От первого лица , Новосибирск ,  
0 

Начало большого пути: почему бизнес идет на IPO

Фото: ПАО «Ламбумиз»
Фото: ПАО «Ламбумиз»
К 2030 году капитализация отечественного фондового рынка должна достичь 66% от ВВП, заявил президент РФ Федеральному собранию. Выполнение этой цели невозможно без появления новых имен среди эмитентов облигаций и акций

РБК Новосибирск поговорил с Алексеем Антипиным, основателем инвестиционной компании «Юнисервис Капитал», и Александром Абалаковым, акционером и генеральным директором ПАО «Ламбумиз» — предприятия, которое является основателем и лидером отрасли картонной упаковки для молока в России и готовится к IPO.

— Алексей, как вы оцениваете перспективы выхода растущих компаний на IPO?

Алексей Антипин:
Можно сказать так: появление все новых и новых имен на рынке публичного акционерного капитала предрешено. Дело не в том, что есть какие-то указания сверху, и даже не в текущей изолированности российского фондового рынка. Еще в 2021 году стало очевидным создание всех условий для того, чтобы количество публичных компаний самого разного масштаба стремительно росло.

Алексей Антипин, основатель инвестиционной компании «Юнисервис Капитал». Фото: «Юнисервис Капитал».
Алексей Антипин, основатель инвестиционной компании «Юнисервис Капитал». Фото: «Юнисервис Капитал».

Во-первых, сформировался пул представителей среднего бизнеса, активно занимающих деньги через облигации — так называемый третий эшелон или рынок высокодоходных облигаций. Эти компании росли, нарабатывали репутацию, привлекали долговое финансирование. Соответственно, неминуемо задумывались и о следующих шагах на рынках капитала. И для финансирования дальнейшего развития, и для снижения долговой нагрузки. Во-вторых, наблюдался очень большой приток частных инвесторов на биржу — и в количественном выражении, и в денежном. В-третьих, самим собственникам бизнеса нужна возможность получить оценку вложенного труда в компанию. Более надежного индикатора, чем рыночная оценка — просто нет.

В целом рост интереса среднего бизнеса к первичному размещению акций показывает потребность компаний в привлечении инвестиций в периметре отечественного фондового рынка, с опорой на внутреннего инвестора. И что не маловажно, сегодня среди новых имен на бирже появляются и представители реального сектора экономики.

«Ламбумиз» — легендарный московский завод, который уже более 50 лет выпускает картонную упаковку для молока и молочных продуктов. С их продукцией вы точно знакомы — в СССР предприятие выпускало те самые пирамидки для молока. Несмотря на то, что производство расположено в столице, основной акционер компании из Новосибирска — бывший депутат Государственной Думы Александр Николаевич Абалаков.

РБК: Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, как все начиналось, как компания—пришла к решению выйти на IPO?

Александр Абалаков:
Я бы сказал, что наш путь к IPO начался уже с момента выхода на облигационный рынок, то есть с 2019 года. Конечно, тогда мы ни о чем таком еще не думали, но считаем это важным первым шагом, поскольку к эмитентам биржевых облигаций есть определенные требования по публичности, раскрытию информации.

Александр Абалаков, акционер и генеральный директор ПАО «Ламбумиз».
Фото: «Юнисервис Капитал».
Александр Абалаков, акционер и генеральный директор ПАО «Ламбумиз». Фото: «Юнисервис Капитал».

Непосредственно решение о выходе на рынок акционерного капитала было принято после утверждения стратегии развития: мы запланировали реализацию очень масштабного инвестиционного проекта, и наш постоянный партнер, консультант в части работы с фондовым рынком предложил IPO как один из вариантов привлечения инвестиций. Дальнейшие шаги, конечно, потребовали значительных ресурсов и времени: в части внедрения лучших практик корпоративного управления, привлечения новых специалистов. Но я уверен, что это того стоило.

— Расскажите подробнее, как выглядит процесс подготовки к IPO? Что предстоит компаниям внедрить и реализовать?

Алексей Антипин:
Все достаточно индивидуально, но в целом работа начинается с оценки наиболее перспективной структуры будущей сделки. Тут мы можем дать свои рекомендации, но окончательное решение за самим эмитентом. Далее готовим общий план, согласовываем основные вехи и уходим уже в технику: ведется подготовка к процедуре Deal Review на Московской бирже, собирается инвестиционный кейс, запускаются все необходимые юридические процедуры, готовится отчетность МСФО. Все эти действия осуществляет достаточно большая команда, в которой задействованы и сотрудники компании, и мы как основные консультанты, и привлеченные команды юристов, аудиторов.

Мы также очень заранее начали вести переговоры с крупными инвесторами, чтобы заручиться их поддержкой. Ну и потом, после всех регистрационных действий — регистрации проспекта ценных бумаг, изменений в уставе — уже начали этап премаркетинга.

В случае с заводом «Ламбумиз» очень сильно помог тот факт, что руководство предприятия уже имело четко сформулированную стратегию развития: на IPO «Ламбумиз» выходит с инвестиционной целью — развитие своего промышленного парка.

Территория завода является одним из 44 промышленных комплексов города Москвы, эмитент планирует расширить производственные помещения на 14 тыс. кв.м., разместить на дополнительных площадях технологическое оборудование и выйти на новые рынки.

— Что планируете производить на новых мощностях?

Александр Абалаков:
Если совсем коротко, то завод «Ламбумиз» исторически занимал немалую долю рынка неасептической упаковки для молока. Это коробки Gable top, в такой упаковке молочные продукты могут храниться до 30 дней. После перебоев с поставками импортного сырья у наших конкурентов, приостановки деятельности некоторых компаний с иностранным участием мы смогли на этом рынке нарастить долю до 35%. В этой части спрос достаточно стабилен и предсказуем: количество молочных заводов, использующих такой тип упаковки, не меняется, так как переход на новый тип упаковки требует значительных инвестиций.

После запуска новой производственной линии мы планируем выйти на рынок еще и асептической упаковки, он более емкий.

В такой таре срок хранения продукта увеличивается, здесь мы будем конкурировать уже с «ТетраПак» (после передачи российскому менеджменту, работает под названием АО «Упаковочные Системы»). Их также в 2022 году уже потеснили китайские импортеры. Мы же сможем производить упаковку для российских производителей молока, соков полностью на отечественном сырье.

Кроме того, хорошие темпы развития показывают запущенные компанией линии одноразовой упаковки из картона, а этот рынок в разы более объемный, чем индустрия упаковки для жидких продуктов — по нашим оценкам, его можно оценить до 400 млрд рублей.

ПАО «Ламбумиз»
ПАО «Ламбумиз»

— Как пришла идея привлечения капитала через IPO, а не через другие инструменты? Тот же банковский кредит или облигационный заем с учетом хорошей кредитной истории компании на рынке облигаций.

Александр Абалаков:
По ряду причин. Во-первых, в условиях высоких ставок, использовать исключительно долговые инструменты — проблематично. Во-вторых, в силу масштабов бизнеса, перспектив компании — мы вполне подходили под портрет «эмитентов акций новой волны». И кроме того, оказались в достаточно большой степени готовы технически, как я уже говорил.

В целом, мы рассматриваем IPO не просто как инструмент финансирования, тем более что это достаточно дорогие деньги для компании. Здесь и существенные затраты на подготовку, и последующие издержки, связанные со статусом публичной компании, выплатой дивидендов.

Мы считаем, что IPO — это важный этап развития бизнеса: это и получение объективной оценки, и внедрения органов корпоративного управления.

К слову, в части корпоративного управления мы многое уже реализовали. Сейчас у нас семь членов совета директоров, включая двух независимых, несколько комитетов и дополнительных контрольных органов при совете директоров.

Помимо прочего, выход на IPO — это еще и рост узнаваемости бренда, усиление репутации компании как надежного партнера.

Алексей Антипин:
— Проведение IPO — это только начало большого пути на публичном рынке. Здесь мы с эмитентом «на одной волне». Топ-менеджмент компании знает о безусловном успехе «Магнита» на этом рынке, который смог вырасти за 9 лет с капитализации в 50 млрд руб. (при IPO С чистой прибылью в 1,5 млрд руб.) до капитализации более 1 трлн руб. к 2015 году. Ранние инвесторы, помимо кратного роста котировки, смогли заработать еще и на дивидендах — в среднем около 12% годовых благодаря росту масштабов бизнеса.

У «Ламбумиза» также большие планы по развитию, и весь привлеченный капитал будет направлен на реализацию инвестиционного проекта.

— Планы и цели ясны, они впечатляют. Но как быть с рисками, ведь при выходе на фондовый рынок их становится значительно больше?

Александр Абалаков:
— Да, мы понимаем, что у компании и добавится значительно больше ответственности, и вырастут риски, ведь теперь мы будем отвечать перед большим количеством инвесторов.

В плане риск-менеджмента мы всегда придерживались консервативной политики, а в период высокой непредсказуемости в экономике нужно быть особенно осторожными. Своим преимуществом считаем то, что наша отрасль и позиции на рынке достаточно стабильны, а планы по развитию площадки промышленного парка в любом случае будут выполнены.

Уверенности добавляет и активная поддержка правительства Москвы и федеральных финансовых институтов. Так, по оставшимся кредитам действует ставка субсидирования от ФРП (прим: Фонд развития промышленности).

Конечно, различные риски никто не отменял. Мы видим их и в контексте возможной задержки сроков строительства и вероятного роста цен на реализацию инвестиционного проекта. Есть риски, связанные с поставщиками оборудования. Но, как видите, все они нам известны, и мы с ними уже работаем.

ПАО «Ламбумиз»
ПАО «Ламбумиз»

— Возможно, уверенности в достижении целей добавляет и поддержка государства, которое сейчас активно работает с фондовым рынком.

Алексей Антипин:
— Да, здесь как раз важно упомянуть озвученную президентом России цель по капитализации фондового рынка до 66% от ВВП к 2030 году.

Сегодня и Банк России, и Московская биржа прилагают колоссальные усилия по развитию биржевых инструментов привлечения капитала для бизнеса и механизмов защиты прав розничных инвесторов. И мы уже видим эффект в виде появления на фондовом рынке новых имен и увеличения количества инвесторов, начинающих свой путь на бирже.

«Юнисервис Капитал» тоже вносит вклад в достижение установленных государством целей. Пока раскрывать все карты преждевременно — все-таки выход на IPO требует длительной и всесторонней подготовки эмитентов, но отметим, что уже сопровождаем несколько компаний на их пути к первичному размещению акций. А с учетом того, что наша команда помогает бизнесу привлекать инвестиции уже более 15 лет, мы готовы показывать возможности финансирования на фондовом рынке и новым участникам.

Бизнес-кейс Эксперт об особенностях размещения облигаций для компаний разных отраслей
Содержание
Закрыть