Бизнес-кейс , Новосибирск ,  
0 

Эксперт об особенностях размещения облигаций для компаний разных отраслей

Директор департамента рынков долгового капитала инвестиционной компании «Юнисервис Капитал» Александр Павлов.
Директор департамента рынков долгового капитала инвестиционной компании «Юнисервис Капитал» Александр Павлов.
В начале июня на ПМЭФ президент РФ поручил правительству и ЦБ подготовить дополнительные меры для стимулирования компаний к выходу на биржу

За шесть лет инвестиции в основной капитал должны прибавить 60% в реальном выражении к уровню 2020 года. О том, что нужно учитывать при выпуске облигаций представителям IT-сектора, промышленности и B2C-компаниям, рассказал директор департамента рынков долгового капитала инвестиционной компании «Юнисервис Капитал» Александр Павлов.

— Компании каких отраслей сегодня привлекают финансирование через облигации?

— Если мы говорим о положении малого и среднего бизнеса на публичном долговом рынке, то, как правило, облигационные выпуски МСП и МСП+ Московская биржа относит к третьему котировальному списку. В инвестиционной среде этот сегмент получил название высокодоходных облигаций (ВДО).

Отраслевая структура эмитентов третьего эшелона довольно разнообразна, но есть три преобладающих сектора: девелоперы, лизинговые компании и МФО. По нашим подсчетам, в 1 квартале текущего года облигации представителей этих отраслей составляли 27%, 18% и 10% от общего объема эмиссии соответственно.

Далее отрасли весьма диверсифицированы: компании пищевой промышленности и сельского хозяйства занимают порядка 7%, машиностроение и сектор технологий — по 4%. Доли эмитентов, представляющих электроэнергетику и нефтегазовую отрасль, составляют по 3%, как и ритейл. Помимо перечисленных секторов, в третьем эшелоне облигаций есть транспортные компании, телекоммуникационный бизнес, химическая промышленность, минеральные удобрения и другие.

— Государство сегодня основательно поддерживает IT-индустрию. Есть ли у представителей сектора особенности в части привлечения финансирования?

— У компаний IT-сектора сегодня, действительно, достаточно преференций от государства для развития и масштабирования бизнеса, что, безусловно, повышает их инвестиционную привлекательность. Однако и у них есть особенности, которые необходимо учитывать при выборе инструментов фондирования.

Так, если говорить о традиционном канале финансирования — банковском кредитовании, то представители IT-индустрии нередко сталкиваются с ограничениями из-за отсутствия материальных активов — недвижимости, оборудования, которые банк мог бы рассмотреть в качестве залога для выдачи заемных средств.

Ключевые активы компаний, которые специализируются на разработке ПО и IT-услугах — нематериальные (патенты, авторские права и т.п.). В этом плане облигации, как беззалоговый инструмент, обладают большей гибкостью по сравнению с банковским кредитованием.

— Можно ли сказать, что представителям IT всегда на фондовом рынке рады?

— Отечественный IT-сектор очень разнообразен. Как организаторы, мы работали как с компаниями, которые специализируются на создании ПО, так и с теми, где технологии выступают важным элементом бизнес-модели. Но, что важно для обеих категорий, да и в целом для любого эмитента, вне зависимости от его отрасли — кредитное качество компании, ее готовность выйти на рынок публичного долга и благоприятная рыночная конъюнктура.

Говоря о реальном IT, в качестве примера можно привести компанию «Автоотдел», которая специализируется на создании ПО для автомобильной индустрии. Эмитент — правообладатель технологий быстрого создания и поддержки сайтов, осуществляет продажи по модели периодической подписки. В данном случае рекуррентная выручка — та сильная сторона компании, на которую инвесторы могут обратить внимание, принимая решение о покупке бумаг.

Фото: ООО «Круиз»
Фото: ООО «Круиз»

В тех случаях, когда технологии выступают неотъемлемой частью бизнес-модели, как, например, в финтех-компании «Джетленд» или в логистической отрасли «СДЭК», «Грузовичкоф», развитая IT-инфраструктура в целом рассматривается как один из факторов конкурентоспособности бизнеса и его устойчивости к внешним шокам. Особенно, если мы сравниваем ситуацию с вызовами, которые сегодня появляются у промышленного сектора.

— Расскажите об этом подробнее. Как в целом эмитенты из промышленности чувствуют себя на фоне макроэкономических изменений?

— На облигационном рынке промышленные предприятия занимают уверенные позиции и в большинстве своем котируются среди инвесторов. Только из тех, где наша команда выступила в качестве организатора размещений — НЗРМ, «Сибстекло», «Евровент» являются ведущими представителями своей сферы.

В отличие от IT, банки охотнее кредитуют компании из промышленного сектора, поскольку у них более широкие возможности в части предоставления залога. Кроме того, эти компании имеют стабильный портфель заказов, налаженные каналы продаж внутри российского периметра, фиксируют спрос на продукцию из дружественных стран и, в целом, довольно уверенно себя чувствуют на фоне импортозамещения. Но глобальными вызовами для сектора остаются зависимость от цен на сырье и необходимость обновления оборудования.

Фото: ООО «НЗРМ»
Фото: ООО «НЗРМ»

Поэтому на практике в промышленных компаниях облигационные займы часто становятся источником пополнения оборотного капитала для закупа сырья по привлекательным ценам, благодаря чему эмитенты становятся менее подверженными волатильности цен. Или же компании используют средства инвесторов как один из источников финансирования проектов по обновлению оборудования или запуску новых линий.

— Как дорого промышленникам обходится размещение облигаций?

— Для промышленных предприятий облигации — это возможность привлечь длинные деньги. Аннуитетный платеж в банках не всегда удобен для представителей сектора, где зачастую выручка по году распределяется неравномерно. В случае с облигациями структуру выпуска можно адаптировать под финансовые планы компании и установить комфортную для эмитента периодичность купонных выплат и погашения тела долга.

Раньше драйвером интереса промышленных предприятий к облигациям служили программы субсидирования, по которым МСП могли получить компенсацию по фактически выплаченным купонам в размере до 2/3 ставки рефинансирования, а также возместить часть затрат на услуги организатора и присвоение кредитного рейтинга.

На данный момент программа субсидий от Минэкономразвития завершилась, но даже без какой-либо поддержки в условиях жесткой денежно-кредитной политики стоимость банковского кредитования практически сравнялась с облигациями. А с учетом гибкости облигационных выпусков они зачастую выигрывают у банковских кредитов — речь тут не только про сроки и отсутствие залога, но и про другие параметры. Например, если в выпуске предусмотрены безотзывная оферта или call-опцион, то у компании появляется возможность пересмотреть размер купонной ставки или погасить выпуск досрочно при снижении ставок на рынке.

— А что сейчас происходит B2C-компаниями? В какую категорию они попадают и зачем идут на биржу?

— B2C-компании и ритейл — один из наиболее диверсифицированных сегментов на облигационном рынке с точки зрения вида деятельности эмитентов. Особенность компаний сектора — длинный цикл реализации продукции.

В частности, это может быть вызвано спецификой производства. Например, крупный сибирский производитель икры, рыбных консервов и паштетов — ПК «СМАК» — зависим от путины лососевых. Нерест рыбы начинается в июле, соответственно, основную долю сырья эмитент закупает летом, а вот реализация происходит уже в декабре-январе, когда в праздники россияне активно покупают икру и прочие деликатесы к столу.

ООО ПК «СМАК»
ООО ПК «СМАК»

В других компаниях этой сезонности может и не быть, но отгрузка продукции в магазины подразумевает длительную отсрочку по оплате, в результате чего появляется риск возникновения кассовых разрывов. Поэтому представители ритейла нередко обращаются к облигационным выпускам со структурой плавного погашения, которые позволяют распределить долговую нагрузку.

— Ощутил ли ритейл дополнительный потенциал развития на фоне импортозамещения?

— Да, и это применимо не только к ритейлу. Сегодня масштабирование бизнеса в большинстве случаев требует привлечения кредитного рычага, будь то запуск нового оборудования для производства новой линейки продукции, или развитие сети собственных магазинов, как в нашей практике было с эмитентом ООО «Чистая Планета».

Российские B2C-компании стали выгодоприобретателем ситуации, сложившейся после ухода зарубежных игроков с отечественного рынка. Поэтому в части импортозамещения облигации дают возможность реализовывать тот потенциал, который появился у компаний в последние 2-3 года.

Содержание
Закрыть