От первого лица , Новосибирск ,  
0 

Как сибирские компании осваивают технологии и куда вкладывают инвестиции

Павел Мочалов (Фото: пресс-служба Т-Банка)
Павел Мочалов (Фото: пресс-служба Т-Банка)

За счет чего предприниматели адаптировались к новым экономическим условиям, и есть ли сейчас возможности масштабировать бизнес — в интервью РБК Новосибирск рассказал территориальный руководитель корпоративного бизнеса Т-Банка в Сибирском федеральном округе (СФО) Павел Мочалов

Бизнес в России начал более позитивно смотреть в будущее. Индекс бизнес-климата в ноябре составил 5,5 п. после 5,3 п. месяцем ранее. Для сравнения, показатель достигал минимального значения (минус 25 п.п.) в начале пандемии в марте 2020 года. Такие данные приводит Банк России.

Однако ожидания по инфляции растут третий месяц подряд и достигли локального максимума с мая 2022 года (+2,6 п.). Они находятся существенно выше значений 2017–2019 годов, когда инфляция была вблизи цели.

— На фоне увеличения новых вызовов как себя чувствует бизнес в Сибири?

— Безусловно, вызовов стало больше — это и высокая ключевая ставка, рост инфляции, проблемы с трансграничными платежами, логистикой, дефицит кадров. Рост показателей сибирских компаний замедлился, как и по всей России. Сильнее всего изменения в экономике отразились на сфере жилищного строительства.

Но бизнес-активность в регионе не снижается, а наоборот увеличивается. В 2024 году число россиян, открывших ИП или ООО, увеличилось на 21%. В Сибири же динамика достигает 33%. Чаще всего в СФО открывают предприятия розничной торговли. Также видим рост числа компаний в таких сферах, как логистика, общепит, услуги, торговля одеждой, разработка программного обеспечения.

Более того предприниматели, которые прошли уже достаточно много кризисов, ищут новые выходы и становятся сильнее и опытнее. Например, наши фармацевтические компании только увеличили выпуск новых препаратов, также видим рост в сфере производства сельхозпродукции.

В регионе традиционно развит малый и средний бизнес, особенно в сфере торговли. И сибирские производители теперь стремятся масштабироваться не только за счет внутреннего рынка, но и за счет внешнеэкономической деятельности. Причем росту этого направления способствуют как внешнеполитическая ситуация и переориентация с Запада на Восток, так и географическое месторасположение региона.

— Есть ли сейчас возможности для масштабирования бизнеса?

— Много бизнесов в совершенно разных нишах используют возможности, которые дает сложившаяся ситуация. При правильной финансовой стратегии и оптимизации всех расходов именно в таких условиях и нужно делать масштабирование и выходить на новые рынки. Ведь такой возможности больше может и не быть. А бизнес это в первую очередь вещь, связанная с риском. Кроме того, достаточно много иностранных компаний покинули российский рынок, освобождая ниши, и если риск оправдан, то однозначно нужно их занимать.

Приведу яркий пример масштабирования одной новосибирской компании. В 2022 году из России ушли многие иностранные игроки. В том числе те, которые оказывали услуги по комфортному ожиданию рейсов в бизнес-залах в аэропортах Priority Pass и Lounge Key, — они перестали работать с российскими клиентами. Компания «Алид» на тот момент оказывала подобные услуги для премиальных пассажиров в бизнес-залах Grey Wall Pass и, оценив ситуацию, стала активно сотрудничать с российскими банками, авиакомпаниями и аэропортами — предложила их привилегированным клиентам обслуживание высокого качества в своих бизнес-залах. За два года компания компания из Сибири открыла 2 своих собственных бизнеса-зала и подключила к своей системе более 150 бизнес-залов в аэропортах по всей стране, а оборот бизнеса увеличился в 10 раз.

Конечно, не каждый бизнес может воспользоваться ситуацией. Но смысл в том, чтобы предприниматели искали любые возможности, которые подойдут именно им — привлечение новых покупателей за счет выхода на маркетплейсы, внедрение технологичных решений в бизнес-процессы или более грамотное и эффективное управление финансами компании. Варианты найдутся.

— Действительно, доля e-commerce на рынке активно растет. Чаще ли предприниматели стали связывать развитие своего бизнеса с переходом в онлайн?

— Мы видим, что маркетплейсы все больше наращивают свой вес в регионах. Самый большой прирост транзакций и оборотов на маркетплейсах в первом полугодии 2024 года к аналогичному периоду прошлого года среди городов-миллионников показал Омск (+43% по транзакциям; +62% по оборотам). Далее расположился Красноярск (+39% и +56%). Замыкает тройку Новосибирск, где год к году число транзакций выросло на 38%, а обороты бизнеса на 53%).

Этот тренд диктуют сами покупатели — их новые потребительские привычки и запросы на скорость, удобство и экономию личного времени на покупки. А там где потенциальные клиенты, туда и идет бизнес. И мы видим, как растет запрос предпринимателей на решения и сервисы, которые позволяют эффективно продавать в онлайне: конструкторы сайтов, интернет-эквайринг, безопасные платежные сервисы, облачные кассы, возможность оплаты частями, «умный» поиск товаров и многое другое. И этот рынок продолжит развиваться и становиться все более технологичным.

— Предприятия в Сибири стремятся масштабироваться не только за счет внутреннего рынка, но и за счет внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Но произошли значимые изменения, усложняющие во-многом расчеты. Как сейчас выстраивается взаимодействие с иностранным партнерами?

— Проблемы есть, и они обусловлены следующими факторами. Во-первых, существует сложность в проведении прямых валютных платежей за рубеж. Причинами этому являются отключение основных банков от системы передачи финансовых сообщений SWIFT, а также позиция некоторых иностранных партнеров не принимать прямые платежи с территории РФ, так как они опасаются вторичных санкций.

Во-вторых, бизнес испытывает сложность с вопросами логистики и транспортировки покупаемых или поставляемых товаров. Ну и в-третьих, это волатильный курс валют, что в свою очередь увеличивает затраты на ведение ВЭД.

Но бизнес находит выходы, также как и мы. Например, за этот год Т-Банк выстроил мощную работу с иностранными партнерами. У нас продолжают работать прямые платежи в направлении КНР — есть несколько банков, с которыми мы можем работать напрямую. Также сохраняются прямые платежи со странами Евразийского экономического союза: Армения, Кыргызстан, Казахстан, Беларусь. Есть возможность расчетов в криптовалюте через партнеров.

Могу сказать, что за третий квартал 2024 года мы решили задачи по ВЭД для более чем 40 сибирских компаний среднего бизнеса (с выручкой от 120 млн руб.) и для 5 компаний крупного инвестиционного бизнеса с выручкой от 16 млрд руб. Этими цифрами я хочу показать, что бизнес адаптировался к этой ситуации, и банки готовы ему помогать.

— Есть ли сейчас смысл привлекать кредитные средства на развитие?

— Инвестиционное кредитование лучше начинать после пересмотра регулятором ключевой ставки. В условиях неопределенности и высоких процентных ставок лучшее решение — оптимизация текущих расходов, льготное или краткосрочное кредитование для решения текущих задач бизнеса.

— А что повышает шанс на одобрение кредита?

— Выделю три фактора. Это устойчивая бизнес-модель, поручительство собственников и залог. Кредитование достаточно индивидуальный процесс, и поэтому важен диалог бизнеса с банком.

— Высокая ключевая ставка — это хорошие условия по размещению свободных средств. Как бизнес может использовать свободные деньги, какие приемы актуальны?

— Кроме классических депозитов, все популярнее становится размещение свободных средств компании в биржевые инструменты: инвестиции в биржевые овернайты (или репо с КСУ), государственные и корпоративные облигации, драгоценные металлы, паи фондов. А более опытные игроки торгуют акциями. Размещение средств в валюте — это еще один из инструментов. Он подходит для тех, кто умеет правильно считывать тренды рынка.

По статистике Т-Банка в Сибири, за 2024 год региональные компании-инвесторы вкладывают в биржевые инструменты в среднем 40 млн руб., средний совокупный оборот за месяц — 150 млн руб. В основном сибирские компании из числа клиентов банка вкладывают свободные средства в биржевые овернайты с различными сроками размещения от 1 до 30 дней. Например, 40% компаний размещают средства на биржевом овернайте на 30 дней, 42% — на 14 дней, 9% — на 7 дней, 3% — на день. Еще 6% размещают средства в валюте. Порядка 75% компаний-инвесторов являются представителями среднего бизнеса.

Главное преимущество размещения свободной ликвидности на бирже заключается в том, что можно напрямую управлять своей ставкой, которая котируется ежесекундно, и ты видишь, когда тебе нужно разместиться. Этот способ более гибкий, чем, например, классический краткосрочный депозит.

— Один из главных вызовов для бизнеса — дефицит кадров. Какие способы решения этой проблемы видите вы?

— Дефицит кадров — одна из важнейших проблем бизнеса сейчас на рынке. И мы его ощущаем так же, как и другие участники рынка, и выход видим только в адаптации корпоративной культуры и управления кадрами к нынешним трендам. Сейчас в активную трудовую деятельность входит поколение Z. У предыдущих поколений главным фактором при выборе работодателя был уровень заработной платы. Сейчас для молодых людей доход также является важным, но далеко не единственным критерием.

Одним из важнейших факторов выбора места работы для зумеров является комфорт — гибкое начало рабочего дня, возможность работать удаленно, удобный офис и прочие необходимые условия для жизнедеятельности на рабочем месте. Многие российские компании уже меняются в этом направлении. Например, одна компания из Алтайского края, которая занимается инженерно-техническим проектированием, испытывала трудности с наймом профильных сотрудников на регулярное выполнение проектов. Компания решила разместить свои вакансии не только на сайтах по поиску работы, но и широко в интернете — в соцсетях, мессенджерах и на специально созданном канале YouTube. Это позволило привлечь молодых инженеров, дизайнеров и проектировщиков, которые работают удаленно и при этом удачно справляются с задачами.

— То есть компаниям приходится становится более гибкими при подборе кадров?

— Да, в первую очередь, работодателям следует пересмотреть свою политику по подбору персонала — расширить портрет кандидатов и чаще смотреть в пользу молодых и начинающих специалистов, женщин с детьми, людей с инвалидностью. Также работодатель может запускать проекты, в рамках которых любой желающий может прийти на день открытых дверей и узнать о работе в вашей компании, пройти обучение или стажировку, а потом перейти в штат. Дополнительно, компания может стимулировать вознаграждением или бонусами действующих сотрудников, чтобы они рекомендовали специалистов, которых захочется нанять.

Другой акцент можно сделать на мотивации: увеличение средней премиальной части сотрудников, улучшение условий по соцпакету, то есть наполнение ДМС, оплата спорта и так далее.

Для удержания кадров у сотрудника перед глазами должна быть понятная карьерная модель, достаточно хорошие условия труда, хорошая оплата, интересные задачи. Большое значение для сотрудников имеет гибридный формат работы, когда часть дней можно отработать удаленно.

Как сообщал РБК, сейчас в России на рынке труда возник «идеальный шторм». В одной точке сошлись сразу три фактора. Первая фундаментальная причина — демографическая яма. Во-вторых, в результате изменений в системе среднего профессионального образования за последние десять лет в четыре раза сократилось число выпускников рабочих специальностей. Третий фактор — рост промышленности за счет гособоронзаказа, когда проявился дефицит на рынке рабочих высокого разряда. Об этом рассказала профессор департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Елена Варшавская.

От первого лица В ВТБ рассказали о выгоде программы долгосрочных сбережений
Содержание
Закрыть