признался, что с детства влюблен в конструкторы Cuboro. Японский профессор неврологии доказал экспериментально, что занятия, игры с Cuboro задействую те же самые области мозга, которые задействованы при игре в шахматы.Сегодня Япония переживает настоящий бум Cuboro — страна импортирует треть от мирового объема выпуска.

В 2016 году доля российского рынка в продажах Cuboro составляла 0,05%. Спустя год после того, как новосибирская компания «Куборо» стала официальным дистрибьютером бренда, доля в России увеличилась в 260 раз.

Cuboro — это набор кубических элементов, размером 5х5х5 см, с прямыми или изогнутыми желобками и туннелями, из которых можно построить любую дорожку-лабиринт для шарика. По мнению разработчиков, Cuboro развивает пространственное воображение, логическое мышление, концентрацию внимания и творческие способности.

— С чего началась новосибирская компания «Куборо»?

— В 2016 году наша компания подписала договор со швейцарской компанией Cuboro на эксклюзивное представительство продукции в России. Мы представили конструктор как образовательную систему для формирования инженерных навыков. К тому времени у нашей команды был 10-летний опыт работы собразовательными проектами в том числе и зарубежными.

— Почему именно швейцарский конструктор, а не какой-либо другой? В чем его особенность?

— Он популярен в мире уже треть века, аналогов ему нет. Его изготавливают из швейцарского бука по специальной технологии, что делает его уникальным и экологически чистым. Кроме того, большинство конструкторов ориентировано на строительство, после создания модели идет сюжетно-ролевая игра. В конструкторе Cuboro все иначе: строишь, запускаешь шарики по лабиринту, и хочется модернизировать модель снова и снова. Неважно, ребенок или взрослый играет. Оттачиваются навыки, связанные с мышлением, логикой, управлением своими эмоциями, умением строить коммуникации, работой в группах, лидерством, делегированием и управлением проектами.

— Расскажите о старте бизнеса, с какими трудностями вы столкнулись и как их решали?

— Мы не хотели продавать набор как игровой конструктор. Поэтому решили создать на его основе образовательную систему. Для этого мы выделили четыре направления, каждое из которых стали прорабатывать: игровое, образовательное, спортивное и семейное. Поначалу все было легко, идей было много — не успевали воплощать. Потом столкнулись с трудностями, так как надо было постоянно следить за изменениями в образовательной среде, не хватало времени на продажи. Грубо говоря, 60% мы следили за развитием нашего образовательного трека, а 40% уделяли продажам.

Конструктор Cuboro называют «конструктором равных возможностей»
Конструктор Cuboro называют «конструктором равных возможностей»

Когда в августе 2016 года на русском языке было издано методическое пособие «Cuboro — думай креативно», Cuboro заработало как образовательное решение. Автором пособия стал президент компании, он же и изобретатель Cuboro МаттиасЭттер.

— Сколько на сегодняшний день образовательных учреждений использует вашу продукцию?

— География поставок увеличилась значительно. Сейчас нам удалось охватить более 500 учреждений, которые сейчас используют систему «Cuboro». В среднем учреждение покупает от 150 000 до 200 000 рублей. Но есть образовательные учреждения, которые оснащены нашим оборудованием на сумму более 1 млн рублей. Это наши ресурсные центры. Одно из них находится в Пензе, другое учреждение-на Чукотке. В этом году мы там проводим чемпионат ЧУКОТКИ по CUBORO. Как видите, география большая.

— Сколько стоил проект на старте, каковы были вложения?

— У нашей компании были свои средства — 1,5 млн руб., поэтому мы не брали кредит. Когда мы подписали договор со Швейцарией, мы сразу купили продукцию на 250 тыс. руб. и на первой же выставке нашли покупателей. Нам даже пришлось договариваться с покупателями, что мы передадим им продукцию чуть позже, так как ее нужно было презентовать во многих регионах.

Сегодня наша продукция представлена в более 12 регионах основные это Новосибирская, Омская, Иркутская, Свердловская и Пензенская области, Красноярский край, Москва, Удмуртия, Якутии и Чукотка. Основной способ презентации — это семинары, методическое сообщества, в рамках которых учителя вовлекаются в процесс конструирования. Так мы проводим много спортивных мероприятий.

— Как быстро вы вышли на прибыль?

— Направление, а после и компания, можно сказать, с первых дней не были убыточными. В первые годы много денег тратили на маркетинг: это выставки, презентации, призовая продукция, так как в самом начале мы проводили очень много соревнований. Так что вся прибыль компании уходила на продвижение. В начале своего пути, возможно и по сей день мы не занимаемся продажей — мы создаем спрос на образовательную систему. В начале мы уделяли много времени поиску партнеров — дилеров, после того как система Cuboro начала пользоваться спросам, дилеры сами нас начали искать….Спрос порождает предложения. В бизнесе были сложные ситуации, но мы обошлись без кредитов, швейцарская компания Cuboroв сложные моменты предоставляла нам отсрочку по платежу.

— Стоимость конструкторов Cuboro доходит до нескольких десятков тысяч рублей. Как реагирует рынок?

— Мы делим наш рынок на два сегмента. Первый — это образовательные учреждения с государственным и собственным бюджетом. Я считаю, что это небольшая цена за качественную вещь, если сравнить с ценой робототехнического конструктора или интерактивного проекта стоимостью от 200 тыс. руб. Последний сейчас пользуются большой популярностью на рынке образования, при этом не являются образовательными системами. Интерактивные решения стоят дороже, используются, как правило, узким кругом людей, их нужно дополнять образовательным контентом, и срок их жизни ограничен прогрессом и амортизацией.

Вторым сегментом рынка является интернет-ритейл. В торговых сетях мы не представлены. Пик продаж всегда связан с акциями, приуроченными к крупным праздникам: Новый год, День влюбленных, День защитника Отечества, 8 Марта, День защиты детей и День знаний. Скидки доходят до 20% от стоимости конструктора.

В настоящие время в новых условиях жизни при пандемии, мы собираемся увеличить долю розничных клиентов, за счет создание дистанционной дополнительной образовательной системы, которая будет являться сопутствующим товаром-услугой к конструктору Cuboro.

— Как вы оцениваете перспективы российского «Куборо»?

— Продукция Cuboroпредставлена на российском рынке как дидактический материал. Это не просто игрушка, которая продается на полках магазинов. В 2019 году на базе нашей компании организован центр повышения квалификации. Мы защитили образовательную программу, получили лицензию и тем самым начали сотрудничество с институтами системы образования.

Недавно мы подписали договор с Казанским федеральным университетом, на базе которого действует технопарк. Мы обучили их педагогов. Готовим совместную программу повышения квалификации для учителей республики Татарстан.Также мы создаем федеральные проекты, например, SoftskillsCuboro. Это учебный чемпионат, направленный на развитие у школьников (и не только) «мягких навыков». Мы уверены, что данный проект ждет большой успех, т.к. к данному движению могут присоединиться корпорации со своими командами. Задания для взрослых у нас уже тоже готовы. Им будет очень интересно.

— Растет ли объем продаж?

— Каждый год объем продаж увеличивается примерно на 5 млн руб. Быстрее расти по ка не получается по причине того, что у нас существуют количественные лимиты по отгрузкам со стороны нашего поставщика. Лимиты для каждой страны были введены после произошедшего бума в Японии и возникшего дефицита продукции.

Но создавая новые продукты, такие как образовательные курсы для детей и взрослых и увеличивая продажи настольных игр cuboro, которые в отличии от деревянных конструкторов, могут изготавливаться в любом объеме мы намерены в ближайшее время увеличить свои обороты раза два-три. Такая программа есть.

— С какими трудностями в работе столкнулись в период пандемии и самоизоляции?

— Вынужденный уход на удаленку помог нам понять, что наши сотрудники не привязаны к офису и могут успешно выполнять свои обязанности из любой точки России.

В пандемию нам удалось автоматизировать бизнес-процессы по взаимодействию с нашими клиентами. На сайте мы создали дилерский кабинет, где наши партнеры самостоятельно могут выписать себе счет без участия менеджера. Также внедрили партнерскую программу и вознаграждения за привлечение клиентов на курсы повышения квалификации.

Ограничения, введенные властями, повлияли на то, что наш курс обучения был полностью переведен в онлайн-формат и, как следствие, появился новый продукт.

У нас есть сайт, который позволяет собирать конструктор Cuboro в интерактивном режиме — полная имитация сборки и движения шарика по конструкции. И не давно мы создали собственное мобильное приложение. В данном приложении создает чертежи/схемы «Cuboro» автоматически. На первый взгляд — это не цепляет, но фанаты «Cuboro» знают, что конструктор поставляется без каких-либо инструкций по сборке. Как мы любим говорить: «Лучше конструкции и схемы уже у вас в голове, надо только их достать».

Но иногда есть желание использовать уже готовые схемы или поделиться с другими участниками своей собственной. Для этого и создано это приложение. В планах сделать в мобильном приложении игровой режим для детей, некий интеллектуальный квест, вот он уже скорее всего будет иметь коммерческую составляющую. И это совершенно другой рынок. За 30 лет на Cuboro выросло ни одно поколение во всем мире и им есть чем поделиться.

Секрет успеха: как новосибирский бизнесмен начал зарабатывать на кубиках

Статья опубликована по заказу
АНО «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области»
Сайт mbnso.ru
Телефон горячей линии поддержки предпринимателей 8-800-600-3407

Решения Далекий наш: как организовать эффективную работу удаленных сотрудников
Содержание
Закрыть