Агентство недвижимости «Жилфонд» появилось в Новосибирске в 1997 году, когда рынок частной недвижимости только зарождался, а самой востребованной услугой была приватизация. В конце 90-х законодательство еще не сложилось, регистрация права на недвижимость была нотариальной, расчет за квартиры проходил исключительно наличными.
«Первая команда «Жилфонда» состояла из мужчин с высшим образованием, — рассказывает управляющий агентства Александр Чернокульский. — Дух «Жилфонда» был задан людьми образованными, интеллигентными, которые очень трепетно относились к клиентам. Тогда же сложился слоган «Главное в жизни — семья и дом». Заложенные 25 лет назад ценности сохраняются и сегодня».
Говоря о том, как в целом повлиял «Жилфонд» на рынок недвижимости, Чернокульский отмечает, что развитие и взрывной рост популярности ипотеки в Новосибирске — в том числе и заслуга агентства.
«Первая ипотечная сделка в Новосибирске была проведена в нашем агентстве. Мы с банками наладили стандарты взаимодействия, отработали единый пакет документов, что позволило максимально легко проводить ипотечные сделки. В регионе очень маленькая доля отказа в регистрации сделки и доля приостановок в регистрации, что подтверждает лидерство Новосибирской области в качестве подготовки сделок», — рассказывает Чернокульский.
С момента открытия «Жилфонд» развивался под запросы покупателей: открыли отдел аренды, затем направление загородной недвижимости. В 2012 году вышли на соседние Бердск и Барнаул. Спустя 25 лет у компании 140 офисов в более чем сорока городах России от Петропавловска-Камчатского до Калининграда.
У агентства — опыт успешной деятельности во время экономических кризисов. Управляющий сравнивает деятельность бизнеса в сложные годы с биатлоном, где выигрывает тот, кто оказался сильнее и упорнее на затяжном подъеме. «Мы сосредоточились на своих конкурентных преимуществах. Отлаженная внутренняя IT-инфраструктура помогла нам оперативно перейти на удаленную работу в условиях пандемии». — говорит Чернокульский. — Риелторская услуга стала более цифовой. Благодаря оптимизации бизнес-процессов мы перестроились и без ущерба для клиента стали работать удаленно».
От дискеты и медных проводов до IT-компании
Чтобы масштабироваться, нужна качественная система управления структурой. В «Жилфонде» изначально был взят курс на построение технологически связанной сети. Но 20 лет назад, практически в доинтернетную эпоху, одной из задач было оперативное распространение информации по всем офисам агентства о выставленных на продажу объектах.
«В 2001 году был открыт второй офис «Жилфонда» и данные между ними обновляли на дискете, — вспоминает Александр Чернокульский. — То есть, во-первых, база данных помещалась на дискете. Во-вторых, человек брал дискету и вез ее в другой офис. Этим человеком был я. Потом мы договорились с компанией электросвязи, и нам прямым медным проводом соединили два офиса. Мы поставили модемы с двух сторон и сделали связь между офисами на целых 2 мегабита. Связь в следующий офис — на проспекте Маркса — нам протянули через мост опять же прямым медным проводом».
Развитие IT-технологий помогло масштабировать бизнес и выставлять объекты на продажу максимально быстро, организуя сложные сделки.
IT-направленность «Жилфонда» позволила развиваться быстрее конкурентов. Компания формировалась как разработчик средств для управления агентствами недвижимости.
Говорить с клиентом на его языке
В конце 90-х Новосибирск был регионом, в который стягивались люди из других городов, из других стран, например, из Казахстана. Новостроек было мало — не считая редких зданий в центре и десятка домов в спальных районах. На продажу в основном выставлялись неприватизированные хрущевки.
«Благодаря активной рекламе «Жилфонд» не испытывал недостатка в клиентах, — вспоминает Александр Чернокульский. — В неделю риелтор проводил 3-4 сделки. В 2001-м году в офисах «Жилфонда» люди сидели в очереди и ждали, когда освободится риелтор, потому что сотрудник одновременно и отвечал на звонки, и обслуживал сидевшего перед ним покупателя. Высокий темп проведения сделок стал визитной карточкой агентства».
Сейчас в «Жилфонде» внедрена система, когда выбор жилья клиентом и оформление сделки может быть проведено за пять часов благодаря разумному распределению обязанностей риелтора, юриста, представителя агентства в МФЦ. В 2021 году по количеству сделок по данным Сбербанка «Жилфонд» занимает третье место в России.
«У нас есть амбиции стать первыми, — говорит Чернокульский. — Мы уже стали брендом на российском рынке. Те, кто занимается этой сферой профессионально, знают о нас. Клиенты советуют нас близким и друзьям, часто к нам приходят дети тех, кто двадцать лет назад покупал у нас свое первое жилье».
«Жилфонд» гибко реагирует на изменения предпочтений клиентов. Агентство внедрило практику предпродажного ремонта: в квартире, приобретаемой агентством для дальнейшей продажи, делается ремонт до уровня чистовой отделки. Первым объектом стала купленная с торгов квартира в состоянии «крайней усталости» в монолитном доме. Стены в ней очистили до бетона и заново покрыли шпатлевкой, поменяли окна и сантехнику, сделали пол и — выставили на продажу. Обновленную квартиру купили в ипотеку люди, у которых почти все свободные средства ушли на первоначальный взнос и средств на капитальный ремонт просто не было.
Бизнес как мотивация к действию
«Не нужно придумывать, как мотивировать людей, нужно брать изначально мотивированных», — цитирует классиков руководитель «Жилфонда» в ответ на вопрос о подборе специалистов.
Масштабированию компании и выходу в новые города предшествовало формирование внутренней политики агентства — как кадровой, так и финансовой. К команде присоединялись и опытные сотрудники, и новички, желающие стать риелторами: четкое понимание того, что вознаграждение напрямую зависит от достигнутого личного финансового результата давало людям возможность строить и осуществлять личные планы. Получилась саморегулируемая система. Следующим шагом стала франшиза.
«Мы были полностью готовы к выходу раньше, но перестраховались, — говорит Чернокульский. — Сейчас востребованность франшизы подтверждается динамикой продаж: ежемесячно открываются 1-2 новых офиса в различных городах. Мы — легкая франшиза. У нас нет строгих требований. Мы даем рабочий инструмент, а франчайзи сами решают — пользоваться им этими инструментами или нет». В «Жилфонде» всегда учитывают, что в каждом регионе свои кадровые, национальные и религиозные особенности.
«Я уверен, что партнерство не должно вызывать дискомфорт. Бизнес должен приносить радость», — говорит Александр Чернокульский.
«Жилфонд» остается управляющей компанией, держателем бренда и прав на ПО и ноу-хау, и на основе лицензии дает предпринимателям возможность пользоваться технологическими и управленческими разработками для реализации их бизнеса. Франчайзер замеряет уровень удовлетворенности клиентов и метрики упоминания компании, отслеживает отзывы о бренде в соцсетях, консультирует покупателей франшизы.
«Модель бизнеса, когда ты привлекаешь партнера, а не подчиненного, более успешная, более гибкая, — убежден директор «Жилфонда». — Жесткая иерархия нужна в условиях нестабильности, когда требуется выживать, а не думать. Сейчас люди хотят кайфовать от бизнеса, а не разбираться, как устроено что-то внутри, как это настраивается. То есть максимально отдается все на аутсорс, кроме той функции, которая тебе нравится, и за которую ты хочешь получать деньги».
Партнеры-франчайзи «Жилфонда» чувствуют себя частью единой системы. В компании регулярно проводятся мероприятия, собирающие всех, кто работает в офисах. Жилфондовцы участвуют в марафонских забегах, шахматных турнирах, стрит-челенджах, соревнованиях по боулингу. Ежегодно большой дружной командой сотрудники выезжают на природу.
Приоритетные цели компании
Создавать на рынке новые услуги и повышать качество имеющихся — таковы приоритетные цели компании. Новое направление работы «Жилфонда» — паевой инвестиционный фонд.
ПИФ занимается покупкой и продажей недвижимости, и его средства могут использовать франчайзи-партнеры «Жилфонда». Например, если партнеру необходимо приобрести перспективный, но дешевый объект, на который сейчас нет свободных средств, он может обратиться в фонд за необходимой суммой.
По такой модели приобретаются объекты с доходностью 35-50% годовых. Александр Чернокульский приводит пример, когда помощью фонда для партнеров-франчайзи приобретался офис, которым они затем пользовались: «Фонд получает нормального арендатора, а пайщики видят, что недвижимость работает. Мы видим, что человек готов развиваться и ставит долгосрочные цели. Можно сказать, что косвенно мы способствуем тому, чтобы бизнесмен занимался финансово предсказуемой деятельностью, а не бегал по рынку в поисках денег».
В конце 2021 года «Жилфонд» совместно с ВТБ запустил программу дисконтированной ипотечной ставки на вторичную недвижимость — пока единственную в стране. Программа актуальна на текущий момент, так как в связи с ростом ставки Центробанка банки начали повышать ставки на ипотечные кредиты.
Для покупателей загородной недвижимости агентство предлагает экспертизу приобретаемого объекта, что поможет принять аргументированное решение о сделке.
Александр Чернокульский, управляющий агентства недвижимости «Жилфонд», резюмирует: «Сейчас «Жилфонд» — это крупное бизнес-сообщество предпринимателей, работающих под единым брендом. В наших планах переход в крупную международную компанию. У нас большая экспертиза в области IT, и тот продукт, который мы делаем, та система управления агентством недвижимости, может стать white label для наших потенциальных партнеров».
«Агентство недвижимости «Жилфонд»:
Телефон в Новосибирске: +7 (383) 201-00-01
Сайт: https://jilfond.ru/