Инструменты , Новосибирск ,  
0 

Торги и аукционы: как добиться успеха в корпоративных закупках по 223-ФЗ

Фото: РБК Новосибирск
Фото: РБК Новосибирск
Корпоративные закупки — один из самых эффективных способов увеличить объемы производства и доход, но предприниматели опасаются бюрократии и коррупции. Почему каждый бизнесмен все-таки должен разобраться в этой системе

Эксперт аналитического отдела АНО ИДПО «Госзаказ» Александр Рисов отметил, что рынок корпоративных закупок интересен своим размером — он самый большой по количеству денег. «Объем средств, которые предприниматели получают с населения, значительно ниже, чем тот объем закупок, которые производят корпоративные заказчики», — сказал эксперт.

В связи с этим Рисов выделяет две главные причины хотя бы обратить внимание на корпоративные закупки прямо сейчас.

  1. Увеличение объема производства и дохода предпринимателя независимо от вида деятельности. Закупки на рынке очень разнообразны.
  2. Предприниматель сможет расширить границы реализации своей продукции. По Конституции в России запрещено устанавливать административные границы между регионами, но зайти на рынок другого региона достаточно проблематично, потому что нужны точки сбыта, объяснил эксперт. При корпоративных закупках точка сбыта — это заказчик на территории региона.

«К сожалению рынок корпоративных закупок достаточно сложен, и предприниматель рискует допустить много ошибок, поэтому работать с этой системой нужно учиться. С другой стороны, это отличная возможность. Каждому предпринимателю нужно хотя бы теоретически разобраться в корпоративных закупках, а затем уже решить, стоит ли пробовать. Я считаю — однозначно стоит», —сказал эксперт.

Забыть про стереотипы

Как отмечает Рисов, зачастую предпринимателям мешают стереотипы о рынке корпоративных закупок. Например, мнение о том, что результат торгов предрешен.

«Существуют принципы прозрачности закупок, поэтому договориться достаточно сложно. Если даже кто-то и посчитает, что было нарушение, то любую закупку возможно обжаловать в административном порядке в региональном антимонопольном органе», — рассказал эксперт.

По словам директора АНО ИДПО «Госзаказ» Николая Балыбина, если проанализировать закупки то можно увидеть косвенные признаки того, что заказчик желает увидеть какого-то определенного поставщика. Но по большей части это не связано с коррупцией. «Заказчик просто страхуется, зачастую тендеры связаны с социально значимыми объектами. К примеру, я бы побоялся пользоваться водопроводом, проложенным за полцены неизвестным мне подрядчиком», — объяснил Балыхин.

При этом компания, которая всерьез намерена побороться за контракт, может официально запросить разъяснения у заказчика по условиям тендера. Второй шаг — уведомление о намерении обратиться в УФАС. Третий шаг, если предыдущие не помогли — обращение в антимонопольный орган.

Предотвратить ошибки

Руководитель компании «Тендерост» Ростислав Бородихин, говорит что «ахиллесова пята» участников закупок — невнимательность.

«Очень часто невнимательно подходят к изучению документации. Даже если выигрывают торги, потом удивляются условиям, по которым они их выиграли. Очень распространенная ситуация, когда компания по условиям тендера должна поставить за неделю продукцию, которую может изготовить только за месяц», — комментирует Бородихин.

Кроме того, по мнению Бородихина, участники тендеров зачастую неправильно формируют цену на свои услуги. «Часто компания закладывает в цену такие риски как аренда офисов, зарплата сотрудников, которые занимаются продажами. А по факту им нужно заложить зарплату тендерного специалиста или плату за услуги компании, которая их обслуживает. Убрать все остальные расходы и оставить себестоимость. Также они не ведут переговоры с заказчиком, не пытаются выяснить все «подводные камни» контракта», — отмечает Бородихин.

Руководитель экспертно-консультационного отдела «Института закупок» Юлия Губарева считает, что часто поставщики сразу пытаются взяться за крупный контракт, рассчитывая на большую прибыль.

«Погнавшись за потенциальной выгодой, можно переоценить свои силы и, например, не получить достаточных ресурсов для обеспечения такого контракта (например, банк отказал в получении гарантии, не хватило оборотных средств). Поэтому рекомендуем начинать с тендеров, вероятность исполнения обязательств по которым высока», — рассказала Губарева.

Также Губарева не рекомендует торопиться с участием в открытых и закрытых конкурсах. По ее словам процедура требует опыта, иначе заявка может быть составлена некорректно, компанию не допустят к конкурсу, а значит, время будет потрачено зря, а средства, предоставленные в качестве обеспечения заявки, заморожены.

Пройти обучение

Александр Рисов подчеркивает, что даже досконально изучив 223-ФЗ, велика вероятность, что предприниматель ничего не поймет, потому что это скорее рамочный закон, который определяет только основные положения.

«Поэтому необходимо учиться. Как вариант пройти обучающий семинар, чтобы понять как стать хотя бы потенциальным участником рынка корпоративных закупок, и какие есть нюансы. На первых этапах предприниматели в любом случае будут допускать ошибки и не будут понимать, почему это произошло, но обучение даст прочный фундамент», — объяснил эксперт.

Центр «Мой бизнес» проводит цикл семинаров на тему «Участие субъектов МСП в закупках отдельных видов юридических лиц по Федеральному закону № 223-ФЗ». На обучении предпринимателям расскажут про основные аспекты законодательства в сфере госзакупок, практике закупок для новичков и для опытных поставщиков, а также участие предприятий малого и среднего бизнеса региона в закупках крупнейших государственных корпораций.

Семинар состоится 22, 27 и 30 октября. Принять участие можно в любой из этих дней. Место проведения: большой конференц-зал центра «Мой бизнес» по адресу: г. Новосибирск, ул. Сибревкома, 9 (вход со стороны улицы Ипподромская)

Время проведения: с 9:00 до 18:00

Для участия необходимо оставить заявку на портале

Прием заявок до 20 октября 2020г.

Торги и аукционы: как добиться успеха в корпоративных закупках по 223-ФЗ

Организатор: центр «Мой бизнес» (АНО «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области»). Исполнитель: АНО ИДПО «Госзаказ»

Статья опубликована по заказу АНО «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области»
Сайт mbnso.ru
Телефон горячей линии поддержки предпринимателей 8-800-600-3407

Экспертиза Экспертиза: как измерить эффект от рекламных мероприятий?
Содержание
Закрыть