Время «бумажной» оптимизации НДС прошло
Оптимизация через однодневки — это лишь отсрочка по уплате налогов. Учитывая повышенный размер пени и штраф в размере от 20 до 40% от суммы недоимки, а также риск привлечения к уголовной ответственности — дорогая отсрочка.
Налоговая рано или поздно заставит этот налог заплатить в рамках контрольных мероприятий или через настоятельные рекомендации уточнить налоговые обязательства, пригрозив проверкой.
С 2017 года заработала новая концепция налоговой политики — борьба с искусственным дроблением бизнеса. Раньше налоговая смотрела сквозь пальцы на формально созданные безНДСные рукава продаж, ИП-управляющие, организации, якобы оказывающие услуги. Теперь все это оказалось под запретом.
Как сделать налоговую нагрузку посильной
Эффективная работа ФНС вынуждает бизнес искать легальные инструменты, позволяющие сделать налоговую нагрузку посильной.
Размер налоговой нагрузки — это не единственная головная боль собственников бизнеса. «Для собственников важны также вопросы защиты заработанных активов, управленческой эффективности и урегулирование отношений между собственниками», — отмечает Демиденко.
Лучше всего все эти задачи решать в рамках комплексных проектов по структурированию бизнеса.
Определение функциональных звеньев
Выбрать инструменты, которые будут применены, можно только после глубокого погружения в изучение текущей организационной структуры, целей ее создания.
Именно такой подход позволяет наложить на существующие в бизнесе процессы новую правильную организационную структуру. Иной подход бессмыслен, подчеркивает Никита Демиденко, поскольку все, что делается формально и только на бумаге, с единственной целью сэкономить на налогах, противоречит закону.
Только после проведения анализа текущего состояния (если вы хотите узнать подробнее про налоговый аудит по ссылке) можно понять, какие функциональные звенья будут составлять новую структуру группы компаний, и какие режимы налогообложения они будут применять.
Например, такими составляющими могут быть: хранитель активов, производственная компания, торговый дом, компания, оказывающая услуги: транспортные, бухгалтерские, юридические, маркетинговые. Каждая из компаний в новой оргструктуре должна быть самостоятельной и самодостаточной.
После определения структуры нужно определиться с организационно-правовой формой каждого субъекта. Это очень важный этап: от такого выбора напрямую зависит налоговая нагрузка.
Как это работает. Оптовую торговлю можно вести как от имени общества с ограниченной ответственностью, так и от имени индивидуального предпринимателя. Оба субъекта вправе применять общую систему налогообложения, при этом ставки налогов у них разные. Для того, чтобы учредителю ООО легально получить прибыль, заработанную обществом, нужно заплатить НДС 20%, налог на прибыль 20% и НДФЛ с дивидендов в размере 13%. А ИП в такой ситуации заплатит НДС 20% и НДФЛ 13%. Так, выбор в пользу ИП позволит легально сэкономить на налогах 20%. При этом аргумент по поводу ответственности ИП по обязательствам всем своим имуществом можно считать недостаточно весомым: учитывая поправки, внесенные в закон о банкротстве, ответственность ИП и директора ООО почти уравнялась.
Есть и другие возможности. Так, лицо, впервые зарегистрированное как ИП, занимающееся производственной деятельностью и применяющее упрощенную систему налогообложения, вправе в течение первых двух лет применять нулевую ставку, т.е. легально получить полное освобождение от уплаты налога с доходов.
ООО и ИП — не единственные формы организации бизнеса. Есть еще непубличные акционерные общества. Данная форма интересна тем, что она позволяет организовать прикрытое владение бизнесом. Информация об акционерах, в отличие от участников ООО, не является публичной и не подлежит раскрытию третьим лицам. Данная форма подходит для ситуаций, когда бенефициар не желает, чтобы третьи лица, например, конкуренты, знали, что он владеет данным юрлицом.
Новые связи в структуре
На третьем этапе нужно определиться с договорными конструкциями между субъектами. Это могут быть как традиционные договоры поставки, аренды, подряда, так и договоры подряда из давальческого сырья, лицензионные договоры (подробнее про товарный знак и лицензионный договор по ссылке), договоры простого товарищества, управления и передачи функций единоличного исполнительного органа, услуг хранения.
Важно уделить внимание задаче документального закрепления отношений между собственниками бизнеса.
Ответы на данные вопросы находят отражение в уставе.
Например, на данном этапе нужно понять, возможен ли выход из бизнеса одного из участников без выхода остальных, возможен ли вход в бизнес бывших супругов и наследников. Выход участника из общества влечет выплату ему обществом действительной стоимости доли, что может полностью парализовать бизнес. Вход в бизнес бывших супругов и наследников может таить в себе не меньшую угрозу.
Вопросы по порядку принятия значимых решений можно отразить в корпоративном договоре. Документ крайне полезен для обществ, состоящих из двух участников с долями 50% на 50%, т.к. в случае возникновения корпоративного конфликта между собственниками деятельность общества может быть блокирована, либо лидирующую позицию займет тот собственник, которому подчиняется директор.
Переходный этап
Пройдя вышеуказанные этапы и посчитав налоговую нагрузку при работе в новой модели, нужно правильно и с минимальными финансовыми издержками перейти к ней.
Например, есть льготы, предоставленные законом. Если стоит цель перевести недвижимое имущества с ООО на ИП, то нужно обязательно проверить срок владения участником долей в этом ООО. Если срок более 5 лет, участник вправе выйти из Общества, получив действительную стоимость доли данным имуществом. Налога у вышедшего из общества лица с полученного дохода не возникнет, поскольку он владел долей более 5 лет. Если срок владения менее 5 лет, то нужно выбирать иные механизмы.
Резюме. Семь этапов структурирования для положительного результата
1. Проанализировать текущую ситуацию, порядок взаимодействия между собой структурных подразделений, входящих в группу компаний, и порядок взаимодействия с контрагентами.
2. Разработать новую модель функционирования бизнеса, проработав внутренние и внешние связи, финансовые и товарные потоки.
3. Составить для новой модели бюджет доходов и расходов по группе компаний.
4. Описать модель с указанием управленческих, имущественных и налоговых аспектов ее функционирования, обосновать деловые цели существования каждого из субъектов.
5. Подготовить корпоративные документы, регулирующие отношения между собственниками бизнеса.
6. Подготовить пошаговый план реструктуризации бизнеса, позволяющий перейти от текущей модели ведения бизнеса к новой.
7. Реализовать план реструктуризации.
+7 (383) 373 17 17
Новосибирск, ул.Максима Горького, 34 и пл.Труда, 1
taxlab.ru