Как бизнесу оптимизировать расходы в кризис
Материалы выпуска
Бизнес-омбудсмен рассказал об основных проблемах бизнеса в регионе Компетенция Как предпринимателям из Новосибирска выйти на зарубежные маркетплейсы Решения Как Ирина Овдина помогает медицине стать ближе к пациенту Решения Как бизнесу оптимизировать расходы в кризис Решения В Новосибирске — бесплатный мастер-класс по выживанию бизнеса в пандемию Решения
Решения Новосибирск
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Как бизнесу оптимизировать расходы в кризис

В кризис компаниям приходится урезать свои расходы и оптимизировать процессы. Существует немало способов это сделать. РБК Новосибирск узнал, на чем точно стоить сэкономить, а какие расходы нельзя сокращать до последнего
Lori

Малый и средний бизнес всегда остро реагирует на изменения экономической ситуации. В связи с пандемией и начавшимся кризисом многие предприятия вынуждены оптимизировать свои расходы.

Чаще всего предприниматели экономят на зарплате себе, аренде офиса и материалах. Также многим удалось сократить расходы на банковские услуги и обслуживание кредитов.

Весна 2020 года стала самым сложным периодом для малого и микро бизнеса за последние 12 лет, показало исследование Райффайзенбанка. Труднее всего пришлось таким отраслям как туризм, общепит и развлечения, а меньше всего пострадала IT-сфера. Каждый пятый владелец бизнеса назвал весну 2020 года самым сложным кризисом за последние 12 лет.

Чаще всего предприниматели экономят на зарплате себе, аренде офиса и материалах. Также многим удалось сократить расходы на банковские услуги и обслуживание кредитов.

Как считает генеральный директор Umbrella Group Александр Климов, по оптимизации расходов нужно вести себя аккуратно. Их можно сократить до такой степени, что компания не сможет нормально функционировать и станет банкротом.

«На мой взгляд, нельзя сокращать расходы на продвижение. Снижение расходов в этом направлении приведет к еще большему спаду, так как будет меньше клиентов. Например, в нашей компании эта статья неприкосновенна», — рассказал собеседник.

В части бюджетов на развитие их стоит пересмотреть, но не следует совсем урезать, полагает Климов. Так, например, в период кризиса, скорее всего, вдолгую инвестиции делать нецелесообразно. Возможно, стоит перенаправить бюджеты на то, что может в ближайшем будущем увеличить доход компании.

Иными словами, нужно сохранять стратегические расходы — вложения, направленные на увеличение продаж, привлечение новых клиентов и получение прибыли. В этот перечень, в том числе, входят все затраты на маркетинг (исследования рынка, реклама, акции).

Также глава Umbrella Group перечислил те затраты, которые стоит оптимизировать. Например, сейчас становится актуальным сокращение расходов на аренду офисов, потому что часть сотрудников во время самоизоляции были переведены временно на удаленку. Теперь эту практику работы из дома можно использовать для оптимизации затрат по арендной плате.

«В период кризиса нужно проводить переговоры с поставщиками, чтобы выбить скидки на поставляемые товары или сырье. Навстречу они могут пойти, потому что сами не готовы терять клиентов в кризис. Тут будет зависеть от вашего таланта переговорщика», — рассказал бизнесмен.

Что касается оптимизации фонда оплата труда, то по мнению Климова, зарплата сотрудников в зависимости от должности должна коррелировать с доходами компании. «Если этого ранее не было сделано, то в кризис это нужно сделать», — сказал он.

Доцент кафедры региональной экономики управления НГУЭУ, кандидат экономических наук, Анатолий Плеслов считает, что оптимизацией расходов бизнеса нужно заниматься постоянно, а не только во время кризисов. Работа любого малого, среднего или крупного предприятия связана с задачей каждый день адаптировать свое экономическое поведение вызовам внешней и внутренней среды.

«Чаще всего проблемы с оптимизацией возникают у малого бизнеса. Дело в том, что многие мелкие предприниматели не обладают достаточными знаниями и опытом. Также у них, как правило, нет в штате сотрудников, которые бы занимались экономической работой. В лучшем случае в небольших компаниях есть бухгалтер, окончивший ускоренные курсы. Первое, что я бы рекомендовал — построить график точки безубыточности», — сообщил экономист.

Сначала строится прямая условно постоянных затрат (зарплата управленческого и административного аппарата, охрана, отопление). В эту категорию входит все, что фирме приходится оплачивать в независимости от того, какой объем товаров или услуг она производит. Также к этому добавляется прямая условно-переменных затрат, сюда входит то, что фирма использует непосредственно для производства продукции или услуг.

Далее строится прямая, которая дает точку пересечения с построенной прямой по выручке. Эта та точка, до которой компания, производя продукцию, покрывает все свои затраты, не получая прибыли. «Я бы рекомендовал к этой модели привыкнуть, и тогда становится сразу виден перечень ваших затрат», — отметил собеседник.

Потом нужно проанализировать, сколько у предприятия купят продукции, а также оценить реальное рыночное положение, то есть, сколько производится, и какова предельная мощность.

thinkandrich.ru

«На данном графике по линии выпуска продукции находится точка предельного объема производства и реализации товаров или услуг. Если ее воспроизвести вверх, то у вас получится максимально возможных доход. А разница между точкой безубыточности и максимальным доходом — это ваш запас прочности. Ваша задача — точку безубыточности стараться сдвинуть к нулю», — добавил Плеслов.

Также эксперт рассказал, что можно сделать для сокращения расходов в кризис. Кроме уже перечисленных выше способов, он назвал одним из главных ресурсов оптимизации передачу части операций предприятия на аутсорсинг.

«В кризис нужно также как и всегда анализировать свои затраты, оптимизировать модель своего присутствия на рынке. Безусловно, ни в коем случае не брать кредиты. Это и в хорошие то времена — удавка, а в кризис тем более. При крайне неблагоприятных обстоятельствах нужно организовывать новую фирму, а нынешнюю банкротить. И это не стыдно, закон о банкротстве никто не отменял. Надо стараться непредвзято относится к своему бизнесу, а не как к рожденному в муках дитя», — заключил он.

Статья опубликована по заказу
АНО «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области»
Сайт mbnso.ru
Телефон горячей линии поддержки предпринимателей 8-800-600-3407