От первого лица , Новосибирск ,  
0 

Интервью: как и чему учат в бесплатной школе для обучения программистов

Фото: Алексей Гриценко / griiitsenko.ru
Фото: Алексей Гриценко / griiitsenko.ru

В рамках проекта «Школа 21» все желающие могут бесплатно получить ИТ-профессию и трудоустроиться в крупную компанию. Как и чему учат в школе, и почему ее выпускники востребованы на рынке труда — в интервью рассказал ее директор в Новосибирске Константин Селезнев

Константин Селезнев
Константин Селезнев

Какую методику вы используете в обучении участников проекта? В чем ее особенности?

— Мы проводим обучение по методике «равный равному». Ее суть в том, что в процессе обучения нет одного преподавателя и оценок. Участники попеременно выступают в нескольких ролях: учат друг друга и учатся сами у других. Если упростить, со стороны процесс выглядит так: участники получают задания — и решают их всеми доступными способами. Ищут информацию в открытых источниках, просят помощи друг у друга и обязательно проверяют чужие работы, чтобы закрепить материал и увидеть альтернативные способы получить тот же результат.

Основная масса заданий составлена на основе реальных кейсов — аналогичные задачи решали разные ИТ-подразделения «Сбера» и других крупных компаний. Благодаря этому участники сразу получают знания и навыки, которые с большой вероятностью пригодятся в работе. И речь здесь не только о профессиональных («твердых») навыках, таких как изучение языков программирования и работа с базами данных и сетями.

Участники с первых дней обучения погружены в среду, имитирующую рабочую обстановку в ИТ-компаниях: решают реальные задачи, распределяют роли в командах. Благодаря этому вместе с получением прикладных знаний они развивают «мягкие» навыки. Учатся работать в корпоративной среде, договариваться внутри коллектива, отстаивать свою точку зрения, искать компромиссные решения и планировать собственную загрузку.

Почему для обучения в «Школе 21» выбрано именно направление в сфере ИТ?

— Количество вакансий в ИТ растет во всем мире. По прогнозам, эта тенденция будет сохраняться как минимум еще несколько лет. Цифровые инженеры востребованы на рынке, а их труд достойно оплачивается. Активное развертывание в стране программ обучения ИТ-специальностям для людей разных возрастов поможет закрыть часть вакансий.

«Школа 21» — бесплатная школа цифровых технологий. Проект организован «Сбером» для всех желающих сменить профессию и найти себя в сфере ИТ. Обучение разработке происходит на реальных задачах из практики крупных ИТ-компаний.

«Школа 21» присутствует в Москве, Казани, Новосибирске, Сургуте, Великом Новгороде, Якутске, Ярославле, Магасе, Белгороде, Магадане, Анадыре, Челябинске и Южно-Сахалинске.

Отличается ли чем-то новосибирский кампус от филиалов в других регионах?

— Новосибирский кампус в этом смысле особенный. Мы единственные из всех кампусов «Школы 21» находимся на базе крупной ИТ-компании — 2ГИС. Такое соседство помогает участникам погрузиться в атмосферу будущей профессии.

Поскольку обучение невозможно без активного общения друг с другом, участники полностью вовлекаются в процесс и мотивированы добывать новые знания. Создается обстановка, максимально комфортная для концентрации на учебе.

В итоге выпускники «Школы 21», прошедшие основное обучение, сразу готовы приступать к работе в сфере ИТ. За 1,5–3 года они получают все компетенции и качества, которых работодатели ждут от специалистов начального и среднего уровней. В этом и заключается главное преимущество: быстрое погружение в новую профессию с упором на актуальные знания и навыки, которые нужны на рынке прямо сейчас.

Почему обучение происходит бесплатно? Есть ли условия для иногородних?

— Основная идея всего проекта в том, что новую востребованную профессию в «Школе 21» может получить любой желающий — независимо от возраста, социального статуса, образования и опыта работы. Это наша главная миссия.

География тоже не имеет принципиального значения. Кампусы открываются по всей стране, а приехать на обучение можно из любого населенного пункта — при кампусе работает общежитие. Прямо сейчас, помимо новосибирцев, в нашем кампусе учатся участники из Томской, Иркутской, Кемеровской областей и Красноярского края — всего 940 человек.

Благодаря обучению карьера мечты, новый уровень жизни и возможность менять мир стали реальностью уже для тысяч людей по всей стране. И чем дольше работает «Школа 21», тем больше их становится.

Своим примером каждый наш выпускник вдохновляет других на качественные перемены в карьере и жизни, и это тоже очень важно.

Фото: Алексей Гриценко / griiitsenko.ru
Фото: Алексей Гриценко / griiitsenko.ru

Расскажите о портрете участника?

— Наши участники — люди с самым разным профессиональным опытом и разных возрастов. К нам приходят и те, у кого есть опыт работы в ИТ, и люди, которые ни разу в жизни не писали код и работали или учились в совсем других сферах. Например, таких как инвестиции, транспорт, дизайн, юриспруденция, сельское хозяйство, медицина. А еще у нас были даже кондитеры, которые сейчас строят успешную карьеру цифровых инженеров. Кстати, любопытный факт: ребята учились на одном потоке и в итоге поженились.

Нижняя граница возраста — 18 лет. Предельного возраста нет: к нам поступают и студенты, и пенсионеры. В целом средний возраст участников отборочного «бассейна, который начался в августе, — 23 года. Чем разнообразнее состав группы, тем богаче ее общий жизненный опыт. Как правило, это положительно сказывается на учебном прогрессе для каждого участника.

Что касается знаний и навыков в ИТ, мы стараемся придерживаться правила 50/50. Это значит, что примерно у половины участников уже есть какой-то опыт в программировании, а другая половина — абсолютные новички. Наша практика показывает, что это лучшая пропорция, которая способна дать максимальный эффект от обучения каждому участнику.

Школа выстраивает сотрудничество с работодателями и ИТ-компаниями для трудоустройства выпускников, с какими компаниями школа сотрудничает?

— Участники ищут место для прохождения стажировки сами, хотя мы регулярно устраиваем встречи работодателей и участников. На них проходят собеседования и стороны договариваются об условиях — сколько времени и в каком формате предстоит работать, какие задачи выполнять. Участники должны проявить себя и сделать выбор самостоятельно.

Обучение длится в основном три года, поэтому первые выпускники в кампусе появились только недавно, в 2024 году. большинство из них трудятся на своей первой работе в ИТ. В числе работодателей выпускников новосибирского кампуса такие компании-лидеры в своих сферах, как «Сбер», Ozon, «Сколково».

Как вы оцениваете конкурентоспособность выпускников на современном рынке труда? Какие особенности подготовки делают их привлекательными для работодателей?

— Весь принцип обучения исходит из ответа на реальные вызовы индустрии: мы готовим востребованных здесь и сейчас специалистов. Участники разбирают реальные бизнес-кейсы, а также в рамках обучения проходят обязательную стажировку. В итоге еще до выпуска готовы к решению актуальных задач передовых ИТ-компаний.

Благодаря методике «равный равному» они быстрее адаптируются к работе в ИТ-командах. 100% участников обучения проходят стажировку, после которой большинство получает предложения о работе и идут на свое первое повышение в среднем в 2-3 раза быстрее коллег.

Фото: Алексей Гриценко / griiitsenko.ru
Фото: Алексей Гриценко / griiitsenko.ru

Какие направления инноваций наиболее перспективны для достижения образовательных целей школы?

— Прежде всего, максимальная персонализация любых сервисов благодаря моментальной обработке больших массивов данных с помощью технологий искусственного интеллекта. Обучение практикует индивидуальный подход с самого начала. Наши участники сами формируют график обучения и продвигаются в комфортном для себя темпе, а наши кампусы открыты 24/7.

Инновации помогут сделать подход к образованию еще более персонифицированным, а значит, эффективность обучения вырастет. Например, мы сможем в фоновом режиме понимать, какие задачи даются тому или иному участнику лучше, с какими людьми он эффективнее взаимодействует и по каким вопросам. Основываясь на этих данных, процесс обучения можно адаптировать под каждого отдельно взятого человека в режиме реального времени. А еще — формировать максимально эффективные команды, причем не только для обучения, но и в работе.

Практика Юрлица переходят на китайские шины, физлица предпочитают европейские
Содержание
Закрыть