— Можете выделить наиболее пострадавшие отрасли от самоизоляции и действия ограничительных мер?
— Данный кризис затронул практически все сегменты малого бизнеса и даже крупные отрасли, поскольку многие цепочки связаны между собой. Снижение доходов населения вызвало снижение потребительского спроса. Уход партнеров и поставщиков с рынка повлекли негативные последствия и дестабилизацию отработанных бизнес-процессов.
Но нужно отдать должное нашим предпринимателям. Они стали менять форматы работы, оптимизировать свою деятельность и даже осваивать новые сферы деятельности. Например, бердская компания «Дефлай», которая занималась производством автоаксессуаров, в том числе пошивом чехлов, более 10 лет поменяли свой профиль и организовали производство масок.
— В сравнении с другими регионами, как Новосибирская область справилась с самоизоляцией?
— Вообще, малый и средний бизнес в нашем регионе всегда был устойчив к различным изменениям. Необходимо отметить, что своевременные решения по возобновлению деятельности отраслей позволили сохранить более 75% экономики Новосибирской области.
Если сравнивать с другими регионами, а мы располагаем этой информацией, поскольку участвуем в еженедельных видеоконференциях уполномоченных в субъектах РФ, то наш регион достаточно плавно прошел тяжелый период. Это прямой результат взаимодействия бизнес-сообщества и региональной власти.
— Многие предприниматели жаловались на недостаточность государственной поддержки предпринимателям. Как оцениваете оказываемые меры?
— Если сказать, что полностью всех поддержали, то, конечно, нет. Но отмечу, сегодня все силы направлены на стабилизацию ситуации. Мы видим, что реализация и действенность мер поддержки отслеживалась и корректировалась, возможно, не так быстро и не в том объеме, как хотелось бы.
Тем не менее, когда бизнес столкнулся со сложностями в получении беспроцентных кредитов на выплату заработной платы по государственной программе, и обратился с предложениями по изменению условий, это мнение было услышано и поддержано. В апреле мы провели в регионе «контрольную закупку» совместно с предпринимателями, которые хотели воспользоваться данной мерой поддержки, но банки с большой неохотой шли на предоставление кредита.
Информация была направлена уполномоченному при президенте РФ, необходимо отметить, что во многих регионах ситуация была схожая. Он обратился к Президенту РФ и вскоре 75% объема зарплатных кредитов было обеспечено гарантиями Внешэкономбанка.
Дополнительные гарантии со стороны госкорпорации позволили снизить риски коммерческих банков, что в свою очередь изменило подход к оценке заемщиков. Буквально уже на следующий день программа пошла, кредиты начали выдавать.
— Все ли смогли воспользоваться поддержкой?
К сожалению, часть бизнеса не смогла воспользоваться мерами государственной поддержки, потому что не были официально признаны пострадавшими. Много вопросов было связано с ОКВЭДами, поскольку раньше данные сведения вносились формально, а в пандемию оказались важны. Работа по решению данной проблемы велась и на федеральном и на региональном уровне, институтом Уполномоченного вносились предложения.
Например, общественный представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей Новосибирской области в сфере образования Екатерина Орлова подняла проблему частных образовательных и дошкольных учреждений, которые не попали в перечень наиболее пострадавших отраслей, поскольку являются некоммерческими организациями. Была организована встреча с председателем Законодательного собрания области Андреем Шимкивым. И в результате приняты дополнительные меры поддержки.
— Какие меры оказались самыми эффективными?
— Прямые субсидии на выплату зарплаты в размере МРОТ на одного сотрудника в месяц, мораторий на проверки, снижение тарифов по страховым взносам, продление действия срочных лицензий и иных разрешений, льготное кредитование, продление сроков уплаты налогов.
— Как изменилась работа бизнес-омбудсмена в кризисный период?
— С первых дней аппаратом Уполномоченного была открыта горячая линия для консультирования, также был открыт онлайн-ресурс на нашем сайте. Весной в пандемию количество обращений предпринимателей выросло в 4 раза, по сравнению с прошлым годом.
Были организованы рабочие встречи с руководителями общественных объединений, представителями наиболее пострадавших отраслей. Им оказывалась поддержка по созданию отраслевой структуры, по формированию основных предложений по выходу из кризиса. Самым напряженным временем для нас стали — март, апрель, май.
— Улучшилось или ухудшилось состояние деловой среды в Новосибирской области?
— Несмотря на целый набор негативных факторов, с которым столкнулась российская экономика, малый и средний бизнес в Новосибирской области показывает небольшой, но уверенный рост. Об этом свидетельствует индекс роста МСП в регионах России.
Индекс рассчитывается Уполномоченным по защите прав предпринимателей при президенте РФ, Институтом экономики роста им. Столыпина и Сбербанком для всех 85 регионов. Сводный показатель основан на данных банковской статистики, показателях налоговой службы и других объективных данных.
Для объективности подсчетов регионы были разделены на четыре группы исходя из численности МСП. В «зеленой зоне» в своей группе Новосибирская область заняла 6 место, с коэффициентом 22,9 пункта, что соответствует умеренному росту. B среднем по стране по итогам второго квартала была отмечена стагнация МСП, показавшего отрицательный результат — минус 3.46.
— Чем Новосибирск в плане развития предпринимательства отличается от остальных?
— Я всегда говорил и буду говорить, что Новосибирск — предпринимательский город. Он является центром притяжения бизнеса. Наш регион сохраняет лидирующие позиции среди субъектов Сибирского федерального округа по количеству действующих на территории малых предприятий их обороту, объему инвестиций в основной капитал, а также количеству занятых.
Если, например, взять Тюмень, Красноярск, Норильск, Кемерово — они все находятся на какой-то игле: нефтяная, угольная и другие. В этом случае главной опорой бюджета становятся сырьевые ресурсы.
В Новосибирске экономика диверсифицированная. Этому способствует благоприятное географическое положение, серьезный кадровый ресурс, совершенствование регионального законодательства. Также одним из важных факторов комфортного бизнес-климата является открытость регионального правительства для предпринимательства.
— Расскажите об основных проблемах, с которыми к вам обращаются предприниматели Новосибирской области?
— Большая часть вопросов была связана с пандемией. Также актуальными темами стали земельные, имущественные отношения и нестационарная торговля. В 2020 году в аппарат Уполномоченного поступило 259 письменных обращений предпринимателей. Было проведено 339 консультаций по телефону горячей линии и через онлайн-сервис на сайте.
За каждым обращением стоит много работы. Мы не даем формальных ответов, а используем все полномочия, предоставленные законом. Проводим совещания и личные встречи с руководителями органов власти, ведомств и учреждений для разрешения споров и конфликтов.
Также мы вносим предложения об изменении правового регулирования, что позволяет исключить избыточные обязанности, запреты и ограничения для бизнеса. Кроме того, мы принимаем участие в судебных заседаниях на стороне предпринимателей.
— Есть ли жалобы на прессинг со стороны надзорных органов?
— Долгое время вопросы контрольно-надзорной деятельности занимали первое место. Но в последнее время число таких жалоб снизилось. Индекс административного давления в Новосибирской области улучшился. Регион поднялся с 67 на 29 место, по сравнению с прошлым годом. Если говорить про пандемию, то перегибы иногда возникали. Но сегодня между надзорными органами и бизнес-сообществом выстраивается активный диалог.
— Поступают ли обращения по блокировкам расчетных счетов банками?
— В прошлом году обращений по блокировке счетов было много. Раньше у банков не было четких критериев. Например, банк смотрит, что деньги ушли в Казахстан, и они могли заблокировать счет предпринимателю. После всплеска обращений мы обсуждали данный вопрос с банковским сообществом, обращались в Москву. Уже потом разработали нормативы, когда счет заблокировать просто так нельзя. Теперь к нам поступают единичные обращения по этому поводу.
— А как обстоит дело с выплатами предпринимателям по государственным и муниципальным контрактам?
— По госконтрактам к нам поступает немного обращений. Очень часто невыплата по этим контрактам граничат с банкротством. Большинство жалоб разрешены в пользу предпринимателей. Вообще надо воспитывать все государственные структуры, что взятые обязательства нужно исполнять вовремя и на 100%. Это же бизнес — его тормозить нельзя.
— Банкротство «Холидея»: можно ли назвать решение арбитража в пользу поставщиков товара прецедентом для дальнейших подобных дел?
— Ситуация была непростая. Но совместная организация экспертных площадок, пресс-конференций, взаимодействие с юридическим сообществом позволили привлечь внимание к проблеме представителей всех уровней и ветвей власти. Выработанная единая правовая позиция и сформированная на данный момент судебная практика, несомненно является прецедентом для решения подобных дел по всей стране.
Также были разработаны предложения по внесению изменений в федеральный закон о банкротстве, которые были поддержаны региональным парламентом, деловым и юридическим сообществами. Сейчас вопрос рассматривается на федеральном уровне.
— Как оцениваете проект «Мой бизнес» и его перспективы?
— Открытие Центра «Мой бизнес» — важный момент особенно для тех, кто находится на старте предпринимательской деятельности. Не всегда хватает информации для того, чтобы эффективно пользоваться всеми имеющимися госпрограммами и финансовыми инструментами. Центр предназначен для того, чтобы сюда зашел обычный человек, a вышел предприниматель.
Так поставлена работа, в одном месте собраны все структуры. Они оказывают поддержку малому и среднему предпринимательству. Основная задача — вовлечь как можно больше людей в предпринимательство, помочь создать и развить свой бизнес.
— Каковы на данный момент основные запросы предпринимательского сообщества государству?
— Раньше предприниматели говорили государству: «Мы все сделаем сами, вот вам налоги и не мешайте работать». Так было ровно до того момента, пока мы не столкнулись с пандемией.
Предприниматель на то и предприниматель, что в любых обстоятельствах найдет выход. А весной сложилась такая ситуация, когда перед ним возникла стена, которую нельзя обойти. Многие начали обращаться в органы власти, возможно благодаря этому и удалось наладить тесное сотрудничество между бизнесом и государством.
Кроме того, многие чиновники поняли, что бюджеты муниципалитетов и регионов во многом зависят от предпринимателей и им нужно всячески помогать.
Сегодня очень важно и дальше совершенствовать меры поддержки бизнеса. К примеру, часть предпринимателей нуждается в новой реструктуризации по кредитованию или изменению условий. Среди самых желанных мер — поддержка потребительского спроса, снижение налогов и прямая финансовая помощь.
Статья опубликована по заказу
АНО «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области»
Сайт mbnso.ru
Телефон горячей линии поддержки предпринимателей 8-800-600-3407