— Правительство предпринимает законодательные меры, стимулирующие развитие ТИМ/BIM-технологий в России. Как вы относитесь к такой инициативе, какие эффекты это даст?
— Первая попытка добиться масштабного внедрения ТИМ в России была в 2016 году, но BIM-разработчиков тогда не хватало и проектные организации оказались не готовы к новым изменениям. Сейчас мы видим, что как минимум ТОП-30 девелоперов России набрали проектировщиков, освоили технологии и вполне могут приступить к работе. Уже есть примеры зданий, целиком построенных на ТИМ.
Команда WE-ON GROUP входит в технический комитет ТК505 «Информационное моделирование» при Минстрое, сформированный Росстандартом и «ДОМ.РФ». Мы разрабатываем единые TИМ стандарты для работы по всей России. После принятия закона об обязательном внедрении ТИМ/BIM-технологий профит будет понятен всем сторонам рынка. Законопроект зафиксирует требования к информационным моделям на уровне государства, они будут унифицированы. Сейчас у каждого девелопера свои стандарты и проектировщикам приходится подстраиваться под каждый новый проект.
Поэтому, как только закон будет принят, большинство игроков рынка его появление воспримет «в штыки». Потому что многим из них придется переходить на другое ПО и осваивать новые системы BIM-проектирования. Но в конечном итоге все придет в равновесие.
Когда работы велись на 2D моделях, было слишком много дополнительных согласований и упущенных возможностей. Трехмерная информационная модель позволяет заглянуть в любой уголок здания, максимально эффективно использовать пространство, оптимально разместить все коммуникации и избежать ошибок и переделок. Все это дает существенное сокращение сроков работ на стройках.
Девелоперы и проектировщики смогут четко планировать бюджеты и сроки, нивелировать риски и использовать все возможности. Потом эту же готовую модель получат и эксплуатирующие организации. Им будет доступна вся история проекта с первого дня, поскольку она хранится в информационной модели. И у них не будет возникать вопросов, почему это здание построено именно так и как быстро осуществлять ремонт и обслуживание любых инженерных и прочих систем. Проект станет цельным — от концепции до ввода в эксплуатацию.
BIM (англ. Building Information Model или Modeling) — это информационная модель зданий и объектов инфраструктуры. ТИМ — это российский вариант термина BIM. Аббревиатура расшифровывается как технологии информационного моделирования.
В цифровой модели, спроектированной с применением технологий информационного моделирования, содержится информация о геометрии конструкций, включая сметы и документацию для последующих этапов объекта. На этих этапах BIM-модель изменяется и наполняется необходимыми сведениями.
В России с 1 января 2022 года использование технологий информационного моделирования (ТИМ/BIM) для всех объектов капитального строительства с государственным участием стало обязательным. С 2023 года его планируют сделать обязательны и для коммерческого жилого строительства: Минстрой разрабатывает проект постановления. Это позволит удешевить стройку, повторно использовать уже разработанные проекты и модели в других регионах и сделает продукт более понятным для банков. ДОМ.РФ разрабатывает предварительный национальный стандарт (ПНСТ), который будет содержать требования к информационным моделям жилых зданий
— Установлены ли сейчас единые требования к информационным моделям?
— На сегодня уже есть Постановление Правительства РФ № 87, в котором содержатся нормы ТИМ-разработки проектной документации. Но эти требования пока носят лишь рекомендательный характер. Поэтому во многих ведомствах, например, в Госстройнадзоре, информационные модели пока не используют. Но это опять же вопрос введения тех самых обязательных к исполнению нормативов.
— Есть ли сейчас в России единая нормативная база для перехода на ТИМ?
— У нас принят официально утвержденный свод правил СП333 по информационному моделированию в строительстве, он был составлен в 2017 году и носит рекомендательный характер. К тому же, есть один нюанс — между строк данного документа читается, что он базировался на Autodesk Revit, создатели которой заявили о приостановке работы в России. Для этого существует наш комитет ТК505, чтобы написать единые требования без привязки к конкретному софту.
— А как обстоит дело с импортозамещением в части программного обеспечения (ПО) под ТИМ?
— Российское ПО есть, и сейчас, многие госкорпорации начали его стремительно закупать. Реализация простых проектов на нем возможна. Пока некоторые компании продолжают работать в Autodesk Revit, но полноценные российские аналоги появятся — это вопрос времени.
У WE-ON GROUP есть и собственные решения. С 2019 г. мы стали резидентами «Сколково», поскольку еще тогда начали разработку серии ПО для работы в сфере BIM. Для автоматизации процессов мы создали программу Nika DRIVE. Есть также инструмент для контроля над процессом информационного моделирования Nika MOTION. Он стал базой для более масштабной программы, аналогов которой в мире мы пока не нашли, но на данный момент оба продукта работают в Autodesk Revit.
Это серверное программное обеспечение, которое может полностью контролировать весь рабочий процесс. Мы внедрили его в своей компании и успешно тестируем. Принцип работы следующий: информация в реальном времени собирается с компьютеров пользователей и отображается в web-интерфейсе.
Далее происходит анализ эффективности результатов каждого сотрудника, сравнение методов и инструментов, которыми они пользуются, и предложение оптимизировать процесс для достижения максимального результата. Преимущество продукта в том, что он полностью автоматизирован, люди никак в работе не участвуют. Только получают отчеты и рекомендации.
Именно благодаря этим разработкам WE-ON GROUP была приглашена в «Сколково» и выполняет исследования и разработку по направлению «стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение».
— Сформирован ли в России рынок заказчика, все ли понимают эффекты от BIM-проектирования или оно остается модным словечком?
— Девелоперы прекрасно осознают и эффекты, и цели. Генподрядчикам сложнее, поскольку у каждого заказчика — свои стандарты и им приходится подстраиваться под разные требования. Из-за этого только треть крупных строительных компаний пока готова к переходу на ТИМ. Но когда будут приняты единые стандарты, наконец, сбудется наша мечта и по стройплощадке будут носить планшет, а не не чертежи на бумаге. Причем, если раньше говорили, что у мобильных устройств мало памяти и они «не потянут» тяжелое ПО, то с появлением облачных технологий любую программу и модель можно открыть даже с телефона.
Если брать Сибирь в целом, здесь есть девелоперы, которые были первопроходцами BIM в регионах, этот пример проник в практику. Скажем так, топовые 15 сибирских застройщиков явно заинтересованы во внедрении ТИМ.
— Достаточно ли в России специалистов по BIM, все ли проектные организации умеют работать с информационным моделированием?
— Есть дефицит BIM-менеджеров, которые не только знают, где и какую кнопку нажать, но и как правильно выстроить логистическую цепочку построения модели.
После бума BIM-технологий, люди, которые имели хоть какой-то опыт, могли найти работу за пару дней. Нам проще искать проектировщиков: у нас есть интересные и более тяжелые модели. Если говорить по рынку в целом, дефицит кадров сохраняется, но ситуация прогрессирует.
— Как вы считаете, достаточно ли развиты программы обучения BIM-проектированию в ВУЗах?
— Есть факультеты в НГАСУ (Сибстрин) и других университетах, программы сформированы. Сейчас пока каждый ВУЗ обучает по-своему. Когда появится единая обязательная нормативная база, то будет применяться более универсальный стандарт обучения. Сейчас же многому приходится учить уже после трудоустройства.
Мы ищем технически грамотных инженеров и готовы сами их обучать. Для этого мы даже открыли общеобразовательную программу по BIM-проектированию BIM CAMPUS. Это бесплатная онлайн-платформа, в основном, рассчитанная на студентов. Лучшим мы предлагаем сотрудничество, но и другие выпускники смогут применить полученные знания на рынке. Пока мы никого не обязываем заключать с нами контракт.
По работе в Новосибирске мы видим хороший отклик. Набирать первых людей в Новосибирске мы начали пару лет назад в пору пандемии, они работали удаленно. Потом пришло понимание, что важна личная коммуникация. Сейчас здесь работает семь проектировщиков, планируем увеличить число специалистов до двухсот человек к концу 2023 года.
— Что больше всего ценят сотрудники WE-ON GROUP?
— Работа в WE-ON — это комфортная для профессионалов среда и сильная корпоративная культура. Мы предлагаем ДМС, хороший соцпакет. Много внимания уделяем спорту. Сейчас у компании есть команды по легкой атлетике, футболу и волейболу. Для всех желающих еженедельно проходят занятия по йоге с профессиональным тренером. В компании много традиций – это, например, регулярные прямые диалоги с руководством.
В WE-ON GROUP работает более 250 человек и при этом два собственника, я и мой партнер Кирилл Чебаков, который является еще и генеральным директором Компании — даем каждому сотруднику возможность пообщаться с нами, задать вопросы и получить обратную связь. Мы воспринимаем такой диалог как постановку задач руководству от сотрудников, они тоже управляют компанией, ощущая себя полноправными участниками рабочего процесса, а не простыми исполнителями. Инициатива в WE-ON GROUP обязательна. Один из основных принципов — у нас нет чужих задач. Этот постулат много в себе содержит.
— Почему в качестве города для открытия филиала WE-ON GROUP был выбран Новосибирск?
— Мы посмотрели на местные проекты с точки зрения технических решений, увидели реализованные комплексы и по достоинству оценили их качество. У местных компаний высокий уровень.
Мы считаем Сибирь перспективным регионом. Много проектных компаний имеют в Новосибирске офисы и филиалы, а объектов и площадок, готовых работать и принимать новейшие цифровые технологии, в Новосибирске больше, чем в том же Санкт-Петербурге. Благодаря внедренному формату удаленной работы люди начали активно возвращаться в регионы. Это способствует развитию тенденции работать не только на столицу и московских девелоперов, но и активно развивать рынок в городах-миллионниках.
— Какие проекты в портфеле WE-ON GROUP в Новосибирске?
— У нас уже есть проекты в работе, но пока мы не можем о них рассказывать. Спрос на BIM-проектирование у местных компаний очень высокий и мы видим большие перспективы развития в вашем регионе.
— Расскажите, с чем был связан ребрендинг, каковы приоритеты для компании сейчас?
— Раньше компания называлась «Инженерное дело». Ребрендинг был нужен из-за того, что мы переросли в Группу Компаний и расширился спектр предоставляемых услуг. Изначально мы были классическими проектировщиками, но с конца прошлого года появилось также направление консалтинга и экспертизы.
Мы открыли собственную компанию WE-EXPERT и получили лицензию в Минстрое на проведение собственной негосударственной экспертизы проектной документации. Следующим этапом стала услуга WE-SUPERVISION — это авторский надзор за строительным процессом при помощи информационной модели.
Поскольку мы видим все изменения в стройке в реальном времени, нам доступна вся геометрия здания целиком, то удается делать и качественную разработку проектной документации. И, наконец, в феврале мы создали подразделение WE-SWAP. Оно занимается столь актуальными сейчас задачами импортозамещения в вопросах поставок оборудования. Мы подбираем аналоги, наиболее точно отвечающие проекту из ассортимента доступного для использования в РФ.
— Российские производители способны закрыть рынок?
— Да, вполне. Многие стройматериалы и комплектующие изготавливаются у нас. Но в связи с тем, что компании не были готовы к такому ажиотажу, многим просто не хватает мощностей и выстраиваются очереди на предзаказ. Поэтому иногда быстрее и дешевле искать достойные аналоги ушедшей из РФ продукции в Азии и Индии.
— Какое оборудование в дефиците?
— Мы видим острую потребность по узкопрофильному вентиляционному оборудованию в том числе для серверных и дата-центров (ЦОД). Есть дефицит по лифтам. Не в массовом сегменте, что ставят в стандартных жилых комплексах, а в премиальном, там, где требуются индивидуальная отделка, типоразмеры, стеклянные кабины и пол. Этот рынок оказался резко перегруженным.
— Как застройщики выбирают себе BIM-проектировщика?
— Конкуренция есть, но рынок не заполнен. Многие компании заявляют, что работают с BIM, но по факту информационная модель создается уже после создания двухмерных чертежей, а это несерьезно. Мы сначала разрабатываем информационные модели, на основании которых делаем потом всю проектную документацию. Поэтому нас часто выбирают по рекомендации.
Есть еще один важный нюанс. Часто проектировщики отказываются передавать потенциальному заказчику BIM-модель, опасаясь за свою интеллектуальную собственность, в которую вложены десятки миллионов рублей. Для наших новых заказчиков у нас есть виртуальные объекты которые мы готовы предоставить в качестве подтверждения нашего профессионального уровня в части информационного моделирования.
— В чем уникальность WE-ON GROUP?
— Мы знаем, как взаимодействовать со строителями и стройкой, не допускаем «оторванности» информационной модели от жизни. Наши потенциальные партнеры могут сами проехать по стройплощадкам и убедиться в этом.
И я, и мой партнер прошли путь от проектировщиков до учредителей собственной компании. Поэтому мы четко понимаем рабочий процесс. Заказчикам важно, чтобы у руля были именно специалисты, а не просто менеджеры.
WE-ON GROUP объединила лучших специалистов России, работающих с применением BIM-технологий над комплексной жилой и коммерческой застройкой. WE-ON GROUP является одной из первых в России выпустивших свое программное обеспечение для построения информационной модели объектов строительства NIKA.
Компания является одной из немногих, кто может выполнять государственные заказы или заказы с частью государственного финансирования в сфере проектирования. Благодаря этому, портфель проектов компании в 2021 вырос на 30%, а в объемах работ достиг 3 100 000 квадратных метров. Компания входит в ТОП-50 крупнейших проектировщиков многоквартирных домов.
В новый филиал в Новосибирске WE-ON GROUP приглашает инженеров-конструкторов, инженеров электроснабжения, инженеров отопления и вентиляции, BIM-координаторов, инженеров теплотехник ИТП, ЦТП, инженеров-проектировщиков систем водоснабжения и канализации.