Налоговый аудит: как оценить, рискует ли бизнес
Материалы выпуска
Налоговая вынуждает бизнес задуматься о структурировании Решения Налоговый аудит: как оценить, рискует ли бизнес Компетенция Пять важных поводов для любого бизнеса регистрировать товарный знак Инструменты
Компетенция Новосибирск
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Налоговый аудит: как оценить, рискует ли бизнес

Как выявляют зоны риска в группе компаний, чреватые проблемами при налоговой проверке, а также параличом работы всего бизнеса, — в экспертном материале от партнеров РБК Новосибирск
Фото: pixabay.com

Налоговый аудит — один из действенных инструментов диагностики состояния бизнеса, который объективно и независимо оценит наличие рисков, способных парализовать работу, включая риски признания дробления искусственным.

Наталья Хохлова, директор департамента бухгалтерского учета и аудита Umbrella group, рассказывает, что в отличие от классического обязательного аудита цель аудиторской проверки в данном случае сводится не к подтверждению достоверности показателей бухгалтерской отчетности, а к комплексному анализу всех взаимосвязей внутри группы компаний. Это финансовые или материальные потоки, функционал подразделений и их взаимодействие между собой.

Чтобы оценить зоны риска, надо обратить внимание на следующие области:
1. Характер внутригрупповых операций;
2. Нетипичные сделки, договоры;
3. Методология налогового учета, применяемая бухгалтером.

Внутригрупповые связи

При оценке этой области аудитор оценивает и выделяет все нестыковки между заявленной схемой работы компании и фактическим положением дел (подробнее про структурирование бизнеса читайте в материале по ссылке).

Зачастую в группе компаний даже при отсутствии взаимозависимости участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность), выявляются следующие типовые ошибки:

● организации находятся по одному юридическому или фактическому адресу;
● наличие единой бухгалтерии, отправка отчетов с одного IP-адреса;
● хранение в одном месте документов всех компаний, якобы функционирующих независимо друг от друга,
● одни и те же работники, которые выполняют одну и ту же работу в соответствии с должностными обязанностями;
● выполнение поручений одного и того же лица, хотя юридически назначены разные директора,
● наличие единой складской и транспортной логистики;
● единая база поставщиков и покупателей;
● показатели (численность персонала, остаточная стоимость основных средств и размер дохода) близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения.

Для полного понимания и анализа работы аудитору нужно посетить офисы и склады, обособленные подразделения для определения степени их обособленности, встретиться с руководителями отделов с целью определения порядка взаимодействия между сотрудниками, с заказчиками, поставщиками.

Если указанные выше факты обнаруживаются, это станет доказательством взаимозависимости компаний.

Проверяющие из налоговой могут рассмотреть группу компаний как единое юрлицо, что влечет риск доначисления «общережимных» налога на прибыль, НДС и налога на имущество, а также пеней и штрафов.

Дробление собственником бизнеса и применение льгот по уплате налогов, систем льготного налогообложения допустимо только в случае наличия деловых целей в деятельности каждого из таких субъектов, не связанных с уменьшением сумм уплачиваемых налогов. Для проверки таких целей нужно провести анализ договорных отношений внутри группы.

Одной из частых ошибок Наталья Хохлова называет дублирование функций. Например, когда в обязанности управляющего входит бухгалтерское обслуживание компаний Группы при наличии штатных бухгалтеров, либо продвижение компании и параллельные договора о продвижении с подрядчиками.

Нетипичные сделки, договоры и методология налогового учета

При непосредственной проверке бухгалтерского и налогового учета задача аудитора — выявить и обратить внимание на учет и документальное оформление нетиповых операций, а также внутригрупповых сделок.

Основные распространенные замечания:
● Акты по услугам управления не содержат перечня конкретных мероприятий, проведенных управляющей компанией или ИП, отсутствуют ежемесячные отчеты.
● Общие формулировки в договоре с управляющей компанией, например: «техническое сопровождение информсистемы и программного обеспечения», «полное юридическое сопровождение», «полное сопровождение финансово-хозяйственной и экономической деятельности». Это ставит под сомнение затраты на оплату услуг других подрядчиков.
● Недостаточное документальное оформление автотранспортных услуг при внутригрупповых перевозках.

Существуют единые требования к оформлению транспортных документов:
— для обоснования в целях налога на прибыль расходов на транспортные услуги сторонних организаций применяется транспортная накладная;
— если доставка осуществлялась поставщиком без привлечения сторонних организаций (собственным или арендованным транспортом), то транспортная накладная обязательна;
— если доставка осуществляется покупателем собственным или арендованным транспортом (на условиях самовывоза), нет необходимости составлять транспортную накладную. При этом затраты на перевозку и факт транспортировки товара необходимо подтвердить путевым листом.

● отсутствуют заявки на предоставление транспорта при внутригрупповых услугах аренды спецтехники, грузовых автомобилей.
● оплата расходов за другую компанию из Группы или за собственника при отсутствии взаимных обязательств. В этих случаях эксперт рекомендует оформлять договоры займа с соблюдением рыночной процентной ставки.
● наличие дебиторской и/или кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности либо ликвидированных контрагентов.

Важно своевременное проведение инвентаризации расчетов с поставщиками и покупателями, это требуется делать как минимум раз в год. Наталья Хохлова советует особое внимание обратить на кредиторскую задолженность, так как несвоевременное ее списание приведет к доначислению налога на прибыль. Правильное списание дебиторской задолженности обеспечивает наличие обоснованных расходов.

Случается, что документальное оформление внутригрупповых операций оставляют напоследок и выстроенная схема работы остается формальной.

«Экономия» на тщательном оформлении документов приводит к огромным суммам доначислений при проверках налоговой.

Но бывает и так, что при проверках выявляются переплаты налогов в результате применения тех или иных методологических способов учета, закрепленных учетной политикой организации.

Например, законодательство позволяет:
● применять коэффициент ускоренной амортизации при лизинге определенных основных средств, что позволит сэкономить на налоге на прибыль.
● включить в расходы различные виды резервов (на предстоящие отпуска, на ремонт основных средств), что позволяет равномерно распределить налоговые платежи во времени их уплаты.
● самостоятельно определять перечень прямых и косвенных расходов.

Косвенные расходы полностью учитываются в налоговом периоде, а прямые необходимо распределять на остаток готовой продукции, незавершенного производства, нереализованного товара и учесть их в полной сумме нельзя. При разделении расходов на прямые и косвенные перечень прямых расходов, определяемый налогоплательщиком, должен быть обоснован технологическим процессом. К косвенным расходам можно отнести затраты, связанные с производством, только при отсутствии реальной возможности отнести их к прямым.

Иногда бухгалтер «перестраховывается» и не принимает часть расходов для налогообложения. При правильно оформленных документах их можно включить в налоговые расходы, например, расходы на организацию приема для партнеров, которые компенсируются сотрудникам во время командировки.

В данном случае возможно оформление таких затрат как представительских расходов. Для этого нужен приказ руководителя организации об осуществлении расходов на эти цели, наличие сметы представительских расходов на отчетный год, которая должна быть утверждена собранием участников Общества или его единственным учредителем, программы проведения встречи, списка приглашенных и участников, сметы расходов по каждой встрече.

Фактически произведенные расходы должны подтверждаться отчетами с указанием даты и места проведения деловой встречи (приема), приглашенных и участников, конкретного назначения расходов, их величины, а также цель переговоров и результат. К отчетам о расходах на проведение деловой встречи должны быть приложены первичные документы, подтверждающие факты расходования средств: документы об оплате транспортных расходов (чеки такси и др.), счета организаций общественного питания.

При комплексном подходе к оценке налоговых рисков возможно сэкономить на налогах с помощью предоставленных законом возможностей.


+7 (383) 373 17 17
Новосибирск, ул.Максима Горького, 34 и пл.Труда, 1
taxlab.ru