Решение , Новосибирск ,  
0 

Как строительство цементобетонных дорог скажется на экономике Сибири

Фото: АО «ХК «Сибцем»
Фото: АО «ХК «Сибцем»
Что нужно, чтобы цементобетонные дороги строились в России, служили десятки лет и обладали высокой несущей способностью — проблемы и их решения обсудили на XI Международном Сибирском транспортном форуме в Новосибирске

В рамках форума на круглом столе по теме «Практика и перспективы строительства в Сибири автодорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих» эксперты отрасли, власти и руководители дорожно-строительных компаний обсудили расширение сети безопасных и качественных автомобильных дорог. Один из инструментов решения данной задачи — строительство цементобетонных дорог. По мнению участников дискуссии, такие дороги обладают рядом преимуществ и будут способствовать экономическому развитию страны. Кроме того, представители дорожной отрасли поделились реальными кейсами решения проблем, с которыми они сталкиваются в процессе обустройства такого вида покрытий.

В настоящее время в России доля цементобетонных дорог не превышает 2%. При этом в мире такие дороги строят в 50 странах, где на них приходится от 15% до 70% от всех остальных дорог.

В конце декабря прошлого года Правительством РФ утвержден расширенный пятилетний план дорожного строительства на 2024-2028 годы. Документ предусматривает в том числе приведение в нормативное состояние региональной и местной сети автомобильных дорог, развитие опорной дорожной сети страны (протяженность — 140 тыс. км). Опорная сеть создается в первую очередь на базе федеральных и региональных дорог.

Фото: АО «Новосибирскавтодор»
Фото: АО «Новосибирскавтодор»

«Сегодня перед дорожным сообществом стоят большие задачи. Президент России обращал и обращает внимание на увеличение срока службы дорог, — рассказал президент Ассоциации по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Виктор Ушаков. — Сейчас в значительной степени возросли нагрузки на автомобильные дороги. И не секрет, что наибольшее разрушающее воздействие оказывают грузовые транспортные средства. Возрастает их грузоподъемность, повышается скорость движения, изменяются динамические характеристики. Таким образом, нагрузка на некоторые дороги за 30 лет возросла в 3-4 раза».

Спикер отметил, что в отечественной практике проектирования автомобильных дорог не всегда выбираются эффективные решения. В большинстве случаев приоритет отдается минимальной стоимости строительства без учета последующих затрат на ремонт и содержание в течение жизненного цикла, что приводит к значительным эксплуатационным затратам. Поэтому одним из основных требований при проектировании дорожных одежд должно стать увеличение общей жесткости дорожных конструкций. Одна из эффективных технологий — применение цементобетона.

Преимущества цементобетонных дорог

  • Согласно данным, изложенным Виктором Ушаковым, цементобетонные дороги обладают рядом преимуществ:
  • экономическая эффективность (по укрупненным нормативам цен, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ приказом № 148 от 3.03.2023, стоимость 1 км дорог с цементобетонными покрытиями на 10-15% ниже стоимости аналогичного по техническим характеристикам участка дороги с асфальтобетонными покрытиями);
  • долговечность (проектный срок службы цементобетонных покрытий в России — 30 и более лет. Фактические показатели срока службы для ЦБП соответствуют расчетным или превышают их, данные ФАУ «РОСДОРНИИ»);
  • высокие технико-эксплуатационные характеристики (цементобетонные покрытия не деформируются под действием большегрузного транспорта, обладают высокой прочностью и несущей способностью);
  • экологическая безопасность (при движении со скоростью 90-110 км/час обеспечивают снижение расхода топлива на 5-10%, как следствие, сокращение выбросов в атмосферу, имеют значительно более низкий углеродный след при производстве смеси по сравнению с асфальтобетоном, не выделяют токсичных газов при нагревании);
  • безопасность дорожного движения (цементобетонные покрытия отражают больше света, чем асфальтобетонные, поэтому обеспечивают комфортное и безопасное движение в темное время суток).

Цемент для транспортного строительства

В настоящее время в Сибири есть все необходимое для масштабного строительства дорог с цементобетонными покрытиями и основаниями, для широкого применения минеральных и комплексных вяжущих. Местные цементные заводы загружены в среднем на 60%. А значит, предприятия способны обеспечить заказчиков дорожными цементами стабильного высокого качества в нужном объеме. В этом заверил присутствующих директор по маркетингу АО «ХК «Сибцем» Андрей Рубцов.

По данным НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», проектная мощность цементных заводов в России составляет около 104 млн тонн. В прошлом году было произведено всего 60 млн тонн. На заводах в Сибири, а также Забайкальском крае и Бурятии максимально возможно произвести 11,7 млн тонн, а с вводом третьей вращающейся печи на Ачинском цементном заводе — 12,4 млн тонн. При этом за прошлый год в указанных регионах было произведено всего 7,2 млн тонн. А в рекордный за последние 20 лет 2014 год Сибирь потребила всего 7,8 млн тонн. Таким образом, даже в годы максимального спроса на цемент превышение мощностей над потребностью составляет более 30%.

«Даже в период пиковых нагрузок строительного сезона у нас есть возможность дополнительно производить цемент», — заявил Рубцов, отметив, что для обеспечения выпуска необходимого количества продукции нужно своевременное планирование, так как экономически нецелесообразно держать наготове производственные мощности, если они не нужны рынку.

Эксперт добавил, что сейчас прогнозирование потребления цемента в дорожном строительстве отсутствует или не доводится до производителей данного стройматериала. Для обеспечения потребности дорожной отрасли в цементе заводам необходимо заранее знать, сколько продукции нужно будет выпустить. Оптимальная глубина планирования — не менее 3 лет.

Продукция заводов, функционирующих в составе холдинга «Сибирский цемент», применялась и применяется для строительства важных инфраструктурных объектов: взлетно-посадочных полос в Новосибирске и Красноярске, Углинского моста, четвертого моста через Обь, северного и восточного обходов Новосибирска. На долю дорожных цементов приходится не более 2,5% от всего объема производства. У компании есть возможность существенно увеличить выпуск.

Международный опыт

В Беларуси строительство дорог с цементобетонными покрытиями было принято в 2014 году в рамках национальной программы. За период с 2015-го по 2023 год в республике построено более 188 км таких магистралей. В текущем году запланировано возвести еще порядка 30 км. Эта доля, согласно данным Министерства транспорта и коммуникаций страны, будет увеличиваться. Об этом рассказала начальник управления качества, технологии работ и экологии ОАО «ДСТ № 5» холдинга «Белавтодор» Ольга Соколовская.

«Сложности, которые все-таки существуют при строительстве цементобетонных дорог (высокие требования к основанию дорожных одежд, ограничение строительного сезона, другие конструктивные особенности), требуют от нас только более качественного выполнения работ, — объяснила она. — Несмотря на некоторые трудности, все больше объектов проектируется с покрытием из цементобетона».

В Казахстане за последние десять лет протяженность дорог с цементобетонным покрытием увеличилась в 15 раз — с 97 км до почти 1,5 тыс. км. Реализация данных проектов послужила поводом для применения новых технических и технологических решений, поскольку динамические нагрузки и погодные условия в республике способствовали разрушению применяемого бетона: приводили к шелушению и образованию других дефектов.

«В связи с этим у нас возникла необходимость разработки основ строительства цементобетонных покрытий с усиленным верхним слоем бетонного покрытия, обладающего пониженной эмиссией шума и хорошим сцеплением, — поделился опытом зампредседателя правления АО «НК «КазАвтоЖол» Дархан Саканов. — Также были применены специальные технологии для предупреждения образования дефектов в зоне стыка бетонных плит».

Ранее представители АО «Китайская железнодорожная строительная корпорация» (CRCC) сообщали, что цементобетонное покрытие подходит для большинства климатических зон Китая, некоторые из них схожи по погодным условиям с российскими регионами. В зависимости от категории дорог расчетный срок службы асфальтобетона в Китае составляет от 8 до 18 лет, а цементобетона — от 10 до 30 лет. В стране около 4,6 млн км дорог с цементобетонным покрытием.

Цементобетонные дороги в Сибири

Начальник департамента по инвестиционной политике и территориальному развитию аппарата полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе (СФО) Иван Гончаров рассказал, что сейчас стоит задача по продлению автомобильного транссиба: принято решение о строительстве трассы от Казани до Тюмени, которая будет продолжена дальше на восток. Также в Сибири сейчас активно ведется строительство обходов городов. «Нам важно, чтобы лучшие технологии и практики мы могли применять у нас в Сибири, чтобы реализовать те задачи, которые перед нами поставлены», — подчеркнул он.

Замначальника ФКУ «Сибуправтодор» Юрий Симонов сообщил, что в ведении управления находится 623 км цементобетонных дорог, что составляет 33% от всей протяженности дорожной сети. «Среди наиболее крупных проектов — восточный обход Новосибирска протяженностью порядка 84 км, который будет иметь цементобетонное покрытие. В настоящее время реализуется первый этап», — добавил спикер.

В Новосибирской области достаточно много дорог в бетонном исполнении, подтвердил министр транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолий Костылевский. «Наш источник сырья — Искитимский цементный завод, который находится у нас под боком. Предприятие предоставляет цемент высокого качества, его и используем», — отметил министр.

Фото: АО «Новосибирскавтодор»
Фото: АО «Новосибирскавтодор»

По словам и.о. начальника управления по качеству и технологиям АО «Новосибирскавтодор» Дмитрия Денисенко, предпосылкой к применению цементобетона послужил рост интенсивности движения, снижающий срок службы покрытия. Поэтому перспективным решением спикер назвал применение жестких дорожных одежд. Расчеты компании показывают экономическую целесообразность строительства дорог из цементобетона в долгосрочной перспективе.

К проблемным аспектам он отнес необходимость устройства площадок для складирования инертных материалов и применение узких фракций щебня. Все это решаемо при использовании передовых технологий. За 17 лет работы с цементобетоном «Новосибирскавтодор» построил более 300 км таких дорог.

В Кемеровской области исторически сложилось так, что дорожники не применяли цементобетонные покрытия, но основания из укатываемого цементобетона уже используют более 50 лет при обустройстве дорог первой и второй категорий.

Как отметил директор ООО «Кузбасский центр дорожных исследований» Олег Афиногенов, представители отечественной дорожной отрасли сдерживают развитие инновационных технологий в РФ, продолжая отдавать предпочтение асфальтобетону, несмотря на то, что он «исчерпал себя как материал с учетом текущих требований к дорогам и фактического качества битума».

Содержание
Закрыть