Решения , Новосибирск ,  
0 

Как защитить права компании при выходе на внешние рынки*

Реклама:
Фото: SibLegalWeek-2016. Екатерина Шехтман, управляющий партнер агентства защиты интеллектуальных прав «ИНКО»
Фото: SibLegalWeek-2016. Екатерина Шехтман, управляющий партнер агентства защиты интеллектуальных прав «ИНКО»
Выход компании на внешние рынки — это большая победа и большие риски. Агентство защиты интеллектуальных прав «ИНКО» рассказывает о тонкостях правовой защиты в разных странах

В ситуации экономического кризиса выиграет та компания, которая уверенно сможет поставлять продукцию за пределы России и получать валютную выручку.

Одним из неочевидных рисков для бизнеса при выходе на рынки даже ближнего зарубежья (Казахстана, Украины, Белоруссии) эксперты называют ситуации, связанные с интеллектуальными правами на марку, бренд, разработки вашей компании. Оформлены ли исключительные права Вашей компании на новых территориях? Как решить эту задачу, получив максимальным объемом прав и минимальные затраты?

«Мы рекомендуем компаниям задумываться об охране интеллектуальных прав до начала продаж в стране, чтобы не сталкиваться с неприятными сюрпризами нарушения прав местных игроков, либо не становиться добычей недобросовестных конкурентов, копирующих российский бренд, — советует Екатерина Шехтман, управляющий партнер агентства «ИНКО». — Особенно аккуратным нужно быть в Китае, там крайне низкие госпошлины и активная программа субсидирования затрат на патентование. Если вы не позаботитесь об охране интеллектуальных прав сами, вас могут опередить Ваши китайские партнеры».

Формирование портфеля исключительных прав

Основной принцип, из которого следует исходить – патент или товарный знак действует только на территории той страны, где он выдан. Международного товарного знака, как и международного патента не существует.

Если Вы зарегистрировали товарный знак в России, то вывозя товар за границы, Вы уже не обладаете исключительными правами. Вы не только не защищаете свой бизнес, но и не можете другим запретить паразитировать на Вашем имидже и раскрученной марке. Возможна ситуация, когда конкурент осознанно регистрирует Ваши объекты на себя и тем самым полностью перекрывает выход на нужный рынок, лишает возможного дохода.


НАПРИМЕР
В начале 2000 гг. в России была распространенной ситуация с регистрацией товарных знаков злоумышленниками на основании результатов международных выставок. После этого злоумышленники предлагали иностранцам выкупить права на уже зарегистрированный в России объект. Сейчас такой ситуации следует опасаться российским компаниям, выходящим на азиатские рынки.

Алгоритм действий перед выходом на внешний рынок

Сначала надо оценить объекты своей интеллектуальной собственности и решить, какие из них могут быть задействованы при освоении интересующего Вас рынка.

Далее необходимо разделить данные объекты на средства индивидуализации, патенты и объекты авторских прав. В случае, если данный вопрос не очевиден, обратитесь патентным поверенным или юристам, специализирующимся на интеллектуальной собственности. В зависимости от вида объектов определяется режим охраны прав в нужной стране.

Отметим, что объекты авторских прав не ограничены по территории и признаются в большинстве стран. Поэтому относительно этих объектов каких-либо дополнительных мер, кроме выявления и фиксации авторства, осуществлять не нужно.

Фото: SibLegalWeek-2016
Фото: SibLegalWeek-2016


Первое — где продаем

При выборе стран для охраны товарных знаков надо оценивать рынки, на которых Ваши товары будут продаваться не обязательно через дилерскую сеть, возможно это будут посредники Ваших дилеров.

Как только товар приобретает известность где-либо, Ваш товарный знак и технология становятся интересны на данном рынке. Важно не упустить момент для получения охранного документа.

Если с товарными знаками все достаточно просто и Вы, обнаружив готовность продажи Вашего товара в Киргизии, например, просто получаете там охрану, то с изобретениями есть существенное ограничение, связанное с необходимостью соответствия заявляемого решения критерию «новизна» и «изобретательский уровень». Если у Вас уже есть опубликованный патент в России, и с момента подачи российской заявки прошло 12 месяцев, то Вашей заявке в другой стране будет противопоставляться публикация Вашего патента и/или заявки. Поэтому по техническим решениям и художественно-конструкторским дизайнам необходимо определять потенциальную территорию охраны в момент подачи заявки в России.

Фото: «ИНКО»
Фото: «ИНКО»

Тип охраны: национальная или международная

Национальная охрана предполагает прохождение стандартной процедуры регистрации права на товарный знак или изобретение, полезную модель, промышленный образец в соответствующей стране. Для этого надо связаться с Патентным поверенным в стране, представить информацию для заявки и оплатить расходы. Агентство «ИНКО» обладает контактами патентных поверенных в любом регионе мира и может порекомендовать клиентам проверенные контакты.

Цена вопроса:
В разных странах Вас ждут различные расходы на регистрацию права на товарный знак или изобретение, полезную модель, промышленный образец. Так, в Китае регистрация товарного знака может уложиться в 50 — 60 тыс. руб., в Европейском союзе — в 100 тыс. руб., а в Белоруссии можно обойтись и 40 тыс. руб.

Регистрация товарного знака Евросоюза (Community Trademark — СТМ) действует во всех 28 странах Европейского союза.

Заявка  подается в Бюро по гармонизации внутреннего рынка (OHIM). В случае беспрепятственной процедуры регистрации (без запросов и оппозиций) OHIM регистрирует товарный знак Евросоюза в течение 3-5 месяцев. Решение о регистрации не требует каких-либо действий, свидетельство о регистрации публикуется в электронном виде на сайте OHIM, бумажное свидетельство не присылается. Упрощенная процедура регистрации действует для европейских промышленных образцов (Community design — CD). Процедура занимает одну неделю и стоит в пределах 80 000 руб., включая гонорар европейского патентного поверенного.

Национальный вариант регистрации товарного знака или изобретения, полезной модели, промышленного образца интересен, если Вас интересует одна-две страны или нужная Вам страна не является участником международных договоров. Если Вас интересует выход на рынок сразу нескольких стран, данный режим будет наиболее затратен по времени и денежным средствам.

Мадридское Соглашение и Протокол по регистрации товарных знаков (Мадридская система)

Международный товарный знак регистрируется на базе национальной регистрации/заявки. В течение полугода после подачи международной заявки получается международный сертификат, далее в течение 1,5 лет (а в некоторых странах и более) в странах, в которых испрашивается регистрация, может быть вынесен отказ на основании проведенной экспертизы, а также могут быть поданы возражения заинтересованными лицами. Данные отказы и возражения зачастую вполне оспариваемы. Если никаких преград не существует, то товарному знаку предоставляется охрана.

Вариант привлекателен для лиц, желающих выйти сразу на рынки многих стран и при этом иметь возможность отслеживать ход регистрации по каждой стране отдельно и не переплачивать за участие Патентных поверенных других стран. Необходимость в представителях за рубежом для данной регистрации возникает только при наличии непреодолимых самостоятельно преград для регистрации.

Международная патентная система (PCT) названа по аббревиатуре международного договора — Patent Cooperation Treaty (PCT).

Подается в одно Получающее ведомство (англ. Receiving Office, RO) на одном из установленных языков. Получающее ведомство, после оплаты заявителем пошлины, проводит формальную экспертизу заявки. В случае соответствия заявки требованиям один экземпляр заявки направляется в Международное бюро ВОИС, а другой в Международный поисковый орган (англ. International Searching Authority, ISA) по выбору заявителя. Факультативно заявитель может ходатайствовать о предварительной экспертизе заявки в Органе международной предварительной экспертизы (International Preliminary Examining Authority, IPEA). Международный поисковый орган дает письменное заключение о патентоспособности технического решения, являющегося предметом заявки. По истечении 18 месяцев производится международная публикация поданной заявки. По истечении 20, 30 или 31 месяца (в зависимости от указанного или выбранного государства) производится переход на национальную фазу — ведение делопроизводства в каждом выбранном или указанном государстве с последующим получением охранного документа (национального патента).

Главным преимуществом PCT заявки является длительный срок на принятие решения о перечне стран для патентования (от 20 от 31 месяца), в отличие от 12-ти месяцев при национальной процедуре.

Сама по себе РСТ заявка не обеспечивает получение патента в других странах, для получения патента необходимо осуществить «переход на национальную фазу», то есть подать национальную заявку в интересующей Вас стране на базе РСТ заявки, то есть привлечь патентного поверенного, заплатить национальные пошлины и т.д. Поэтому зарубежное получение патента это всегда дорогостоящее удовольствие, и заявка РСТ не является средством экономии расходов на зарубежное патентование, она лишь позволяет распределить эти расходы на более длительный срок.

Таким образом, формирование портфеля интеллектуальных прав Вашей компании при выходе на зарубежные рынки мероприятие ответственное и непростое. Грамотно выбрать страны, построить поэтапный процесс патентования и выбрать надежных партнеров для получения патента в других странах помогут профессионалы Агентства защиты интеллектуальных прав «ИНКО».

Как защитить права компании при выходе на внешние рынки*
г. Новосибирск, ул. Добролюбова 2а, офис 205 (Бизнес-центр «Речной вокзал»).
E-mail: info@incosib.ru Тел.: (383) 291-34-51, incosib.ru

Агентство защиты интеллектуальных прав «ИНКО» — специализированная юридическая компания, оказывающая услуги в области интеллектуальной собственности для российских и зарубежных клиентов. Сегодня в «ИНКО» работают 10 специалистов, из них 2 сертифицированных патентных поверенных — Екатерина Шехтман и Валерия Белова.

Оформление патентов «ИНКО» производит как для известных научно-исследовательских институтов — ИЯФ, ИТПМ, ИХФБМ, так и для крупных новосибирских компаний — «Сибирский гурман», «Чистая вода», «2ГИС», «Обувь России». Среди клиентов компании есть иностранные контрагенты из США, Турции, Сербии, Эквадора. «ИНКО» имеет опыт по обеспечению охраны интеллектуальных прав своих клиентов в 58 странах мира. В основном это товарные знаки, но сегодня активно развивается работа и по патентованию.

Инновации Владислав Ильин: Инновационному бизнесу необходим госзаказ*
Содержание
Закрыть