Для старта любого бизнеса необходимы четыре вещи: крутая бизнес-идея и кипучая энергия предпринимателя. Третье — наполеоновские планы, оформленные в виде ТЭО (технико-экономического обоснования, бизнес-плана), с трезвой оценкой перспектив и рисков. Четвертое — стартовый капитал.
Если все это в наличии, надо проявляться, — регистрировать предприятие и зарабатывать деньги. Как и какие сложности есть на пути, расскажут специалисты «Городского центра развития предпринимательства».
Знания — сила
В «Городском центре развития предпринимательства» можно получить абсолютно бесплатные консультации по поводу открытия предприятия: от юристов, бухгалтеров, экономиста. За пять с половиной лет работы программы «Первый шаг» с помощью специалистов МАУ «ГРЦП» зарегистрировано 952 организации. В год юристы, бухгалтеры, экономисты Центра предоставляют более 2300 консультаций по вопросам налогового, финансового консультирования, составления бизнес-плана и подготовки пакета документов на регистрацию.
Ресурс «Бизнес-навигатор МСП» позволяет начинающему предпринимателю сделать набросок своего бизнес-плана онлайн, а также получить статистику, маркетинговые данные.
Форма определяет содержание
Для малого и среднего бизнеса наиболее востребованной организационно — правовой формой юридического лица является ООО, а также регистрация физического лица в качестве ИП.
По словам юрисконсульта МАУ «Городской центр развития предпринимательства» Владимира Катерлина, плюсами ИП являются простота и скорость регистрации (создания), скорость и простота закрытия ИП, небольшая государственная пошлина за регистрации, существенно меньший по сравнению с ООО документооборот, существенно меньшие, чем у ООО размеры штрафов. «Из минусов — необходимость оплаты фиксированных платежей в Пенсионный фонд РФ даже в случае, если деятельность не ведется», — говорит Катарлин.
Плюс ООО — более «солидная» по сравнению форма для работы с банками, ввиду того, что ООО существенно сложнее и дольше закрывать (в среднем 4-5 мес. при отсутствии проверок налоговой инспекции). «Также плюс для собственника — возможность компании «простаивать бесплатно», т.е. не платя налогов при отсутствии доходов», — добавлет Катарлин.
Минусами ООО являются существенно больший документооборот и отчетность, долгое закрытие, большее количество затрат при ведении деятельности, значительные штрафы.
Раньше существовала норма, что участники ООО отвечают за убытки общества лишь в размере уставного капитала. «В настоящее время участники ООО также как и ИП будут отвечать при требованиях кредиторов всем своим имуществом, если ими будет доказано, что своими действиями участники ООО довели фирму до банкротства», - поясняет Катарлин.
— Количество предпринимателей растет в последние годы. В 2014 количество зарегистрированных предпринимателей в Новосибирской области выросло примерно на 13000, в 2015 еще на 14000 человек. Радует, что растет не только формальное количество зарегистрированных, но и их непосредственная финансовая активность. По этим показателям Новосибирск — первый в Сибири, и седьмой по России. В Новосибирске в малом бизнесе занято 320 тысяч человек, это практически каждый пятый. Три кита, на которых стоит новосибирское предпринимательство — это торговля, операции с недвижимостью и производство.
Тип налогообложения
Тип налогообложения лучше выбирать вместе с налоговым консультантом или опытным финансистом-бухгалтером исходя из типа бизнеса, оборотов, типов доходов и расходов, численности штата сотрудников, доступных легальных способов оптимизации налогообложения. Чтобы выбрать оптимальный тип налогообложения для вашей компании, стоит подготовить плановые финансовые показатели из ТЭО или бизнес-плана и оценить суммы налогов за период при разных способах налогообложения.
На портале «Малое и среднее предпринимательство НСО» размещена удобная методичка по выбору системы налогообложения.
Регистрируем
Заполнить формы для регистрации компании помогут специалисты «Городского центра развития предпринимательства». Также образцов достаточно в Интернете, много информации на сайте МФЦ и налоговой инспекции. Для регистрации ООО необходимо заручиться согласием арендодателя заключить с вами договор аренды помещения.
Код бизнеса
При заполнении регистрационных форм возникает вопрос по выбору кода ОКВЭД. Важность этого параметра не только в точности определения вида деятельности. Код ОКВЭД может повлиять на предоставление определенных льгот или субсидий, обязанность получать разрешение или проходить лицензирование.
Припечатали
После получения документов из налоговой о регистрации вашей компании, нужно заказать печать. Заказывают ее в специализированных компаниях, эскиз вы можете принести свой или выбрать из предоставленных компанией. Стоимость изготовления печати вместе с оснасткой — от 300 рублей, срок изготовления — от 4 часов.
Точный расСЧЕТ
Открыть расчетный счет в банке — дело нескольких часов. А вот выбор банка-партнера — дело небыстрое. Обычно само открытие счета в банке не стоит предпринимателю ничего, однако вместе со счетом необходимо подключить ряд платных опций — обслуживание счета, тарифный план, интернет-банкинг и тд. Надо оценивать всю сумму за услуги банка в месяц в совокупности.
На стоимость банковских услуг влияет количество платежных поручений, которое вы планируете отправлять в месяц или в сутки, суммы, которые вы планируете хранить на счете определенное время, подключение опций — чековая книжка, зарплатные проекты, кредиты, депозиты.
По словам руководителя службы малого бизнеса розничного филиала банка ВТБ в Новосибирске Ирины Степановой, при открытии расчетного счета клиенты ориентируются, как правило, на три основных фактора: доступность тарифов на обслуживание расчетного счета, надежность банка, наличие персонального менеджера.
Чтобы выбрать банк, составьте перечень важных для вас деталей и критериев, как чисто финансовых, так и качественных. Планируете ли вы достаточно часто отправлять платежи вечером? (часто банки берут за это внушительные суммы, порядка 100 рублей за платежное поручение). Будет ли у вас свой менеджер, которого можно «дернуть», если не прошел важный платеж? Планируете ли подключать зарплатный проект, депозитные счета?
Доложить наверх
Для части бизнесов (гостиничные и бытовые услуги, оптовая и розничная торговля, перевозок, производство продуктов питания, одежды, и др.) обязателен уведомительный порядок сообщения о регистрации бизнеса
Кого, в какой форме и в какие сроки уведомлять, лучше определить заранее, чтобы впоследствии не нарваться на штраф. Формы уведомления зачастую есть на сайте ведомств.
Обязательное для всех компаний мероприятие — посещение офиса «Новосибирскстата» на Каинской. Тут необходимо подать информацию по кодам статистики.
На ком учет
После основных регистрационных действий впору задуматься — кто будет поддерживать порядок в новой компании и дальше? Вам нужно: 1. Вести бухучет 2. Вести кадровый учет 3. Вести учет кассовых операций (при наличии ККМ) и всего пакета «кассовых» документов.
Здесь есть два варианта — либо вести указанные направления самостоятельно, с помощью штатного бухгалтера, или обратиться за помощью к аутсорсинговой компании. Каждый вариант имеет плюсы и минусы, которые в общем сводятся к тому, что чем крупнее бизнес, тем больше ему нужен свой бухгалтер. Маленькая компания вполне обойдется бухгалтером приглашенным.
Шопинг малого бизнеса
При ограниченности ресурсов вспомним, что мебель, сейф, технику в наше время можно приобрести на сервисах частных объявлений или даже в профильных компаниях. Такие варианты сэкономят до 50% затрат. Мебель можно получить в комплекте с арендой офиса, в качестве зоны респешн сойдет холл первого этажа бизнес-центра. Из услуг надо определиться с провайдером интернета и телефонии, поставщиком услуг электронной сдачи отчетности.
Ресурсы
Для начинающего бизнесмена существуют сотни ресурсов, которые помогут решить определенные задачи и даже получить определенные меры финансовой или имущественной поддержки. Задача начинающего бизнесмена — получить полную информацию о своих правах и использовать максимум возможностей для развития своего дела.
Скажем, в Новосибирской области действует программа по организации предпринимательской деятельности, в рамках которой может быть предоставлена единоразовая финансовая помощь в виде возмещения затрат по регистрации бизнеса и подготовке документов.
В «Городском центре развития предпринимательства» можно получать бесплатные образовательные услуги — семинары по вопросам ведения бизнеса, личной эффективности, налогам, праву.
На портале «Малое и среднее предпринимательство Новосибирска» есть сводная информация о мерах финансовой, имущественной и информационной поддержки начинающих предпринимателей, действующих в Новосибирской области.
Время работы: будни 9:00 – 18:00, пятница 9:00 – 17:00, обед 13:00 – 14:00
Тел: (383) 227-59-70 Сайт: mispnsk.ru Email: info@mispnsk.ru ВК : vk.com/mau_gcrp