
— Как вы оцениваете дебют «Денум Солюшнз» на фондовом рынке, насколько он был результативным?
— Итоговые цифры размещения первого выпуска говорят сами за себя. Спрос в 16 раз превышал предложение. Для новичка, не имеющего длинную инвестиционную историю, тем более представляющего новый для инвесторов финансовый сегмент, результат убедительный.
Всего было подано более 8,3 тыс. заявок. Согласно законодательству, покупателями могли стать только квалифицированные инвесторы. Это означает, что опытные компании, которые являются профессионалами на фондовом рынке, смогли оценить предложенную стратегию развития «Денум Солюшнз» и поверить в перспективы его бизнеса.
ООО «Денум Солюшнз» наряду ООО МФК «МигКредит» (развивает, в частности, микрозаймы для нерезидентов под брендом TezFinance), ООО МКК «Денум Финанс» (до недавнего времени ООО МКК «Папа Финанс»), ООО «Денум Тех» и рядом других входит в группу Denum. Группа была создана в 2022 году и объединяет финтех-компании и сервисы, специализирующиеся на работе в нишевых рынках категории underbanked.
ООО «Денум Солюшнз», по данным компании, стала первой в сегменте BNPL (оплата товара частями, buy now, pay later), которая вышла на рынок корпоративных облигаций России. Ценные бумаги размещались по закрытой подписке среди квалифицированных инвесторов. Процентная ставка на купонные периоды с первого по тридцать шестой включительно установлена в размере 27% (доходность на уровне 30,61% годовых).
-
— Как вы считаете, почему спрос на этот выпуск был столь высоким? Что повлияло на это?
— Сложилось несколько факторов. Во-первых, это было первое публичное знакомство финансового рынка с брендом «Денум». Группа Denum объединяет диверсифицированные финтех-компании и сервисы (МФК «МигКредит», «Денум Тех», «Денум Плати Частями» и ряд других), специализирующиеся на работе в нишевых рынках категории underbanked.
Дополнительным фактором уверенности для инвесторов стало поручительство со стороны МФК «МигКредит» — надежного игрока с проверенной репутацией и собственной историей размещений на бирже.
— Планируете ли вы размещать другие выпуски?
— В июне мы зарегистрировали программу биржевых облигаций на 5 млрд рублей. В рамках этой программы Московская биржа зарегистрировала эмиссию ценных бумаг на 300 млн рублей.
Мы взяли с рынка только третью часть, еще 200 млн можем разместить в ближайшее время, но, конечно, уже с учетом новых экономических реалий, я имею ввиду снижение ключевой ставки до 18%.
— Давайте поговорим в целом о рынке BNPL. Какова динамика этого сегмента в мире и в России? За счет чего идет рост, что вы ждете в среднесрочной перспективе?
— Новые сервисы оплаты покупок, позволяющие делать это постепенно, но не оформляя при этом кредит, появились в России только в 2021 году. Однако пионером стала шведская компания Klarna, которая провела первые операции с применением гибких платежных решений еще в 2005 году.
На сегодняшний день рынок рассрочек в Швеции занимает 25% покупок в e-commers, в Германии — 20%, а в России проникновение рассрочки всего 2,8%. То есть только 6% покупателей в нашей стране регулярно пользуются этим сервисом. Так что это рынок молодой, и можно с уверенностью сказать, что его рост продолжится.
_
Недавние экспертные оценки говорят о том, что объем российского рынка BNPL-сервисов в первом полугодии вырос почти в два раза и достиг 300 млрд руб. против 155 млрд в первом полугодии 2024 года. При этом за весь прошлый год объем рынка составил те же 300 млрд руб. — это в 1,6 раза больше, чем годом ранее (180 млрд руб.). По итогам 2025 года объем рынка может превысить 700 млрд руб. Драйвером остается рост онлайн-продаж, особенно товаров повседневного спроса, и крупные маркетплейсы.

— Почему вообще потребителю должны быть интересны рассрочки, ведь есть еще кредитные карты и POS-кредитование (point of sale — классическая банковская рассрочка в момент покупки)? Как обстоят дела с дефолтностью клиентов?
— Хороший вопрос. Мне кажется, что BNPL просто удобнее на сегодняшний день. Наши исследования клиентского опыта показали, что лимит по кредитной карте, как правило, быстро выбирается, но медленно восстанавливается. У рассрочки принципиально другой механизм: срок короткий — у нас практически все выдачи осуществляются на 4 месяца, клиент погашает задолженность по четверти и сразу видит, что лимит восстановился. Поэтому активнее ею пользуется при новых покупках.
Если говорить о неплатежах, то дефолтность в канале, где ты идешь к человеку, которому не нужен кредит, будет радикально ниже по сравнению с тем, когда клиент сам приходит со своими потребностями в деньгах. Кроме того, мы достаточно сильно встроены внутрь наших партнеров, и взаимодействие с клиентом осуществляется через интерфейс партнера — а это совсем другое клиентское поведение. Так что в этом плане ситуацию можно назвать вполне комфортной.
Более подробно о развитии рынка BNPL в России
— Какую долю рынка занимает «Денум Солюшнз», как планируете ее наращивать? В чем заключается фирменная фишка компании?
— Наша компания была создана в 2022 году и является первым в России независимым BNPL-сервисом. То есть мы не аффилированы с крупными банками или маркетплейсами. Мы развиваем платформу «Денум Плати частями», которая была признана инновационным фондом «Сколково», а сейчас проходит аккредитацию в Минцифры.
Наша бизнес-модель изначально была сосредоточена на быстром запуске продукта и формировании стабильного потока выручки. А для этого требовалась тесная кооперация с владельцами клиентских баз, заинтересованных в расширении своего продуктового ряда.
Сейчас услугами «Денум Солюшнз» пользуются клиенты более 3 тыс. магазинов, мы работаем с лидерами в своих сегментах — «Эльдорадо», «Мегафон», «Билайн». Проще сказать, с кем мы не работаем, но настоящим бриллиантом в этой коллекции, конечно, является Wildberries, с которым мы сделали глубокую интеграцию и вывели наш продукт в личный кабинет клиентов маркетплейса.
За время существования проекта через него было совершено более 2,9 млн покупок в рассрочку, выдано 4,65 млрд рублей.
При этом продуктовая линейка «Денум Солюшнз» охватывает все три существующие на рынке ключевые конфигурации — BNPL-POS, классический BNPL (разделение платежа на 4 части) и лимит для клиентов маркетплейсов, который клиентам нравится гораздо больше, чем все остальное.
Масштабирование выдач с 2024 года уже принесло свои плоды. Если сейчас мы выдаем порядка 350 млн рублей ежемесячно, то в планах — вырасти в 2 раза, до 700 млн рублей. Это вполне возможно при условии достаточного фондирования, для чего и предприняли выпуск облигаций.
Если говорить о «фишках», то мы единственная компания на рынке, которая способна делать рассрочку для нерезидентов.
— И последний вопрос. Эксперты считают, что рынок BNPL может существенно замедлить новый закон о регулировании рассрочки, который был принят Госдумой в конце июля. Согласно ему, данные о рассрочке свыше 50 тыс. рублей будут передаваться в БКИ, а размер штрафа за просрочку платежа будет ограничен 20% годовых от суммы задолженности. И целый набор других ограничений. «Денум Солюшнз» к этому готов?
— Я убежден, что любое регулирование рынка — это лучше, чем его полное отсутствие. Мы сделали все, чтобы безболезненно и быстро адаптироваться к требованиям закона. Изменение регулирования не станет для нас сюрпризом и, конечно, не окажет сколько-нибудь существенного влияния на наш бизнес.
Рассрочку предоставляет OОО «Денум Солюшнз». ОГРН 1237700430142 г. Москва, ул Большая Новодмитровская, 23, стр. 3, пом. 1/7
Реклама. Рекламодатель ООО «Денум Солюшнз». ИНН 9715453911,.ЕРИД 2SDnjchGT3t