— Владислав Петрович, ваше предприятие выпускает пробиотики и детское питание. В этой сфере работает масса компаний. Судя по телерекламе, пробиотики сейчас содержатся во многих продуктах. Тем не менее, «Био-Веста» позиционируется как инновационная компания. Почему?
— Мы производим жидкие пробиотики − 100% активных микроорганизмов. До нас такой продукт не выпускал никто, потому что не удавалось сохранить бифидобактерии живыми в такой форме. Обычно их сушат. Таким пробиотикам, чтобы начать работать, нужно несколько часов. А в жидкой форме они готовы к действию, как только попадают в организм.
К тому же принять эффективную дозу жидких пробиотиков очень легко — налил в кружку и выпил. Сухие выпускают в капсулах. Если сопоставить — получится два десятка пилюль. Что приятнее — съесть двести граммов сухого молока или выпить стакан парного?
В нашем детском питании мы реализовали тот же принцип. Реанимировали технологию «Бифилина», разработанную в середине 80-х годов прошлого века в Советском союзе. Смогли организовать выпуск продукта и уже к 1996 году начали продавать его в магазинах.
«Био-Веста» производит питание для детской молочной кухни, а также лечебно-профилактические продукты с бифидобактериями «Бифилин», и жидкие пробиотики «Биовестин».
Мы используем для изготовления наших продуктов только свежее молоко с ферм. Оно стерилизуется, сквашивается и разливается в бутылки. Повышенная концентрация бифидобактерий в наших продуктах (10 млн. в 1 мл.) позволяет эффективно востанавливать микрофлору, нормализовать обмен веществ и укрепить иммунитет.
— Сейчас много говорят о льготах для инновационных предприятий. Пользуется ли «Био-Веста» региональными или федеральными мерами поддержки?
— Мы включены во многие существующие программы. Например, часть от суммы, потраченной на покупку нового оборудования, компенсируют за счет выплаченных нами налогов.
«Био-Веста» выиграла конкурс и получила в биотехнопарке промплощадку с подведенными коммуникациями для нового завода по областной программе.
Но, на мой взгляд, действующие программы направлены на бизнес, который делает первые шаги. А когда инновационное предприятие уже известно на рынке и расширяет производство, эффективным средством поддержки может стать госзаказ. Для нас это бы означало гарантированный сбыт и упрощение логистики. Так, муниципальный заказ на нашу продукцию за два года вывел бы на проектную мощность новый завод «Био-Весты», который мы собираемся строить в Кольцово. Для этого достаточно поставлять по госконтрактам в детсады и больницы 20% продукции предприятия. Нужно просто выстроить такую процедуру.
Кроме того, мы считаем важным прививать детям культуру здорового образа жизни. При поддержке Министерства образования Новосибирской области и Департамента образования мэрии с 2009 года мы проводим образовательную программу в детских садах Новосибирска. В рамках ее реализации воспитатели детских садов рассказывают детям о важности здорового питания. Как наглядный пример здорового питания используется «Бифилин» или «Биовестин».
Эта инициатива нашла поддержку в Тюмени и Якутске. С сентября мы будем поставлять наши пробиотики в детские сады этих городов. Надеемся, что и в Новосибирске будет принято решение о распространении такой практики на все городские ДДУ.
— Вы упоминали о строительстве нового завода, благодаря которому собираетесь серьезно расширить производство детского питания. Есть ли инвесторы?
— Да, как раз в настоящий момент мы обсуждаем условия с инвестором. В строительство предприятия нужно будет вложить 500 млн. руб. В этом году надо начинать стройку. Площадь нового завода — около 5 000 кв. метров. Окупить расходы планируем за пять лет. Предполагается, что новый завод будет выпускать 100 тонн кисломолочной продукции в месяц (рост в 6-8 раз от существующих объемов производства).
— Есть ли планы по дальнейшему развитию производства уже после ввода завода в Кольцово?
— Цель, с которой я определился еще в 2011 году, — это научиться делать наш продукт не только надежным по качеству, но и дешевым для массового потребителя. Для этого нам нужно освоить выпуск продукции в рамках промышленного производства. Пока мы больше похожи на исследовательскую лабораторию, производство в таком формате очень дорого.
В ближайших планах − в течение трех лет сделать наши кисломолочные продукты доступными для жителей Сибирского Федерального Округа, а в перспективе и в центральной России. Для этого построить несколько заводов: первый в Кольцово, второй — в Петербурге или в Москве, третий — в Казани или на юге России.