От первого лица , Новосибирск ,  
0 

Интервью: о рынке цемента, инерции и возвращении госконтроля

Все фото: пресс-служба АО «ХК «Сибцем»
Все фото: пресс-служба АО «ХК «Сибцем»
Как сохранить цементную отрасль, почему растет себестоимость продукции и за счет чего удалось предотвратить резкий спад производства – в интервью с первым вице-президентом АО «ХК «Сибцем» Геннадием Рассказовым

— Что сейчас происходит на рынке цемента? Как чувствует себя холдинг в период экономической турбулентности?

— Кризисные явления всегда сказываются на цементной промышленности: при сопоставлении уровня ВВП и спроса на цемент прослеживается зависимость с отставанием в динамике на 6-9 месяцев. Таким образом, наша отрасль остается своего рода маркером состояния экономики России в целом.

С января по август на пяти заводах холдинга произведено 3,6 млн тонн цемента — на 2% больше, чем за восемь месяцев прошлого года. По предварительным данным, всего в 2022-м выпустим 5,07 млн тонн, что на 2% ниже уровня 2021-го.

Если говорить об основном для холдинга рынке — а это Сибирский федеральный округ в его прежних границах (с учетом Бурятии и Забайкалья)  — потребление цемента здесь за восемь месяцев упало к аналогичному показателю прошлого года на 3% — до 4,5 млн тонн. Отгрузки «Сибцема» в адрес потребителей макрорегиона наоборот выросли на 2,7%. Такого результата удалось достичь вопреки падающему спросу и напряженной конкурентной борьбе, которую ведут более 20 производителей, реализующих цемент в Сибири.

Холдинг «Сибирский цемент» производит около 9% от всего цемента, выпускаемого в России. В структуре компании пять цементных заводов общей мощностью 9 млн тонн в год. Продукция реализуется по всей стране. Основной регион сбыта — Сибирь, Бурятия и Забайкалье. Холдинг выпускает широкую линейку цементов — 21 вид продукции. Ассортимент постоянно расширяется.

— Сколько цемента потребили за девять месяцев в России? Удалось ли избежать резкого спада?

— За девять месяцев потребление цемента в нашей стране достигло 48,3 млн тонн, уровень января-сентября прошлого года превышен на 4,5%. Однако к декабрю рост, заложенный в конце 2021-го — начале 2022-го, будет «съеден» в лучшем случае до нуля. Конечно, в апреле-мае мы ожидали худшего сценария, но благодаря активной работе федеральных и региональных властей, поддержавших строительный рынок в непростое время, существенного спада удалось избежать. Это было правильным решением: строительство «тянет» за собой более 40 отраслей народного хозяйства, а значит, требует особого внимания.

По итогам девяти месяцев 2022 года Центральный федеральный округ продемонстрировал рост потребления цемента на 5%, Северо-Западный — на 4%, Южный — на 2%. Наибольшие показатели у Северо-Кавказского (+11%) и Дальневосточного (+14%) округов. В Сибири зафиксировано снижение (-3%). Наибольший спад отмечен в Красноярском крае (-14%). Новосибирская область показала +2% к аналогичному периоду прошлого года.

— Вы упомянули о росте, зафиксированном в конце 2021-го. Прошлый год в целом был успешным для отрасли?

— По итогам 2021 года средняя загрузка мощностей российских цементных заводов составила 57%. Общий объем потребления цемента в стране — 60,8 млн тонн цемента, аналогичный показатель 2020-го — 55,9 млн. Таким образом, рынок показал положительную динамику, но так и не достиг рекордных для новейшей истории России значений 2014 года, когда спрос оценивался в 71,8 млн тонн.

Пока мы не видим предпосылок, позволяющих говорить о скором улучшении ситуации. Обозначенные президентом РФ задачи по росту объемов жилищного строительства до 120 млн квадратных метров в год к 2024-му, а также по увеличению до 35% доли ввода в эксплуатацию дорог с цементобетонным покрытием к 2025-му, вероятно, не будут решены в полном объеме. А значит, и потребность в цементе не станет существенно больше.

Один из важных индикаторов состояния экономики страны — потребление цемента на душу населения. В РФ за 2021 год этот показатель составил 420 кг, в Казахстане — 620 кг, в Китае — 1 630 кг.

— Компания продолжает модернизацию производств? В условиях санкций и ограничений выполняются необходимые ремонты?

— Нам удалось решить большую часть проблем, связанных с приобретением импортной техники, деталей, запасных частей, материалов. При этом значительно выросла стоимость многих контрактов, изменились сроки поставок. Все это привело к тому, что в текущем году на ремонты и техобслуживание оборудования мы потратим на 67% больше средств, чем в 2021-м. Всего на эти цели направим более 4,3 млрд. руб. Финансовые ресурсы, запланированные на модернизацию предприятий, оцениваем в 8,2 млрд руб.

Даже сейчас — в условиях беспрецедентных западных санкций–холдинг не отказывается от проектов по переоснащению производств. Если мы не будем вкладывать средства в техническое перевооружение своих предприятий, то не сможем быть эффективными, обеспечивать потребителей высококачественными цементами.

— Удорожание соответствующих проектов сказывается на цене цемента и стоимости квартир в новостройках?

— До сегодняшнего дня, пожалуй, ни одна отрасль не сдерживала рост цен так, как наша. В 2021 году стоимость цемента для потребителя была всего на 9% выше, чем в далеком 2008-м. За то же время электроэнергия подорожала на 120%, дизельное топливо — на 250%, железнодорожный тариф вырос на 136%. Другими словами, цементники субсидировали строительный комплекс: его динамичное развитие помогло бы нам выжить, нарастить объемы производства. Однако пока этого не происходит: по сути производители цемента остаются заложниками низкого спроса и высокой промышленной инфляции.

Что касается второй части вопроса, утверждение о том, что стоимость жилья на первичном рынке зависит от цены нашей продукции, – миф! Выше мы сравнивали, насколько изменилась стоимость разных составляющих себестоимости в 2021 году по сравнению с 2008-м. Так вот: квартиры в новостройках за тот же период стали дороже на 88%! Мои слова подтверждают и расчеты экспертов компании CM PRO. По их информации, доля цемента в объеме работ по виду деятельности «Строительство» в денежном выражении в 2021 году составила всего 2,5%.

— Вы сказали, что цементная отрасль по сути субсидировала строительный комплекс. А сами цементники ждут поддержки?

— Мы не ставим вопрос об особых преференциях или государственной помощи отдельным предприятиям. Но говорим о системных мерах, которые позволят сохранить отрасль и обеспечить важнейшие стройки страны качественной продукцией. В частности, продолжаем настаивать на том, что ключевая ставка ЦБ РФ не должна превышать 2% с соответствующим интенсивным кредитованием от всех системных банков по ставке не более 4-4,5% годовых. Кроме того, промышленные предприятия нуждаются в проектных кредитах, предоставляемых минимум на 10 лет с субсидированием процентной ставки до уровня не выше 2%. Важно поддержать темпы ипотечного кредитования с установлением ставки не более 2-3%, на льготные программы — 1%. При этом следует рассмотреть возможность увеличения лимитов по ипотечным займам в два раза.

АО «Искитимцемент» (управляющая компания – АО «ХК «Сибцем»)
АО «Искитимцемент» (управляющая компания – АО «ХК «Сибцем»)

Производство цемента — инерционная, энерго— и капиталоемкая отрасль. Чтобы увеличить объемы выпускаемой продукции, запустить простаивающее оборудование, заводам требуется от одного года до трех лет. Поэтому для нормального функционирования предприятиям необходим обоснованный прогноз потребления цемента в горизонте от трех лет. Судите сами: если мы произведем много строительного материала и потом не сможем его продать, компания не компенсирует затраты на ремонты, приобретение сырья, другие издержки. В итоге увеличится себестоимость продукции, упадет доходность. Негативным окажется и сценарий, при котором спрос превысит предложение. На рынке возникнет дефицит качественного цемента, восполнить его в сжатые сроки вряд ли получится.

Стратегически важным для России считаем и строительство дорог с цементобетонным покрытием. Положительный эффект от реализации соответствующих проектов почувствует не только цементная отрасль, но и многие другие.

— Почему так считаете?

— Качественные и безопасные автомобильные дороги необходимы для развития экономики страны. Если появится альтернатива железнодорожным перевозкам, РЖД вынуждена будет повышать свою эффективность, активнее инвестировать в расширение инфраструктуры. Нужно сказать и о том, что трассы, возведенные с использованием цементобетона, служат до полувека, ремонт им необходим лишь раз в 10-12 лет. Кроме того, для таких дорог не потребуется вводить ограничения по массе транспортных средств и нагрузкам на ось, что заметно удешевит автодоставку товаров.

Строительство цементобетонных дорог целесообразно и с точки зрения безопасности: они обеспечивают высокое сцепление, лучшую видимость и снижение потребления топлива.

— Другая актуальная проблема — фальсификат на строительном рынке. По вашим данным, его количество растет?

— В прошлом году в рамках «регуляторной гильотины» был фактически упразднен государственный контроль за оборотом отдельных видов строительных материалов, в том числе цемента. Мы с коллегами по отрасли и производителями других стройматериалов провели большую работу, чтобы вернуть Росстандарту соответствующие полномочия. На данный момент Минпромторг готовит необходимые поправки в федеральный закон о техническом регулировании. Пока они не приняты, ситуация остается сложной.

Недобросовестные поставщики стали активнее, когда поняли, что им ничего не угрожает. И количество фальсификата выросло. По приблизительным расчетам, в СФО оно увеличилось на 20-25% к уровню прошлого года. Показательны и отдельные примеры. Скажем, в Новосибирской области недавно широкую огласку получил случай, когда при реконструкции школы подрядчик использовал поддельный цемент неизвестного состава и происхождения, расфасованный в мешки с маркировкой «Сибцема». Трудно даже представить, каким оказалось бы качество объекта, который предназначен для детей, следовательно, должен отвечать самым строгим требованиям…

Надеемся, государственный контроль будет восстановлен в ближайшее время. Нельзя забывать: от качества цемента зависит надежность и долговечность возводимых его использованием сооружений, а от стабильного функционирования отрасли в целом — экономическая безопасность нашей страны.

От первого лица Интервью: «С уходом Booking.com наш отель стал зарабатывать больше»
Содержание
Закрыть