Компетенция , Новосибирск ,  
0 

Бдительность и интуиция: как снизить риск недобросовестности контрагентов

Управляющий партнер юридической компании LexProf Татьяна Гончарова
Управляющий партнер юридической компании LexProf Татьяна Гончарова
В кризис число споров по неплатежам возрастает, но не каждый долг удается взыскать в суде. Как снизить риски появления долга, какие изменения внести в повседневную работу бизнеса – в экспертном материале РБК Новосибирск

Оценить объем долгов предприятий региона также, как и число должников, невозможно. В пандемию многие компании испытали финансовые сложности из-за карантинных мер, падения спроса на продукцию и неплатежей своих партнеров. Были случаи, когда недобросовестные предприниматели использовали ситуацию в свою пользу, списывая нежелание рассчитываться по обязательствам на мировой кризис.

Татьяна Гончарова, управляющий партнер юридической компании LexProf, адвокат, заслуженный юрист Новосибирской области акцентирует, что работа по предотвращению дебиторской задолженности начинается с проверки контрагента перед сделкой.

Проверить контрагента можно через различные сервисы (Контур-фокус, СПАРК и другие), а также сайты ведомств, ведущих базы данных на своих сайтах: сайт арбитражного суда arbitr.ru, сайт ЕФРСБ, перечень неблагонадежных налогоплательщиков на сайте ФНС, сайт службы судебных приставов.

«В ходе исполнения договора и особенно при длительных отношениях полезен регулярный мониторинг контрагентов и корректировка взаимоотношений с ними в зависимости от изменения обстоятельств, — добавляет Гончарова. – Так, при подаче каким-либо лицом заявления о банкротстве в отношении контрагента, необходимо действовать с учетом рисков изменения ситуации — помнить о недопустимости зачетов, о рисках оспаривания платежей от банкрота и оспаривания всех видов сделок банкрота за пределами обычной хозяйственной деятельности».

Ситуация с короновирусом, по мнению эксперта, требует проведения особой инвентаризации договорных отношений для выявления рисков образования дебиторской задолженности. Так, довольно часто невыплаты по обязательствам объясняют форс-мажором. «Пандемия как форс-мажор не дает права не исполнять обязательства по договору, но может служить поводом для его изменения, расторжения или освобождения от ответственности», — комментирует Гончарова.

Сама по себе пандемия не является форс-мажором. Также не является им и снижение потока покупателей, изменение курса валют и цен на сырье, и даже отсутствие на рынке необходимых товаров. При этом форс-мажором могут быть признаны акты госорганов, принятие которых сделало исполнение обязательств невозможным, например, это закрытие границ. Форс-мажор не прекращает обязательство, а лишь освобождает от ответственности за нарушение договора. Возможность его применения сегодня не является универсальной, она зависит от фактических обстоятельств и условий договора.

При этом если контрагент не направил в адрес компании своевременное уведомление о форс-мажоре, предусмотренное договором, это не позволит воспользоваться этим механизмом. Результаты переговоров о временных отсрочках и изменениях условий договоров в обязательном порядке должны быть зафиксированы в дополнительных соглашениях.

«Переписка может сыграть роль при оценке судом добросовестности поведения стороны при спорах об изменении и расторжении договоров, а также оценке разумности действий менеджмента, — говорит Татьяна Гончарова. — При принятии решений об изменении условий договоров необходима оценка рисков, которые могут возникнуть в случае потенциального банкротства контрагента, ведь при оспаривании сделок в наиболее тяжелом положении оказываются компании, согласовавшие с должником особые условия работы».

Так, если в договоре с контрагентом, у которого есть риски банкротства, речь идет об условиях, которые отличаются от типовых (более длительные сроки оплаты поставок, платежи на фоне просрочек по других кредиторам), суд может расценить это как преимущество одних кредиторов перед другими и признать такие сделки недействительными. В итоге получателей платежей от «проблемного» контрагента могут обязать вернуть деньги банкроту и встать со своими долгами в общую очередь.

Подобный кейс в Сибири почти год обсуждается в отношении сотен поставщиков ООО «Компания Холидей», которые поставляли товар ритейлеру, когда его финансовое положение уже было неудовлетворительным. Расчеты сети супермаркетов с этими поставщиками, произведенные по старым задолженностям и совершенные в ходе длительного нахождения ООО «Компании Холидей» в стадии наблюдения, были оспорены управляющим, деньги первоначально постановили вернуть в конкурсную массу. И только широкая огласка и объединение поставщиков позволило изменить ситуацию.

Залогом успешного взыскания дебиторской задолженности является корректный, полный и своевременный документооборот с контрагентами, а также включение в условия договора положений, позволяющих во внесудебном порядке обращать взыскание на ряд имущества, например, пункт о залоге движимого имущества, включая товары в обороте, в обеспечение обязательств по сделке.

Если есть старый «проблемный» долг, советует управляющий партнер юридической компании LexProf Татьяна Гончарова, на него тоже стоит оформить залог. «Не факт, что должник уйдет в банкротство, — отмечает эксперт. — Дополнительно хорошо было бы оформить залог, поручительство лиц, не подверженных риску банкротства».

ООО «ЮК «ЛексПроф»
ул. Депутатская, 48, 3-й этаж, бизнес-центр
тел.: +7 (383) 209-20-45,
lexprof.ru

Бдительность и интуиция: как снизить риск недобросовестности контрагентов

Решения Четыре проблемы бизнеса и один простой способ их избежать 
Содержание
Закрыть