О том, какое влияние регуляторные изменения оказали на рынок взыскания, рассказывает Денис Загребельный, генеральный директор ПКО «Защита Онлайн».
— В том, что повышение госпошлин окажет существенное влияние не только на рынок на взыскания, но и на все сферы, которые так или иначе связаны с возвратом долгов, нет никаких сомнений.
Нововведения вступили в законную силу в сентябре нынешнего года и пока сложно в полной мере оценить их последствия конкретно для нашего бизнеса, но очевидно, что потери от увеличения госпошлин станут дополнительной финансовой нагрузкой для самих должников.
Зато уже можно говорить о влиянии принятых мер на весь рынок цессии: уже сегодня мы отмечаем снижение цен на продажу портфелей долгов микрофинансовых организаций (МФО) примерно на 25-30%. Очевидно, что в новых условиях заниматься возвратом мелких задолженностей будет экономически невыгодно: если раньше размер госпошлины составлял 400 рублей, то сейчас ее размер составляет уже 2 000 рублей.
Помимо финансовых потерь, у этих мер существует еще одна негативная сторона — формирование тренда на невозврат долгов с мелкими суммами.
Понимая, что по этим задолженностям агентству нецелесообразно обращаться в суд, должник не будет спешить возвращать положенное. Такие ситуации создают прецедент некоторой безнаказанности в обществе. Это, конечно, трудно нормально воспринимать в цивилизованном мире, где принято платить по счетам и возвращать долги.
Безусловно, компании вынуждены подстраиваться под текущую реальность и изменять свои бизнес-модели, чтобы сохранить стабильность. Полагаю, что бизнес будет компенсировать потери за счет снижения стоимости портфелей и перехода на агентскую схему взамен приобретения портфелей напрямую, как раньше. Прогнозирую, что большинство агентств будут постепенно уходить от собственных покупок портфелей, а действовать от имени представителя и получать за это свою комиссию.
Несмотря на все предпринятые меры, прибыль коллекторских агентств будет снижаться, и для ее восстановления, как и для выработки новых бизнес-стратегий, понадобится какое-то время.
Крупные и мелкие коллекторские агентства пройдут эти испытания по-разному: стабильные компании с высоким запасом прочности не без сложностей, но выстоят, начинающие — либо испытают значительные проблемы, либо вовсе будут вынуждены прекратить деятельность.
Агентствам, специализирующимся на судебном взыскании, придется пересматривать свои бизнес-стратегии и переориентироваться на досудебное урегулирование. Это отнюдь не гарант успеха, плюс такой формат влечет дополнительные финансовые затраты. Не всегда методы досудебного регулирования мотивируют человека на оплату, тем более, когда должник в принципе не настроен на возврат задолженности. И здесь взыскатели могут оказаться перед сложным выбором, когда взыскивать в судебном порядке нерентабельно, а в досудебном — невозможно.
Тем не менее, рынок относится к нынешним изменениям философски: если дополнительное финансирование, полученное от повышения госпошлин, положительно скажется на развитии государственного электронного документооборота и повысит эффективность взыскания, то к данным мерам можно относиться положительно.
Несмотря на развитие мультисервисов и электронного государственного правительства, сегодня в этом направлении еще есть куда расти: до сих пор подавляющее число судебных решений мы получаем на бумаге и только 30% всех судов в стране принимают заявления в электронном виде. Это крайне невысокий процент и, разумеется, рынок взыскания нуждается в улучшении этой статистики.