Практика , Новосибирск ,  
0 

Рынок МФО вновь «зарегулируют»: развитие несмотря на ограничения

Фото: РБК Новосибирск
Фото: РБК Новосибирск
Каково состояние рынка МФО в настоящее время, и что его ждет в будущем – в материале РБК Новосибирск

Микрофинансовые организации (МФО) предоставляют займы миллионам граждан, которые, как правило, не имеют доступа к банковским продуктам из-за отсутствия кредитной истории, невозможности официально подтвердить доход или территориальной удаленности от офисов банков. За прошедшие 10 лет регуляторные инициативы Банка России и саморегулируемых организаций привели к выстраиванию стабильной, по мнению регулятора, системы, в который защищены клиенты МФО. Ушли в прошлое ставки, достигавшие 1000% годовых. Ограничены максимальная процентная ставка по займу, предельный размер переплаты и неустойки.

Кроме граждан, микрофинансовыми услугами активно пользуются предприниматели и небольшие компании. Таким образом, МФО также обеспечивают наличие быстрой финансовой ликвидности для малого бизнеса с точки зрения возможности использовать ее в общем обороте экономики.

Рынок МФО вновь «зарегулируют»: развитие несмотря на ограничения

«С момента становления и по настоящее время микрофинансовый сектор действительно прошел многолетний путь, в ходе которого совместными усилиями его легальных участников и регулятора была проделана колоссальная работа по «обелению» и приведению его в цивилизованный вид. За это время микрофинансовые институты прочно встроились в финансовую систему страны, став ее важной и неотъемлемой частью», — сообщил генеральный директор Moneyman Артем Быков, добавив, что сейчас почти большинство игроков МФО — это технологичные компании, работающие в рамках правового поля и под надзором Центробанка.

Рынок МФО вновь «зарегулируют»: развитие несмотря на ограничения

Генеральный директор МКК «Академическая» (сервис «ВебЗайм») Константин Шарапов подчеркнул, что по регуляторной нагрузке рынок МФО приближается к банковской сфере. «Микрозаймы выполняют социальную функцию, поскольку обеспечивают быстрый доступ к финансовым ресурсам для категорий граждан, которые не могут рассчитывать на получение банковских кредитов. Они помогают формировать кредитную историю, снижают тем самым напряженность и помогают формированию финансовой грамотности», — считает спикер.

Как добавил Артем Быков, МФО в отдельных случаях могут выступать своего рода «трамплином» к получению банковского кредитования за счет наработки положительной репутации в глазах кредиторов. Также за счет оформления небольших ссуд и их своевременного погашения заемщики могут «оздоровить» кредитную историю, если в прошлом в ней были недочеты.

Консолидация рынка

Однако не все игроки рынка МФО смогли пережить регуляторные изменения, многие компании были вынуждены уйти с рынка на разных этапах его развития. Число МФО сокращается не первый год. С 2014 года, когда было 4,2 тыс. компаний, оно упало до 897 в начале 2025 года. И тренд на консолидацию продолжится.

Количество МФО, по прогнозам агентства «Эксперт РА», сократится на 10%, до 815 компаний к концу 2025 года. Операционные расходы рынка, в том числе маркетинговые, будут не ниже уровня 2024 года, что продолжит подталкивать небольшие компании к добровольному выходу из реестра в дополнении к регуляторным нововведениям.

«По нашим оценкам, количество МФО к концу 2025 года может сократиться на 10-15%. По итогам 2025 года доля банковских МФО в совокупном объеме выдач может приблизиться к отметке 50% или даже превысить ее», — рассказал Артем Быков.

Борьба с закредитованностью

В рамках развития стимулирующего регулирования с 2022 года Банк России был наделен полномочиями по установлению макропруденциальных лимитов (МПЛ) для снижения угроз финансовой стабильности. Впервые МПЛ были установлены Советом директоров Банка России на первый квартал 2023 года: максимальная доля потребительских займов, выдаваемых заемщикам с ПДН более 80%, была ограничена 35%. Впоследствии величина МПЛ ужесточалась, а с четвертого квартала 2023 года дополнительно были установлены МПЛ на займы заемщиков с ПДН от 50 до 80%.

ЦБ сохранил значения МПЛ на второй квартал 2025 года. По словам Артема Быкова, это признак того, что регулятор глобально пока еще не достиг своей цели по снижению выдач высокорисковых займов. Скорее речь о том, что на данный момент охлаждающие кредитование меры оказали нужный эффект, и регулятор занимает наблюдательную позицию.

«Спрогнозировать дальнейшее изменение значений МПЛ на данный момент затруднительно, это будет зависеть от слишком многих факторов. В то же время недавнее введение МПЛ в сегменте обеспеченного кредитования (ипотека, автокредиты) позволяет говорить о том, что сохранится общий курс на сдерживание роста закредитованности», — заключил он.

Все это будет способствовать к смещению продуктовых линеек кредиторов в сегмент средне— и долгосрочных займов. За счет увеличения сроков займов таким образом снижаются размер платежа и долговая нагрузка на заемщика в моменте.

Новые регуляторные ограничения

Как пояснил Константин Шарапов, Центробанк стремится снижать долговую нагрузку не только через уже введенные макропруденциальные лимиты, но и через новые меры, например, возможность выдачи одного займа одному клиенту, период охлаждения.

Речь идет о том, что с июля максимальная сумма переплат, которую МФО сможет начислять заемщику, не должна будет превышать 100% от тела долга. Это первый этап новых ограничений ЦБ. С 2026 года для МФО начнут действовать первые ограничения по количеству «дорогих» займов на человека. С января 2027 года этот подход станет еще более жестким: для МФО начнет действовать ограничение «один заем в один руки» с ПСК от 100%, а также будет введен период охлаждения. Новую «дорогую» ссуду можно будет выдать клиенту только через три дня после погашения прежней.

«Это полезные инициативы, однако для их полноценной реализации требуются сложные технологические решения, как на стороне МФО, так и БКИ, на внедрение которых уйдет довольно много времени», — сказал спикер.

Артем Быков добавил, что на фоне готовящегося нововведения в части количественного ограничения займов в одних руках одновременно кредиторы активнее будут использовать инструменты для удержания заемщиков на как можно более длительный период. В их интересах наращивание активности по увеличению количества новых платежеспособных и качественных клиентов.

Также, как отмечает ЦБ, что деятельность в сегменте онлайн POS-кредитования будет серьезно ограничена в связи с вступлением в силу с 1 сентября ФЗ от 13.02.2025 № 9-ФЗ. Он направлен на противодействие хищению денежных средств с применением методов социальной инженерии. Согласно ему МФО будут обязаны зачислять денежные средства по договору потребительского займа только при совпадении сведений о заемщике и получателе денежных средств.

Прогнозы по развитию рынка МФО

По итогам 2024 года объем выдачи рынка увеличился на 51%, до 1,5 трлн руб., что было во многом обусловлено наращиванием выдачи банковскими МФО. Однако совокупная прибыль по рынку за прошлый год сократилась на 7% вследствие опережающего роста операционных расходов и резервов над генерацией процентов.

«Мы прогнозируем, что в условиях высокой ключевой ставки данный тренд будет продолжаться и банки и маркетплейсы и далее будут перенаправлять часть заемщиков в «родственные» МФО. Более того, продукты, предлагаемые МФО, во многом сейчас могут составить конкуренцию банковским в части небольших беззалоговых ссуд. Так продолжится как минимум еще полгода, после чего произойдет смена таких темпов роста в этом сегменте на более «умеренные», — сообщили в СРО «МИР».

По данным СРО «МИР», сегодня структурное распределение портфеля между видами МФО выглядит таким образом: 47% приходится на банковские МФО, включая маркетплейсы. За квартал их доля выросла на 3 п.п., за год — на более чем 11%.

Согласно прогнозу «Эксперт РА», прирост выдачи в 2025 году составит 60%, до 2,4 трлн руб. В данном прогнозе учитывается увеличение требований к капиталу банков и действие ограничений предельной ПСК банковской розницы в втором полугодии 2025 года, что приведет к дальнейшему масштабированию банковских МФО.

Артем Быков отметил тот факт, что с точки зрения конкуренции важным фактором является степень активности банковских МФО в плане работы с клиентами именно на открытом рынке, а не с теми, кто не отвечает требованиям скоринговой политики материнской банковской структуры. Емкость данного клиентского сегмента для них пока что еще не исчерпана, и дальнейшая конкуренция будет зависеть от темпов исчерпаемости емкости вышеупомянутого сегмента, по мере ее истощения можно ожидать ее усиления. Также конкуренция будет зависеть от активности банков в желании удерживать клиентов в контуре собственных экосистем.

С учетом текущих тенденций рынка, борьбы Центробанка с инфляцией и другими регуляторными изменениями МФО сосредоточатся на развитии «околобанковских» продуктов в виде среднесрочных займов Installment-сегмента.

«На фоне таких тенденций рынок идет к продуктовому сближению с банками. Однако в ближайшее время складываются только предпосылки этого тренда — о реальном сближении можно осторожно говорить лишь в перспективе 5 лет и более», — считает Константин Шарапов.

Артем Быков сделал акцент на развитии возобновляемых кредитных линий и продуктов для кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ), поскольку данный сегмент будет менее регулируемым.

«В свою очередь в условиях текущих высоких и порой заградительных ставок по банковским кредитам представители МСБ ищут альтернативные источники заемного финансирования. Одним из вариантов для них становятся МФО. Они обращаются не за «длинными» средствами под долгосрочные инвестиционные цели на перспективу, а преимущественно привлекают средства на экстренные нужды. Особенно это актуально для молодых бизнесов с небольшим оборотным капиталом, у которого нет обширной кредитной истории, дорогого имущества, интересного банкам в качестве залога», — рассказал он.

По его словам, МФО по сравнению с банками в данному случае все еще обладают более высоким аппетитом к риску и являются более гибкими. Часто субъекты МСБ либо сталкиваются с отказами в банках, либо с длительным процессом одобрения и оформления ссуды, необходимостью предоставлять большое количество документов.

«Сама по себе ниша по работе с данным сегментом для МФО имеет потенциал ввиду наличия спроса с его стороны и исторически качественной платежной дисциплины таких заемщиков. С учетом предложенной ЦБ диверсификации микрофинансового сектора это один из смежных сегментов, который все активнее будут осваивать участники рынка», — заключил эксперт.


 

От первого лица Клиентский сервис: будущее, которое уже наступило
Содержание
Закрыть