От первого лица , Новосибирск ,  
0 

Управляющий ВТБ в Новосибирской области: о важных задачах новой стратегии

Управляющий ВТБ в Новосибирской области Сергей Никулин (фото: пресс-служба ВТБ)
Управляющий ВТБ в Новосибирской области Сергей Никулин (фото: пресс-служба ВТБ)

Кратный рост основных показателей, расширение сети отделений банка, всесторонняя поддержка компаний среднего и малого бизнеса — о реализации новой стратегии развития рассказал управляющий ВТБ в Новосибирской области Сергей Никулин

ВТБ принял новую стратегию развития бизнеса до конца 2026 года, что в нее входит?

— Стратегия развития — целый комплекс мероприятий: от определения финансовых показателей до планов по развитию сети отделений. Но это не просто документ с целями, задачами и цифрами, для нас это также определенные обязательства перед клиентами, акционерами, партнерами.

О чем говорится в стратегии развития:

Президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин представил финансовые цели в рамках новой стратегии развития группы на 2024–2026 годы. Прибыль банка к концу 2026 года должна составить 650 млрд руб. К выплате дивидендов госбанк планирует вернуться по итогам 2025 года, их размер должен составить 80 млрд руб.

ВТБ за время действия новой стратегии хочет увеличить доступность своих финансовых услуг для 100 млн россиян, сейчас банк охватывает более 50 млн человек в городах с населением от 100 тыс. человек. Число активных клиентов к концу 2026 года планируется нарастить вдвое — до 35 млн человек.

За три года банк планирует увеличить объем рублевых сбережений розничных клиентов с 6,2 более чем до 11 трлн руб.

Также ВТБ намерен увеличить свою долю на рынке зарплатных проектов: к концу 2026 года количество зарплатных клиентов должно вырасти минимум на 40% и составить 11 млн человек.

ВТБ планирует сфокусироваться и на развитии брокерского бизнеса и увеличить свою долю на рынке до 25%. В настоящее время клиентами брокера ВТБ являются более 3,2 млн клиентов, а под управлением находятся порядка 1,4 трлн руб.

В корпоративно-инвестиционном бизнесе кредитный портфель и депозиты должны расти в среднем за год на 9% на протяжении трех лет действия стратегии. В результате доля ВТБ на рынке кредитов крупному бизнесу может составить 21,1%, а на рынке депозитов — 22,6%.

Число клиентов — представителей среднего и малого бизнеса за три года увеличится в полтора раза.

Рост в пассивах и кредитах, при сохранении хорошего качества портфеля. Цель — до конца 2026 года на 40% увеличить кредитный портфель клиентов среднего и малого бизнеса.

Есть ли особенности по реализации стратегии ВТБ от региона к региону?

— Безусловно, страна у нас большая и регионы все разные. Где-то концентрация городского населения, где-то есть перекос в пользу малых населенных пунктов. В Новосибирской области исторически сложилось так, что ВТБ занимает одно из ведущих мест в регионе по предоставлению услуг и продуктов для населения. При этом объемы кредитования всегда превалировали над сбережениями. По итогам прошлого года наш розничный кредитный портфель превысил 210 млрд руб., портфель средств физлиц — 120 млрд руб. Одной из главных задач видим усиление позиций по второму направлению и уже активно над ней работаем: за год портфель привлеченных средств розничных клиентов банка в Новосибирской области с учетом инвестиционных продуктов вырос на 36%. Если говорить в целом про стратегию, то на развитии и совершенствовании инструментов для сбережений сделан особый акцент, так как в текущей экономической модели это актуально.

Одно из намерений банка — нарастить базу активных клиентов-физлиц до 35 млн человек, а каковы показатели по Новосибирской области? Какие изменения в целом ждут розницу?

— Это направление ждет, наверное, самая глубокая трансформация. Здесь и численность клиентов должна серьезно увеличиться, и, в целом, есть большие ожидания банка. В Новосибирской области у нас более 440 тыс. активных клиентов из числа физлиц. За три года мы должны вырасти практически в два раза.

Для достижения этих целей планируется совершенствовать клиентский сервис. Сделан упор на развитии концепции семейного банка, чтобы все члены семьи могли найти для себя необходимые услуги. Например, для детей планируется сделать акцент на игровых элементах в приложении. Для пенсионеров — на финансовую защиту. Для супругов создана возможность открытия общего вклада и его пополнения каждым членом семьи.

Увеличить охват планируется за счет открытия новых отделений. Сейчас ВТБ физически присутствует в городах с населением выше 100 тыс. человек. Но в идеале нужно, чтобы люди могли пользоваться услугами банка и из более мелких населенных пунктов.

В ближайшие три года будут открываться отделения в городах в первую очередь с населением от 20 тыс. человек. Всего планируется открыть 180 точек, из которых 120 приходится на так называемые «легкие» офисы. Такой формат позволит банку снизить стоимость открытия одной точки и быстро адаптировать финансовые продукты для населения небольших городов. В Новосибирской области до конца года запустим два «легких» офиса — в Черепаново и Болотном. Всего сейчас у нас работает 38 точек, включая офисы «Открытия», есть отделения банка в Карасуке, Барабинске, Татарске, Искитиме.

Также запланировано расширение выездного канала обслуживания, который занимается доставкой банковских карт, помогает с оформлением наших продуктов и сервисов. Планируется, что в итоге курьерские услуги охватят населенные пункты, где живет всего от 1 тыс. человек.

Яркий тренд на переход банков в «цифру» наметился в пандемию, и многие игроки заявляли о планах по снижению числа физических офисов. Однако новая стратегия ВТБ говорит об обратном, что поменялось на рынке?

— В пандемию были ожидания, что все уйдет в цифровые каналы. Да, этот сегмент развивается очень активно, но, как показывает практика, заявления некоторых игроков о полном переходе в онлайн оказались преждевременными. У человека периодически возникает необходимость прийти в офис банка для решения финансовых вопросов. Кроме того, есть много людей, которые вообще не пользуются онлайн сервисами и единственный способ обслуживаться в банке для них — визит в отделение. По численности посетителей мы видим, что востребованность физической сети офисов есть. Поэтому, она должна развиваться и идти к людям.

Для привлечения клиентов банки активно используют программы лояльности, предлагая вознаграждение за транзакции по картам или хранение средств на счетах. Как будут развиваться такие программы?

— Мы планируем быть флагманом, а значит, будут увеличиваться инвестиции на развитие программ лояльности. Основное, что привлекает клиентов — повышенные проценты и популярные категории для начисления кешбэка. Кроме того, для зарплатных клиентов будут вводится дополнительные преференции.

После ряда ограничений западных стран, которые введены в отношении российских банков, возникли сложности с трансграничными переводами. Удалось ли решить этот вопрос?

— Работают переводы в мягких валютах дружественных стран. На сегодня можно переводить средства по номеру телефона, по банковским реквизитам и с возможностью снятия наличных. По сравнению с прошлым годом число транзакций физлиц увеличилось в разы.

Банк проводит и международные расчеты для юридических лиц. Исторически внешнеэкономическая деятельность одна из сильнейших наших компетенций. Мы не только обеспечиваем расчеты в нынешних условиях, но и помогаем клиентам также организовать логистику и подобрать партнеров.

Один из основных фокусов стратегии — малый и средний бизнес. Как ВТБ будет работать с МСБ?

— Новосибирская область входит в топ-10 регионов по количеству клиентов МСБ в сети банка. Планируется продолжать работу прежде всего за счет выстраивания долгосрочных отношений с компаниями этого сегмента.

В текущих условиях банк также понимает, что клиенты испытывают потребность в удешевлении кредитов. ВТБ предоставляет комфортные условия как в рамках собственных программ, так и в рамках господдержки, являясь участником основных программ, которые позволяют привлекать предприятиям финансирование на разные цели по льготным ставкам.

Бизнесу важны персональный подход, комфортные отношения с банком. Также предприниматели ценят возможность получения наших продуктов онлайн, небанковские сервисы для автоматизации бизнеса и аутсорсинга, которые закрывают потребности предпринимателей, например, в ведении бухгалтерии, управлении продажами, HR-поддержке или юридических услугах.

ВТБ совершил цифровую трансформацию, став одним из наиболее продвинутых банков в технологическом плане. Президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин оценил эффект от цифровизации в 350 млрд руб. Есть ли планы по активному внедрению в процессы искусственного интеллекта?

— Искусственный интеллект активно используется в банке уже сегодня. На его основе работают модели скоринга клиентов, модели для задач CRM, оценки дохода клиентов, антифрод модели и множество других.

В стратегии банка искусственному интеллекту уделено отдельное особое место. Например, к концу 2026 года каждый клиент должен получить цифрового ассистента. Уже сейчас в приложении «Мои инвестиции» есть помощник, который помогает определять стратегии в зависимости от риск-профиля и желания клиентов. Также внедряется искусственный интеллект и во внутренние процессы.

Как проходит интеграция банка ВТБ и «Открытия»? Когда завершится объединение, и отразится ли это на клиентах?

— Полностью интеграция должна завершиться до конца 2024 года. За прошлый год проделана большая работа. Были объединены банкоматные сети ВТБ и «Открытия», и сегодня наша сеть включает порядка 19 тыс. устройств по всей стране. Для обслуживания клиентов среднего и малого бизнеса запустили Бизнес Платформу ВТБ, которая позволяет предпринимателям пользоваться привычными сервисами и продуктами в удобных им форматах.

Началось объединение розничных клиентов. Уже в апреле 2024 года клиенты с ипотекой, автокредитами, дебетовыми картами «Открытие» получат персональное предложение о переходе на платформу ВТБ. Для клиентов банка «Открытие» переход пройдет практически бесшовно. Подтвердив согласие, можно будет продолжать пользоваться всеми сервисами и выполнять операции, но уже в новом интернет-банке. Также это можно сделать и в офисах банка. Условия кредитных договоров для клиентов полностью сохраняются.

Содержание
Закрыть