От первого лица , Новосибирск ,  
0 

Интервью: пять тысяч вагонов — для сибирского цемента

Эдуард Ишимов (все фото: «Сибцем»)
Эдуард Ишимов (все фото: «Сибцем»)

Как в ситуации значительного дефицита провозных возможностей железной дороги развивать эффективную логистику и почему наличие собственных вагонов остается необходимым условием для стабильного производства строительных материалов, в интервью «РБК Новосибирск» рассказал Эдуард Ишимов — управляющий директор компании «КузбассТрансЦемент», отвечающей за эксплуатацию подвижного состава холдинга «Сибирский цемент»

— Эдуард Валентинович, что сегодня происходит на рынке железнодорожных перевозок?

— В сентябре текущего года на железной дороге поставлен очередной антирекорд: объем погрузки снизился на 6,3% к аналогичному показателю прошлого года — до 94,5 млн т. Всего за три квартала железнодорожным транспортом перевезено 889,7 млн т грузов — на 4% меньше, чем годом ранее. Одна из причин происходящего — снижение скорости передвижения подвижного состава по сети. Так, по нашим оценкам, на территории Сибирского федерального округа оборот вагонов снизился на 18% к уровню 2023 года. В европейской части страны падение составило от 27 до 36%, в зависимости от конкретного региона и железной дороги. Столь значительное увеличение времени в пути оказалось настоящим вызовом для отрасли, привело к существенному сокращению объема грузоперевозок.

ООО «КузбассТрансЦемент» — дочернее общество АО «ХК «Сибцем», отвечающее за эксплуатацию собственного парка специализированного железнодорожного состава холдинга. Компания входит в ТОП-30 операторов подвижного состава РФ, занимает второе место в России по количеству собственных хоппер-цементовозов, обладает одним из самых крупных и молодых парков в цементной отрасли. Центральный офис находится в Новосибирске.

— Из-за чего скорость передвижения вагонов падает?

— Аналитики объясняют негативные тенденции положением дел на западных границах страны, где требуется оперативно обеспечивать беспрепятственный пропуск специальных поездов и воинских эшелонов. Играет свою роль и дефицит кадров, который РЖД фиксирует на протяжении длительного времени.

Интервью: пять тысяч вагонов — для сибирского цемента

На скорость движения составов по сети влияют также «узкие места», сохраняющиеся на восточном полигоне железных дорог. Да, мероприятия по расширению инфраструктуры проводятся постоянно — на лимитирующих перегонах прокладываются вторые пути, увеличиваются мощности тяговых подстанций, что необходимо для передвижения более тяжелых поездов, реализуются другие проекты. Однако темпы этой работы не соответствуют запросам отечественной экономики, все больше и больше ориентирующейся на Азию. Сегодня к портам Тихого океана едут грузы, которые ранее никогда не направляли за Урал, в частности, продукция ряда предприятий металлургической отрасли, вынужденных «разворачиваться» на восток. По расчетам экспертов, в настоящее время грузоотправители готовы транспортировать на восточный полигон РЖД около 205-210 миллионов тонн различных товаров в год. При этом возможности железной дороги в восточном направлении ограничены 150-160 миллионами при целевой задаче на 2024 год в 180 миллионов.

— Восточный полигон железных дорог — основной регион «перемещения» продукции «Сибцема». Насколько сильно негативные внешние факторы влияют на деятельность холдинга в целом и «КузбассТрансЦемента» в частности?

— Общее замедление оборота вагонов сказывается на результатах нашей работы. Например, за девять месяцев 2024-го «КузбассТрансЦемент» доставил около 4,5 млн т различных грузов — на 8% меньше по сравнению с январем-сентябрем 2023-го. Перевозки цемента, выпущенного заводами холдинга, сократились на 1,5%: потребителям направлено 2,3 млн т строительного материала. Таким образом, при решении важнейшей задачи по доставке готовой продукции заказчикам нам удалось свести влияние внешних негативных факторов к минимуму. Сложнее дела обстоят с сырьевыми компонентами для производства цемента, которые поставляются с Урала. При их транспортировке возникает больше административных барьеров. Кроме того, приоритет грузов, направленных на восток с Южно-Уральской железной дороги, ниже, чем у товаров, поступающих с западных направлений.

Интервью: пять тысяч вагонов — для сибирского цемента

Всего в уходящем году рассчитываем перевезти около 5,9 млн т различных грузов (-9% к 2023-му). Прогнозы относительно того, как события будут развиваться в следующем году, делать сложно: ситуация в отрасли меняется достаточно быстро, а влиять на пропускную способность железных дорог мы не можем.

— Однако наличие в структуре холдинга специализированной компании, управляющей собственным подвижным составом, позволяет минимизировать многие риски…

— Наша компания вошла в состав холдинга в 2006 году: «Сибцем» тогда начал активно расширять парк железнодорожного транспорта, собирать команду сотрудников, способных грамотно его эксплуатировать. И сегодня мы видим, насколько верным и обоснованным был этот шаг. Имея парк вагонов и штат квалифицированных специалистов-железнодорожников, «Сибирский цемент» обеспечивает стратегическую независимость своей сбытовой и производственной деятельности от негативного влияния различных внешних факторов. Достаточно сказать, что в настоящее время собственные вагоны «КузбассТрансЦемента» доставляют более 95% железнодорожных грузов холдинга.

Интервью: пять тысяч вагонов — для сибирского цемента

С 2012 года на базе нашей компании ведет работу единый транспортно-логистический центр «Сибирского цемента». Внедряя эффективные логистические схемы движения, передислокации и распределения подвижного состава, составляя корректные бюджетные программы и поступательно их исполняя, максимально полно используя инфраструктуру подъездных путей и станций, мы добиваемся существенного сокращения доли транспортных издержек в себестоимости цемента.

Добавлю, с того же 2012 года «КузбассТрансЦемент» успешно работает с внешними контрагентами, осуществляя транспортировку различных «сторонних» товаров. Сейчас у предприятия более 300 таких партнеров, номенклатура перевозимой продукции включает более 80 наименований. Так, в текущем году наши хоппер-цементовозы востребованы при перевозке фосфоритов, молотых шлаков, гипсов, ангидридов, крытые вагоны — при транспортировке муки, рапса, круп и других товаров народного потребления. Доставляются грузы по всей территории России, на станции Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Азербайджана, Монголии, Таджикистана, Туркменистана, на пограничные переходы с Китаем.

Сегодня в парке компании 5243 единицы транспорта — 2495 полу— и 550 крытых вагонов, 2108 хоппер-цементовозов, 90 думпкаров. В планах на 2025 год — приобретение 160 хоппер-цементовозов, пополнение парка полу— и крытых вагонов. Они не только заменят вагоны, которые исчерпали свой ресурс, но и повысят уровень транспортной безопасности холдинга.

— Вы упомянули, что прогнозирование в текущих обстоятельствах — дело неблагодарное. Тем не менее, какие задачи будут актуальны для компании в 2025 году?

— В сложившейся ситуации важно удерживать позиции на рынке, сохранять объемы перевозок, быстро справляться с новыми и новыми вызовами. Безусловно, «КузбассТрансЦемент» будет продолжать операционную деятельность, обновлять парк подвижного состава, обеспечивать его эффективную эксплуатацию, своевременный ремонт и техническое обслуживание. Мы выполним все обязательства перед партнерами — будь то предприятия холдинга или «внешние» заказчики. Жизнь продолжается, и наша команда готова к разным вариантам развития событий.

Инновации Компания «ИнфоТеКС» создала в Новосибирске кластер по кибербезопасности
Содержание
Закрыть