В уходящем году на заводах «Сибцема» будет произведено около 5,35 млн тонн цемента. Падение к 2023-му, который промышленная группа завершила с показателем в 5,5 млн тонн, в компании объясняют снижением емкости рынка и сложностями с доставкой продукции по железной дороге. О дальнейших планах холдинга и перспективах развития цементной отрасли Сибири — в материале РБК
С января по сентябрь 2024 года на пяти заводах холдинга «Сибирский цемент» произведено 4,4 млн т цемента. В целом это соответствует аналогичному показателю 2023-го, но динамика работы разных предприятий отличается. Так, Топкинский цементный завод за три квартала 2024-го выпустил 1,7 млн т продукции (-4% к январю-сентябрю 2023 года), Ангарский цементно-горный комбинат — 631 тыс. т (-3%), Красноярский цемзавод — 596 тыс. т (-1%). На 7% увеличил объемы производства «Искитимцемент» (до 1,1 млн т), на 11% — «ТимлюйЦемент» (до 360 тыс. т).
«В 2024 году мы выпустим около 5,35 млн т цемента, аналогичный показатель 2023-го составлял 5,5 млн т. Снижение объемов производства связано с падением спроса на стройматериал, что, в свою очередь, объясняется повышением ключевой ставки Центрального банка и отменой востребованных программ льготной ипотеки», — подчеркивает первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент» Геннадий Рассказов.
Помимо пяти цементных заводов общей мощностью 9 млн тонн в год в состав «Сибирского цемента» входит красноярский комбинат «Волна», выпускающий хризотилцементные изделия, сеть бетонных производств «Сибирский бетон» (подразделения в городах Новосибирск, Красноярск и Кемерово), а также расположенная в Бурятии «Горная компания», предлагающая потребителям фракционный известняк, минеральный порошок, известняковую муку, щебень. С учетом сервисных организаций в структуре холдинга ведут работу 14 предприятий, на них трудятся 6500 человек.
Модернизация полным ходом
Несмотря на снижение емкости рынка, «Сибцем» продолжает техническое переоснащение производств. В 2024-м на эти цели компания направит около 5,9 млрд руб. (с учетом НДС и стоимости объектов лизинга). Соответствующие проекты холдинг реализует в разных регионах присутствия, среди наиболее масштабных мероприятий уходящего года — ввод в эксплуатацию новой покрасочной линии на комбинате «Волна», запуск сепаратора на цементной мельнице № 5 «Искитимцемента», модернизация системы отгрузки цемента в авто— и железнодорожный транспорт с установкой комбинированных весов под силосы № 3 и 4 на Красноярском цемзаводе. Добавим, за 20 лет в инвестпрограмму холдинга, основанного в августе 2004-го, вошли мероприятия на общую сумму 47,1 млрд руб.
Затраты «Сибцема» на ремонт и техническое обслуживание оборудования в 2024-м достигнут 7,4 млрд руб. На эти средства в том числе завершен капитальный ремонт дымовой трубы вращающихся печей № 3 и 4 на Топкинском цемзаводе, проведены запланированные работы на дробильном оборудовании карьера Ангарского цементно-горного комбината, отремонтированы вращающиеся печи № 3 и 4, а также комплекс оборудования упаковочного отделения на «Красноярском цементе». Всего с 2004 по 2024 гг. на ремонты и техобслуживание заводских агрегатов холдинг выделил 40,2 млрд руб.
«Несмотря на колоссальное удорожание техники, комплектующих, запасных частей, с которым мы столкнулись в уходящем году, все запланированные мероприятия в рамках инвестиционной и ремонтной программ проводятся своевременно, — отмечает Геннадий Рассказов. — Особое место среди них занимают проекты, направленные на повышение уровня экологической безопасности производств. Следуя жесткой, но необходимой линии государства в данном вопросе, мы устанавливаем мощное газоочистное и обеспыливающее оборудование, запускаем автоматические измерительные системы контроля выбросов».
За два десятилетия «экологические инвестиции» «Сибцема» составили 4,4 млрд руб. (с учетом НДС). Из них 862 млн выделено на реализацию различных проектов в 2024-м. В частности, на цемзаводе Искитима завершено техническое перевооружение аспирации колосникового холодильника вращающейся печи № 7. На «Топкинском цементе» продолжается переоснащение системы газоочистки технологической линии № 2. На Красноярском заводе начались работы по строительству нового углеподготовительного отделения для печей обжига с установкой многоканальных угольных горелок.
В Сибири и не только
В ассортименте холдинга — 23 вида цемента (16 общестроительных и 7 специальных). Сегодня продукцию компании применяют для возведения жилых домов, объектов промышленности, социальной и транспортной инфраструктуры. Стройматериалы отгружают не только в регионы Сибири, но и на Урал, на Дальний Восток, в Казахстан.
В настоящее время с использованием продукции «Сибцема» возводятся объекты кузбасского курорта Шерегеш и особой экономической зоны «Кузбасс», строятся синхротрон СКИФ в наукограде Кольцово и ядерный реактор на объекте «Брест-300» в Северске Томской области, идет реконструкция БАМа и Транссиба, реализуются многие другие проекты.
«Предприятия «Сибирского цемента» способны обеспечить высококачественной продукцией проекты любой сложности, — уверен Геннадий Рассказов. — В советское время на заводах, которые позже вошли в состав холдинга, изготавливали не только «массовые» общестроительные цементы, но и специальные, имеющие узкую сферу применения. В 1990-е соответствующие технологии были отчасти утеряны. Тщательно изучив опыт прошлого, проделав большую кропотливую работу, мы возобновили выпуск такой продукции. На Топкинском заводе начали вновь производить тампонажные цементы, в Красноярске и Каменске — сульфатостойкие».
В последние годы продуктовую линейку компании пополнили цементы для нужд дорожного строительства. Заводы холдинга уже сертифицировали и поставляют заказчикам ЦЕМ I 42,5Н АП для бетона аэродромных покрытий, ЦЕМ I 42,5Н ДП для бетона покрытий и ЦЕМ II/А-Ш 32,5Б ДО для бетона оснований дорожных одежд. В «Сибцеме» рассчитывают на то, что потребление этих стройматериалов вырастет. По информации компании, более широкое применение технологий возведения автомагистралей с цементобетонными покрытиями и основаниями позволит увеличить спрос на цемент в стране на 10-15% в год. Кроме того, за счет расширения сети долговечных и надежных трасс, строительство и эксплуатация которых выгодны с экономической точки зрения, будут сняты транспортные ограничения, мешающие развитию страны.
Сложная логистика
Но пока цементники постоянно сталкиваются с подобными ограничениями: из-за нарастающего дефицита провозных способностей железных дорог доставлять готовую продукцию заказчикам и сырье для ее производства становится все сложнее. По данным Союза производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ», в последние годы из-за систематических проблем в работе железнодорожного комплекса потребители цемента массово отказываются от работы с железной дорогой. Результатом этого стало то, что доля отгрузок цемента железнодорожным транспортом снизилась с 72% в 2007 году до 39% в настоящее время.
В сложившихся обстоятельствах представители отрасли действуют по-разному. «Сибирский цемент», например, развивает собственное транспортно-логистическое подразделение — компанию «КузбассТрансЦемент». Имея парк вагонов и штат квалифицированных специалистов-железнодорожников, холдинг сокращает негативное воздействие внешних факторов на сбытовую и производственную деятельность.
ООО «КузбассТрансЦемент» — дочернее общество АО «ХК «Сибцем», отвечающее за эксплуатацию собственного парка специализированного железнодорожного состава холдинга. Компания входит в ТОП-30 операторов подвижного состава РФ, занимает второе место в России по количеству собственных хоппер-цементовозов, обладает одним из самых крупных и молодых парков в цементной отрасли. Центральный офис находится в Новосибирске.
Одновременно клиентов переводят на автодоставку продукции. Сегодня в парке «Сибцема» — 63 собственных автоцементовоза (на 2025 год запланировано приобретение еще 9 машин). По прогнозным данным, в 2024-м они доставят заказчикам около 820 тыс. тонн продукции.
«Чтобы стабилизировать ситуацию, предлагаем ОАО «РЖД» совместно с регуляторами рассмотреть возможность реализации комплекса мер, направленных на повышение качества и безопасности перевозочного процесса. В первую очередь, необходимо внести исключения в информационные системы ОАО «РЖД» и не применять ограничения для специализированных вагонов, задействованных под перевозки готовой продукции цементных заводов», — комментирует Геннадий Рассказов.
Он добавляет, что представители отрасли считают целесообразным повысить приоритетность перевозок цемента — базового строительного материала, от наличия которого зависит ход реализации стратегически значимых для страны проектов. Кроме того, нужно проработать вопрос о повышении ответственности перевозчика в связи с нарушением сроков доставки продукции, имеющей ограниченные сроки использования (в том числе цемента).
Спрос «потянут» вверх?
Большой перечень неопределенностей не позволяет экспертам дать взвешенную оценку средне— и долгосрочных перспектив развития цементного рынка. Так, аналитики «Сибцема» рассматривают несколько вариантов развития событий. Рабочий сценарий предполагает сокращение емкости рынка Сибири (в границах до ноября 2018 года — с учетом Республики Бурятия и Забайкальского края) с 6,8 млн т в 2023-м до 6,6-6,7 млн т в 2024-м. Показав падение еще на 6-7% в 2025 году, спрос затем должен постепенно восстановиться. Его «потянут» вверх инвестпроекты, которые предполагается реализовать в регионах СФО до 2035 года. Их общая стоимость — 18 трлн руб.
«Именно такую сумму мы получили, когда проанализировали информацию, имеющуюся в открытых источниках. К сожалению, других сведений у производителей цемента нет: механизмы, позволяющие обеспечить объективное планирование и прогнозирование потребностей в строительном материале, а также его равномерное потребление в течение года, в РФ по-прежнему отсутствуют, — объясняет Геннадий Рассказов. — Если даже часть заявленных на следующие 10 лет планов будет реализована, цементная промышленность Сибири сможет «дышать свободнее» и развиваться более динамично. Пока же загрузка наших производств остается низкой: по итогам 2024-го она сократится до 59%».
Вновь под контролем государства
Увеличить долю продукции добросовестных производителей на отечественном рынке поможет восстановление государственного контроля за соблюдением обязательных требований к производству отдельных видов строительной продукции, в том числе цементов и бетонов. Соответствующий эксперимент проводится в нашей стране с 1 сентября 2024 года по 1 сентября 2026-го.
В 2016 году в России ввели обязательную сертификацию цемента, которая эффективно действовала вместе с контролем за оборотом этой продукции и инспекционным контролем на границе ЕАЭС. Однако в июле 2021-го в рамках так называемой регуляторной гильотины госконтроль за оборотом отдельных строительных материалов (включая цемент) упразднили. Также в настоящее время Федеральная таможенная служба фактически не осуществляет инспекционный контроль каждой партии ввозимого цемента из стран, не входящих в ЕАЭС. Негативную роль играет и введение моратория на проверки бизнеса.
Эти причины привели к значительному росту объема фальсификата: с 3,16 млн тонн в 2020-м он увеличился до 13,14 млн т в 2022-м. В прошлом году, по данным научно-исследовательской работы «Результаты оценки эффективности введения обязательной сертификации цементов и декларирования соответствия смесей бетонных в РФ за период январь—декабрь 2023 года», выполненной Ассоциацией по техническому регулированию «АССТР» по заказу НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», незаконный оборот достиг 13,7 млн т, что составляет 22,1% от общего количества произведенного в стране цемента.
«Все добросовестные производители выступают за возвращение государственного контроля. Рассчитываем, что эта мера поможет вести более эффективную борьбу с распространением некачественных стройматериалов, использование которых может привести к обрушению возводимых конструкций, — говорит Геннадий Рассказов. — В последнее время с поддельным цементом все чаще сталкиваются не только частные лица, но и крупные строительные организации. Чтобы исключить подобные ситуации, необходимо восстановить госконтроль на постоянной основе, обеспечить полноценное и четкое взаимодействие ответственных структур».