Экспертиза , Новосибирск ,  
0 

Ценовые зоны теплоснабжения: инвестиции превысили 46 млрд рублей

Сейчас к ценовым зонам теплоснабжения в России отнесены 38 городов, четыре из них - миллионники. Все фото: sibgenco.online
Сейчас к ценовым зонам теплоснабжения в России отнесены 38 городов, четыре из них - миллионники. Все фото: sibgenco.online
На новую долгосрочную модель ценообразования уже перешли 38 городов России. Объем планируемых инвестиций в системы теплоснабжения в пять раз больше произведенных — 285 млрд руб. О результатах и точках роста — в статье
Привлечение частных инвестиций в обновление и развитие систем теплоснабжения городов в российских реалиях остается одной из первоочередных задач. «Требуется рост темпов обновления в три-четыре раза выше сложившегося уровня, и это касается не каких-то отдельных городов, а страны в целом», — констатировал ранее заместитель министра энергетики РФ Павел Сниккарс (цитата по ria.ru).
Планируемый объем инвестиций в модернизацию систем теплоснабжения в городах, отнесенных к ценовой зоне теплоснабжения, составляет более 285 млрд руб. за 10-15 лет, что в 2,6 раза превышает объем инвестиций, который был бы осуществлен на этих территориях без перехода в ценовые зоны теплоснабжения.
Уже на первом этапе функционирования ценовых зон теплоснабжения (2019-2022 гг.) совокупный фактический объем инвестиций в модернизацию систем теплоснабжения за период составил более 46 млрд руб.
Сейчас к ценовым зонам теплоснабжения в России отнесены 38 муниципальных образований в 18 субъектах страны. Четыре муниципалитета — Новосибирск, Самара, Красноярск, Пермь — города с численностью населения более 1 млн человек. Отличительной особенностью населенных пунктов, отнесенных к ценовым зонам, является снижение эффективности и надежности теплоснабжения из-за плохого состояния теплосетей в этих городах. Поэтому более 50% от общих инвестиций в модернизацию теплоснабжения здесь направляют именно на теплосети.
Модель долгосрочного тарифного регулирования поможет привлечь инвестиции в теплосетевое хозяйство
Модель долгосрочного тарифного регулирования поможет привлечь инвестиции в теплосетевое хозяйство
Еще в отношении не менее 15 муниципальных образований органами местного самоуправления и едиными теплоснабжающими организациями проводится работа по отнесению их к ценовым зонам теплоснабжения.
46,8% теплосетей в России старше 30 лет, сообщает Минэнерго в ежегодном отчете о состоянии теплоэнергетики. Объем замены теплосетей недостаточен: например, за 2021 год в России заменили всего 3,24 тыс. км, а это меньше 7 % требуемых объемов замены.

Уже шесть лет в России действует закон N 279-ФЗ от 29 июля 2017 г., утвердивший новый принцип формирования тарифов на тепло, новый формат долгосрочных тарифных решений — введение ценовых зон теплоснабжения. «Задача модели — привлечение масштабных инвестиций в обновление и развитие систем теплоснабжения российских городов, что в среднесрочной перспективе позволит повысить надежность и качество теплоснабжения, а также улучшить экологическую обстановку», — объясняют в Минэнерго.

Ценовая зона теплоснабжения предусматривает отказ от государственного регулирования тарифов единых теплоснабжающих организаций. Вместо этого конечная цена на тепловую энергию устанавливается по соглашению сторон, но не выше предельного уровня, установленного на несколько лет и контролируемого государством.

«Альтернативной котельной» метод называют, так как при расчете цены на тепло за основу берется стоимость строительства нового современного источника тепла, подключения к нему потребителей и дальнейшего его обслуживания. На основе этих затрат утверждается предельный уровень для всех источников в городе, дороже которого продавать тепло нельзя, а дешевле — можно.

Инструмент позволяет инвестору на перспективу планировать долгосрочные вложения в отрасль. Коэффициент роста платы за тепло зависит от объема инвестиций, необходимых региону и в каждом случае определяется индивидуально.

Директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов уверен, что метод ценовых зон в России доказал свою продуктивность, на данном этапе уже можно говорить о позитивных эффектах. «Нерационально сохранять на долгосрочную перспективу вложение бюджетных средств в инфраструктуру, которая способна самостоятельно генерировать доход. Бюджетная поддержка — это нужная, но все-таки временная мера, — говорит Долматов. — На этом фоне ценовые зоны теплоснабжения выглядят более устойчивыми, независимыми и стабильными в плане обеспечения финансовым потоком на будущее».

Миллионники и малые города

Крупные города и небольшие поселения входят в ценовую зону со своими задачами.

Проблема, которую решает механизм долгосрочного тарифного решения, одна — многолетнее недофинансирование обновления теплосетевой инфраструктуры.

Независимый эксперт в сфере теплоэнергетики Сергей Бухаров приводит в пример двухмиллионный Новосибирск; главная особенность города — это текущее состояние тепловых сетей, степень их «запущенности», при этом тепловые сети являются одними из самых протяженных в стране.

За 2018-2022 годы Сибирская генерирующая компания (СГК) заменила в Новосибирске 198 км тепловых сетей по ремонтным и инвестиционным программам. Но основная часть — это текущий ремонт, а не превентивная перекладка коммуникаций.

Особенность Новосибирска в протяженности тепловых сетей и их высокой степени износа
Особенность Новосибирска в протяженности тепловых сетей и их высокой степени износа

«В Новосибирске не получится как в Рубцовске в 2018 году, когда за лето перекопали практически весь город, тут другой масштаб, — констатирует Сергей Бухаров. — Срок возврата инвестиций в теплоснабжении от 7-8 восьми лет для источников, до 12-15 лет для сетей. И инвестиции, особенно для случая с Новосибирском, нужны очень большие». Еще одна особенность города — большое число ЦТП, которые оттягивают средства у теплосетей, но помогают более гибко настраивать систему подачи тепла.

Илья Долматов отмечает, что в Новосибирске именно новый механизм работы позволил увеличить темпы модернизации по сравнению с предыдущими периодами.

С 2022 года СГК начала 10-летнюю программу модернизации магистральных теплосетей. Уже в первый год действия программы количество теплосетей в критическом состоянии уменьшилось. Работы по модернизации 12 км тепломагистралей, проведенные в 2022 году, позволили СГК уменьшить объем собственных теплотрасс в критичном состоянии на 14%.

Цифровизация ЦТП, которую СГК начала в 2022 году, уже позволила сократить на 700 тыс. тонн объемы потерь теплоносителя (подпитки) в отопительном периоде 2022/2023 по сравнению с предыдущим отопительным периодом.

В 2023 году СГК приступила к реализации 10-летнего концессионного соглашения по эксплуатации и реконструкции муниципальных теплосетей и котельных Новосибирска — в объеме 4,9 млрд рублей. Суммарные вложения энергохолдинга в теплоснабжающую инфраструктуру города достигнут за десятилетний период 20,9 млрд рублей.

В 2023-м планируемый объем инвестиций в муниципальные теплосети составит 1,5 млрд рублей, в том числе 676 млн — в перекладку теплосетей. Сопоставимый объем средств предусмотрен на реконструкцию 61 центрального теплового пункта (ЦТП). До конца года СГК планирует провести модернизацию, техническое перевооружение и реконструкцию 9,4 километра теплоснабжающих коммуникаций, принадлежащих муниципалитету, а также другой инфраструктуры города.

Всего в 2023 году СГК меняет в Новосибирске около 20 км тепловых сетей на 31 участке. Для сравнения, в 2021 году меняли немногим более 2 км тепломагистралей.


Модель ценовых зон теплоснабжения актуальна для городов независимо от численности их населения, отметил Сниккарс. Для небольших городов модернизация теплосетевой инфраструктуры по такому методу — это не только способ решить проблемы с рвущимися теплосетями, но и возможность ощутимо улучшить экологическую обстановку.

Население города Куйбышева в Новосибирской области — 42 тыс. человек. Тепло поступает от Барабинской ТЭЦ (СГК). Износ теплосетей — почти 76%, при этом изначально в Куйбышеве действует закольцованная система теплоснабжения, одна труба подает теплоноситель сразу на две трети домов города.

Барабинская ТЭЦ снабжает теплом город Куйбышев Новосибирской области
Барабинская ТЭЦ снабжает теплом город Куйбышев Новосибирской области

Любой серьезный дефект на трубопроводе в сильный мороз может поставить под вопрос безопасность значительной части жителей города — свыше 20 тысяч человек. Еще одна проблема Куйбышева — несколько старых чадящих угольных котельных, которые засыпают копотью прилегающие районы.

С 2022 года город перешел в ценовую зону, тарифное регулирование по «альткотельной». По соглашению, СГК инвестирует в развитие системы теплоснабжения города до 2026 года 573 млн руб., в том числе заменит четыре неэффективные угольные котельные и 5 км теплосетей. В 2023 году по инвестпрограмме, капитальному и текущему ремонтам энергетики заменят в Куйбышеве около 1,5 километра коммуникаций.

Одна из проблем таких малых городов, констатирует Илья Долматов, неудовлетворительное состояние тепловых активов и отсутствие перспектив по росту спроса на ресурс. «В прошлом году Минэнерго были доработаны правила расчета цен, но необходимо оценить, приведут ли они к реальному продвижению механизма на таких сложных территориях, и работать над совершенствованием механизма и далее», — говорит эксперт.

Сергей Бухаров также называет распространение этого механизма на малые поселения, с населением менее 100 тыс. человек основной точкой роста механизма ценовых зон. «Главная проблема здесь — неготовность администраций и теплоснабжающих организаций в малых населенных пунктах, — заявляет он. — Это неполное понимание степени ответственности, накладываемой на теплоснабжающую организацию, за свои действия, за организацию работы, за применяемые методы систем теплоснабжения, начиная с подходов к разработке схем теплоснабжения».

Для тех территорий, которые уже стали ценовыми зонами, продолжает Долматов, важно качество разъяснительной работы с людьми.

«Крайне важно, чтобы у общественников и политических деятелей не возникало соблазна использовать тарифный рост в качестве аргумента неэффективности механизма, — отмечает эксперт. — Люди должны видеть, что их платежи по теплу идут на развитие инфраструктуры, наблюдаются ощутимые результаты».

Суммарные вложения энергохолдинга в теплоснабжающую инфраструктуру города достигнут за десятилетний период 20,9 млрд рублей без учета НДС
Суммарные вложения энергохолдинга в теплоснабжающую инфраструктуру города достигнут за десятилетний период 20,9 млрд рублей без учета НДС

Вопрос с тарифами

Энергетические компании не заинтересованы в росте тарифов на тепло при переходе к расчету по принципу ценовых зон теплоснабжения, отметила в беседе с РБК Новосибирск директор по развитию теплового бизнеса СГК Екатерина Степина.

«Для нас, как и для любого инвестора, крайне важна предсказуемость — знать, какова будет цена на услуги. Это позволяет планировать вложения: мы знаем, что никто не вырежет в следующем году из тарифа суммы, которые в прошлом году в нем были учтены», — объясняла она.

В СГК рассказали, что в соответствии с соглашением об исполнении схемы теплоснабжения города Новосибирска, ежегодный рост цены на тепловую энергию для потребителей ООО «НТСК» и АО «СИБЭКО» составляет ИПЦ (индекс потребительских цен) + 2,9%. При этом на сегодняшний день стоимость тепла в Новосибирске остается самой низкой среди российских городов — миллионников — 1 873,09 руб./ Гкал (для систем теплоснабжения с преобладанием угля).

В Куйбышеве рост цен на тепловую энергию, в соответствии с соглашением об исполнении схемы теплоснабжения города Куйбышева, для потребителей АО «СИБЭКО» рост рассчитывается по формуле ИПЦ +4% (1 812,41 руб./ Гкал), для потребителей ООО «Энергетик» — ИПЦ + 2,9% (2 680,80 руб./Гкал).


Турбулентность последних лет приводит к необходимости поиска новых решений. «В последние годы крупные риски возникли почти в каждом городе: никто не предполагал пандемию, удорожание металла, февральскую ситуацию, — рассказывает Степина. — И то, что будет происходить с кредитами, с инфляцией. Когда мы заходили, в расчетах предполагали, что окупаемость проектов — это инфляция +2,9% по Новосибирску. Но тогда по 2022 году вышло бы 16,8% — это тот рост цены, который позволил бы окупить вложения. Но мы понимаем, что это непосильный рост для потребителей. Будем корректировать свои расчеты, оптимизировать затраты. Это не говорит о том, что мы сократим объемы своих инвестиций. Этого мы очень хотели бы избежать».

Перспективы модели

В планах Минэнерго РФ — увеличить число регионов, перешедших на долгосрочное тарифное регулирование по методу ценовых зон хотя бы в одном поселении до 65 регионов к 2035 году.

«Минэнерго проводит анализ работы ценовых зон теплоснабжения и разрабатывает меры по совершенствованию модели, чтобы сделать ее привлекательной для большего количества городов, — отмечает Павел Сниккарс. — Поэтому можно рассчитывать на то, что со временем все регионы перейдут на эту модель».

Сергей Бухаров уверен, что как любой новый инструмент, модель ценовых зон теплоснабжения будет требовать «доналадки» и в дальнейшем, например, в прошлом году были внесены изменения в правила определения нерегулируемой цены.

При этом, кроме инвестиций, важен и подход теплоэнергетиков. «Альткотельная» — это инструмент привлечения инвестиций в теплоснабжение, гарантирующий инвестору возврат вложенных средств, деньги важны, но их наличие не единственное условие, — резюмирует Бухаров. — Важна организация процесса — от критериев выбора объектов, до выбора подрядчиков, организации поставки материалов, до собственно организации работ».

Инновации Наука и прорывные технологии: чем запомнился «Технопром-2023»
Содержание
Закрыть