Компетенция , Новосибирск ,  
0 

Авито Работа: о трендах рынка труда Сибири и кейсах результативного найма

Авито Работа: о трендах рынка труда Сибири и кейсах результативного найма
О ситуации на рынке труда, проблемах работодателей, уровне зарплат и способах эффективного найма, – в интервью Екатерины Салостий, регионального представителя Авито Работы в Сибири

— В чем специфика новосибирского рынка труда в части массовых профессий? В чем он повторяет общероссийские тенденции, в чем отличается?

— Вероятно, я удивлю, но тренды на региональном рынке труда в целом повторяют общероссийские. Мы все живем в одной экономической среде, у нас схожие привычки поведения, поэтому не могу сказать, что у нас в регионе происходит что-то кардинально иное, чем в целом по стране. Сейчас по всей стране мы наблюдаем ежегодный рост активности работодателей и соискателей на Авито, хотя в Новосибирской области темпы роста выше, чем в целом по России. У нас на платформе около двух миллионов вакансий, и почти 50 тысяч из них приходятся на Новосибирск и область. Их число не ограничивается массовыми позициями для «синих воротничков» — водителей, продавцов, курьеров. Работа найдется и для бухгалтеров, инженеров, врачей, программистов и других квалифицированных специалистов.

За текущий год работодатели региона разместили на Авито Работе в 1,5 раза больше вакансий, чем за тот же период прошлого года. По количеству предложений лидируют продажи, производство, сельское хозяйство, строительство, логистика.

— Как на рынок влияют миграционные потоки из других регионов, стран?

— Пандемия внесла свои корректировки в привычную жизнь, и рынок труда очень быстро перестроился под новые реалии. До пандемии в России работали около 12 млн иностранцев, к концу 2021 года их осталось в два раза меньше. Заметнее всего нехватку рабочих рук почувствовали строительная отрасль, ЖКХ, сфера транспортных перевозок. Внутренняя миграция тоже сократилась примерно на 20%. Из-за ограничительных мер и заботы о здоровье люди стали реже выезжать на заработки в другие регионы. Тогда же мы по-другому посмотрели на формат удаленной работы, на инструменты видеосвязи для интервью.

С восстановлением привычной жизни экономика тоже начала «разгоняться», миграционные потоки между регионами стали расти. Однако уже и в этом вопросе чувствуется влияние пандемии — трендом стал переезд уже из миллионников в города поменьше, то есть спрос видоизменился. Некоторое время назад мы прицельно изучали трудовую миграцию в пределах страны. Из любопытного могу отметить, что мысли о переезде ради карьеры чаще всего зарождаются в головах сотрудников из HR-сферы, туризма, индустрии развлечений. Наиболее мобильные, конечно, молодые люди в возрасте до 35 лет. Они чаще других рассматривают возможность сменить место жительства ради карьеры.

В Новосибирске чуть больше трети были готовы сменить город проживания ради карьерных изменений, и, что интересно, столько же жителей отметили, что не видят сложностей с развитием карьеры в родном городе и поэтому переезжать не планируют.

И, кстати, в подтверждение моих слов о зародившемся тренде: по данным исследования, жители городов-миллионников рассматривают возможность релокации чаще соискателей из малых и средних городов.

— Если говорить о рынке массовых профессий, какова ситуация по отраслям?

— Новосибирск сильнее всего представлен сферой производства и сельского хозяйства, каждая десятая вакансия на Авито Работе приходится на эту категорию.

В число лидеров по доле вакансий еще входят сфера транспорта и логистики, а также продажи. При этом число вакансий в тройке лидеров за год увеличилось.

Например, на производстве почти в полтора раза — на 45%, в сфере транспорта и логистики — чуть более чем на треть, в продажах — на 15%.

И это как раз о том, что я говорила — сейчас по всей стране рост бизнесов, а значит и появление новых вакансий на производстве. Когда говорят об импортозамещении, сразу в голове рисуются огромные заводы, роботизированные линии. Однако помимо этого, к производству относятся и маленькие бизнесы — по пошиву одежды, постельного белья, изготовления посуды и так далее.

— Если говорить о позиционировании hr-бренда, какие вещи значимы для соискателей?

— Люди стали более требовательны к репутации компании. Если раньше в пользу работодателя могла сыграть даже минимальная разница в зарплате, то теперь кандидаты чаще обращают внимание на надежность предприятия. Все меняется очень быстро, поэтому желание стабильности — вполне естественное, на мой взгляд. Людям нужны ориентиры, ведь работы и предложений много, а выбрать из них правильные — непросто. Так у нас появились различные значки на платформе, они есть в каждой категории. К примеру, в профиле работодателя и на вакансиях можно встретить значки «Компания проверена» и «Есть мнения о работодателе». Наличие отметок означает, что организация не является фирмой-однодневкой или банкротом, а также не нарушает правила платформы и ТК РФ.

С этого лета стали собирать отзывы о компаниях от сотрудников, которые там работали или работают сейчас и нашли работу через Авито. Работодатель получает среднюю оценку по пяти критериям, в том числе о возможных штрафах, своевременности выплат, об оплате переработок и так далее. Четверть всех вакансий уже имеют такую отметку, и для самих компаний это дополнительный стимул для выстраивания честных и доверительных отношений с сотрудниками.

Также людям важны перспективы профессионального и карьерного роста. Всегда интересуют программы повышения квалификации, внутренние и внешние курсы, тренинги и семинары. На привлекательный образ работодателя как надежной компании работают не только своевременные выплаты, гарантии и корпоративная культура. Для людей важны расположение офиса или цеха, техническая обеспеченность рабочего места, возможность обедать в комфортных условиях и удобно парковаться. На HR-бренд может сыграть даже маленькая деталь, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону.

— Как компании решают проблемы дефицита кадров на массовых позициях?

— Я бы выделила здесь несколько подходов. Первый — это эксперименты с графиком работы и расширением воронки подходящих кандидатов. Здесь работает классическая воронка продаж: чем она шире, тем больше в нее попадает потенциальных клиентов. Поэтому работодатели пробуют разные графики, привлекают более возрастных кандидатов или, наоборот, кандидатов без опыта, налаживают взаимодействие с самозанятыми. Привлекая дополнительных людей, можно восполнять потребность в рабочих руках в пиковые часы или дни нагрузки, в случае болезни или очередных отпусков штатных работников.

Второй подход — переориентация на потребности людей. Сюда можно отнести оформление полисов ДМС и негосударственное пенсионное страхование, бесплатное питание на сменах, доставку домой по вечерам, абонементы для занятий спортом, бесплатные путевки для детей в лагеря. В крупных городах охотно принимают на работу жителей из других регионов, компенсируя им затраты на переезд, предоставляя места в общежитиях или квартирах.

Одним из главных способов привлечения персонала, конечно, остается зарплата. В Новосибирской области средняя зарплата составляет 40 тысяч рублей. В трех группах профессий — автобизнес, строительство, логистика — медианная зарплата выше, чем по всем массовым профессиям, порядка 65-70 тысяч рублей. Если у работодателя есть возможность предложить чуть больше рынка — этим нужно пользоваться.

Третий подход — использование инструментов автоматизации, помогающих эффективно работать с откликами. Ведь часто бывает, что соискатель откликнулся ночью, а к утру его отклик уже затерялся среди других.

Чтобы отклики не терялись, существует технология чат-ботов. Чат-боты забирают на себя многие рутинные процессы и при этом функционируют 24\7.

Среди клиентов Авито Работы популярны чат-боты для удаленных вакансий, для вахтовых позиций, а также бот, запрашивающий необходимые документы для трудоустройства.

— Расскажите подробнее про чат-боты? Какие задачи они могут решить?

— При массовом найме важна скорость. Представьте, в год вы как организация нанимаете сотни тысяч человек. Это реальные цифры, в таком режиме живут многие ритейлеры. При таких масштабах обрабатывать все отклики вручную просто физически невозможно, большая часть откликов будет теряться. Технология чат-ботов предполагает автоматизацию однотипных процессов, таких как интервью с кандидатом, напоминание о назначенной встрече, запрос документов. В жизни это выглядит следующим образом. После отклика на вакансию соискатель отвечает на несколько заранее заготовленных вопросов, которые автоматически приходят ему, в нашем случае, в мессенджере Авито. По итогам беседы отсеиваются нерелевантные кандидаты, и можно продолжать работать с людьми, наиболее соответствующими требованиям вакансии. Во-вторых, чат-бот предложит релевантному кандидату время для интервью с рекрутером, а после — напомнит о запланированной встрече, вышлет адрес и спросит, как прошла встреча.

Чат-бот — гибкий инструмент, его можно настроить под разные процессы: и для адаптации новичков, когда бот присылает инструкции и ответы на часто возникающие вопросы, и для сбора документов, и для сбора обратной связи. Существуют готовые сценарии, например, клиентам мы сейчас предлагаем шесть вариантов, либо же можно собрать своего чат-бота по необходимым параметрам. И не могу не отметить экономическую выгоду: наши подсчеты показывают, что при использовании чат-бота работодатель в среднем экономит 1500 рублей в расчете на одну вакансию.

Экономика найма

Авито Работа: о трендах рынка труда Сибири и кейсах результативного найма
Светлана Соловьева, директор по персоналу компании Fit Service:

— В нашем случае на Авито Работе быстрее закрываем вакансии по рабочим специальностям, тут больше соискателей в нашей сфере. При этом благодаря платформе удалось увеличить не только количество откликов, но и их качество. За полтора года с этой платформы выведено более 350 сотрудников. Найм одного сотрудника на ресурсе стоит нам до 5,6 тыс. руб.

Авито Работа: о трендах рынка труда Сибири и кейсах результативного найма

Татьяна Журавлева, директор по персоналу сети салонов сотовой связи IZЮМ:

— На Авито Работе нам важен целевой охват разных аудиторий в разных регионах: мы ищем сотрудников как на массовые позиции, так и точечно на руководящие должности. В среднем в месяц один рекрутер через эту платформу закрывает порядка 10 вакансий. По нашим подсчетам, найм сотрудника с Авито Работой обходится примерно в 3,5 тысячи рублей, а подходящий сотрудник может приступить к работе уже через 2-3 дня с момента первого отклика.

— Недавно Авито Работа отменила оплату за публикацию вакансии. Расскажите, с чем это связано?

— Да, в этом году мы предложили клиентам попробовать новый тариф с оплатой только за отклики кандидатов, при этом, публикация самих вакансий стала бесплатной. Этот формат позволяет рационально использовать бюджет, ведь в любой момент тариф можно поставить на паузу и заняться обработкой пришедших откликов.

Правильно оформленная вакансия, то есть та, где предложена нормальная для рынка зарплата, описан понятный функционал, в совокупности с оперативной отработкой откликов позволяет закрывать массовые позиции очень быстро.

В базе Авито Работы более 2 млн актуальных резюме, алгоритмы платформы архивируют резюме, если оно неактивно более трех месяцев. Безусловно, на адаптацию и перестраивание требуется время, мы это понимаем. Но также мы искренне верим, что такой подход повысит качество взаимодействия между соискателем и работодателем.

Кейс

Авито Работа: о трендах рынка труда Сибири и кейсах результативного найма

Людмила Шумаева, директор по персоналу сети супермаркетов «Быстроном»:

- С Авито Работой эффективно работаем по линейным сотрудникам: персонал в торговый зал, продавцы в гастрономию, кассиры. Как правило, они устраиваются к нам за 3 дня. В целом трудоустроенные с этой платформы занимают около 40% от общего числа всех работников нашей сети — это хороший показатель. Среди отличительных особенностей площадки — много теплых контактов и живого общения. То есть кандидаты проактивны, сами охотно выходят на контакт, и мы наблюдаем стабильно высокий поток откликов.

В крупных городах с большой конкуренцией за кадры активно пользуемся услугами продвижения, что помогает выгодно выделять наши позиции среди массива других и укреплять HR-бренд компании. Также используем кабинет Авито Pro — он удобен для работы с аналитикой и планирования стратегии продвижения. В ближайшем будущем планируем подключить чат-бота, который поможет разгрузить наших рекрутеров и будет доводить до них автоматически отобранные отклики уже наиболее подходящих под наши запросы кандидатов.

Содержание
Закрыть