От первого лица , Новосибирск ,  
0 

Вывод цемента на биржу – что это дает для развития конкуренции на рынке

Валерий Бодренков (все фото: холдинг «Сибирский цемент»)
Валерий Бодренков (все фото: холдинг «Сибирский цемент»)

В интервью первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент», заместитель председателя Общественного совета при ФАС России, кандидат юридических наук Валерий Бодренков рассказал о том, как перевод продаж цемента на биржу может повлиять на развитие конкуренции на рынке

— Валерий Александрович, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) разработала «дорожную карту» развития биржевой торговли. В соответствии с ней правительство России сможет обязать производителей целого ряда товаров, в том числе цемента, продавать до четверти объема продукции на бирже. Как относитесь к этой идее?

— В целом я не являюсь противником биржевой торговли: во многих государствах товарно-сырьевые биржи служат эффективными площадками для реализации разных товаров. Как известно, любой рынок предполагает, прежде всего, соблюдение баланса интересов производителя и потребителя. Если он нарушен и появляется перевес в пользу покупателя, производителю в связи со снижением уровня справедливой доходности становится не выгодно выпускать качественный и дешевый товар. Когда преференций больше у производителя, необоснованно повышается цена на продукцию, которая объективно должна стоить меньше. В итоге страдают покупатели. В достижении баланса, позволяющего сохранять стабильность в долгосрочной перспективе, заинтересованы обе стороны.

В разных государствах его обеспечивают различными методами, но за основу берут одну из двух моделей. В некоторых странах, в том числе в России, такие задачи решают государственные регуляторные органы. В других странах — судебные органы и товарно-сырьевые биржи. При этом торги остаются свободным рыночным механизмом, не предполагающим административного вмешательства.

— Сколько в России бирж и как на них выводятся товары?

— В России действуют три валютных биржи, конкуренцию между ними мы не обсуждаем — оставим специалистам в этой сфере. Также ведут работу три товарно-сырьевые биржи. АО «Национальная товарная биржа» принимает участие в проведении государственных товарных и закупочных интервенций на рынке зерна, является уполномоченной биржей Минсельхоза России. Доля торгов АО «Биржа «Санкт-Петербург» минимальна. Фактически 95% всех торгов проводит АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа». Для сравнения: в развитых юрисдикциях Америки, Европы и Азии существует реальная биржевая конкуренция. В России товары выводятся на торги преимущественно по инициативе правительства. Например, нефтепродукты, зерно, уголь, металл. Ни в одном случае нет инициативы рынка.

— Чем объясняется такой подход?

— В России рынок развивается всего около 30 лет. В условиях, когда рынок является не зрелым, в отдельных отраслях правительство вынуждено реагировать на его непрозрачность, излишнюю криминализацию, несправедливое ценообразование и другие негативные явления путем вывода товаров на биржу административным решением.

Последние годы идут дискуссии о якобы несправедливом ценообразовании на строительные материалы. Есть известные поручения Президента России Владимира Путина, председателя правительства Михаила Мишустина, зампредседателя правительства Марата Хуснуллина разобраться с тем, объективно ли, справедливо ли происходит ценообразование в промышленности строительных материалов (ПСМ), насчитывающей 23 единицы (в том числе цемент). По ПСМ этот ответ фактически уже дан. Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин 4 октября 2022 года на заседании общественного совета Минстроя России заявил: «Стоимость стройматериалов не настолько возросла, насколько наши ведущие девелоперы подняли стоимость метра».

По данным аналитической компании ООО «СМ Про», впервые в 2022 году стоимость строительства одного квадратного метра жилья стала составлять менее половины средней цены квадратного метра.

— Тем не менее, ряд строительных материалов, в том числе цемент, хотят принудительно вывести на биржу.

— Рынок цемента считают высококонцентрированным и низкоконкурентным. Думаю, инициатива вывести цемент на биржу обусловлена именно таким взглядом на отрасль. Однако я дал бы цементному рынку страны другую характеристику. Сегодня в России свою продукцию свободно продают десятки отечественных и зарубежных поставщиков цемента, только в Сибири их около 20. В условиях значительного профицита мощностей производители ведут напряженную борьбу за каждого потребителя, нередко работают с минимальной прибылью.

Нужно отметить и то, что уже 14 лет цена на цемент существенно отстает от его себестоимости, уровня инфляции, стоимости квартир в новостройках, а предприятия цементной промышленности загружены в среднем на 48-57% и лишь отдельным производителям удается увеличить загрузку до 70%. Кроме того, на протяжении 20 лет производство цемента на душу населения в России составляет около 300 кг в год, в то время как в соседних государствах аналогичный показатель равен от 800 кг до 1,5 тонны.

Состояние цементного рынка нашей страны исследовано группой уважаемых отечественных экономистов и юристов. Они изучили ретроспективу за последние 15 лет, а также практику других стран по состоянию рыночной, переговорной, уравновешивающей сил для сохранения баланса интересов потребителей и производителей, в том числе в цементной промышленности. В 2023 году результаты исследования будут опубликованы и направлены в федеральные органы власти, а также ученым, аналитикам, экспертам. Возможно, это поможет несколько изменить представление о конкуренции в отрасли.

— Что предлагаете, пока этого не произошло?

— Уверен, вывод на биржу любого товара, включая цемент, должен быть обусловлен требованиями рынка, а не административным решением. Мы с коллегами из некоммерческого объединения «СОЮЗЦЕМЕНТ» считаем возможным продавать цемент на бирже исключиельно на добровольных началах, без установления определенного количества продукции для обязательной реализации. Я не говорю, что наша продукция не может торговаться на бирже. Но членам «СОЮЗЦЕМЕНТ», в составе которого теперь функционирует возглавляемая мной рабочая группа по биржевой торговле, не известна мировая практика эффективной торговли цементом на бирже в условиях свободного товарного рынка. Ранее его в небольших объемах (не более 2% рынка) продавали на торгах в Санкт-Петербурге. Но опыт был признан неэффективным и не получил развития. Поэтому, с моей точки зрения, административные инициативы по выводу цемента на биржу требуют глубокого анализа — необходимо исследовать, при каких условиях цемент может являться биржевым товаром в России, изучив опыт иностранных юрисдикций.

Как и другие общественно значимые законопроекты или предложения, этот вопрос лучше обсуждать публично. Возможно, стоит получить правовое заключение, мнение научного и отраслевого сообщества, представителей ФАС, отраслевых институтов, Минпромторга. И считаю важным обсудить данный вопрос на заседании Экспертного совета ФАС по развитию конкуренции в строительной отрасли и Биржевого комитета ведомства.

— В чем конкретно заключаются риски, которые видят цементники?

— Прежде всего, при отсутствии на бирже реальных покупателей цемент как товар окажется низколиквидным, станет продаваться по заниженной стоимости. Но даже в том случае, если потребители найдутся, нужно учитывать: сегодня большая часть продаж осуществляется с отсрочкой платежа, а торговля на бирже предполагает предоплату. Насколько это выгодно потребителю? Торговля на бирже по сути — аукцион как на повышение, так и на понижение. А если цена опустится ниже точки безубыточности? Это точно не выгодно производителю. И таких вопросов много, на них стоит найти ответы. И все-таки вернусь к основному вопросу — почему в развитых юрисдикциях цемент является не биржевым товаром?

Кроме того, необходимо учитывать логистические особенности реализации цемента, нюансы взаимодействия с каждым потребителем, рост издержек производителей, вынужденных создавать специальные подразделения для организации биржевой торговли. Таким образом, мы вполне можем столкнуться с тем, что цена цемента для конечного покупателя будет обоснованно расти, а не снижаться.

Сложности наверняка возникнут и в связи с сезонным характером производства и потребления цемента. Например, в Сибири спрос на него в июле может в четыре-пять раз превышать аналогичный показатель января. Кроме того, процесс реализации может стать менее прозрачным — есть риск появления перепродавцов, сокращения числа прямых контрактов.

— Как Вы относитесь к пункту 3 Постановления Правительства РФ № 623 от 23.07.2013, который вводит обязательную регистрацию внебиржевых договоров на товары, торгующиеся на бирже? Декларируется, что такая мера необходима для сформирования точных ценовых индикаторов, во избежание завышения стоимости товаров.

— На данный момент производители цемента направляют сведения об объемах реализации в натуральном и стоимостном выражении, а также об отпускных ценах в Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве, ФАУ «Главгосэкспертиза», ФАС России, Росстат и Минпромторг России. Таким образом, цементный бизнес уже испытывает значительную нагрузку, связанную со сбором, проверкой, отправкой данных о ценах в разных форматах и в разные государственные структуры.

На мой взгляд, целесообразно не вводить еще один механизм, а организовать процесс по принципу одного окна — определить единую для всех методологию расчета, согласовать формат, отражающий объективную ситуацию и соответствующий целям органов власти, выбрать одну принимающую сведения государственную структуру. Возможно, это будет ФГИС ЦС, Росстат либо новая межведомственная информационная система. Но речь идет именно о государственной системе, а не о коммерческом предприятии в форме акционерного общества, которым является Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа.

К слову, на необходимость синхронизации и агрегации государственных информационных систем указано в Отчете Счетной палаты Российской Федерации «О результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка текущего состояния федеральных государственных информационных систем с точки зрения перспектив цифровизации государственного управления» (опубликован на официальном сайте Счетной палаты Российской Федерации в июле 2022 года). Так что этот вопрос актуален не только для цементников. Возможно, стоит рассмотреть возможность отмены пункта 3 Постановления Правительства РФ от 23.07.2013 N 623 в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», так как он создает избыточную нагрузку на бизнес. Снизить эту нагрузку поможет и развитие государственных информационных систем.