— По оценкам в пандемию число людей, которые решили начать свой бизнес не изменилось. Почему?
— Люди есть не перестали. Они работают, учатся, общаются, женятся, делают ремонт. Рождаются дети, им нужна одежда, игрушки.
Пандемия внесла коррективы в направления движения бизнеса, формат предоставления услуг, логистику. Больше ушло в онлайн, ряд бизнесов был временно переформатирован.
— Какие качества отличают предпринимателей, что стало особенно важным в «пост-ковидную» эпоху?
— Находчивость, ответственность за своих людей, — это то, что отличает любого предпринимателя. Важна эмпатия, понимание, что важно для потребителя в конкретный момент, креативность, дальновидность. В части бизнесов сейчас время переждать, подготовиться к следующему рывку.
В пандемию стала особо ценной мобильность, умение видеть определенное количество вариантов ведения бизнеса, на которое он может перестроиться. Настоящий предприниматель готов к кризисам. Недавно говорили с одним. Он говорит: «Да, одно направление из-за коронавируса просело, но мы подняли другое и оно пошло. Теперь сохраним и первое, и второе». Стало ценным умение диверсифицировать бизнес.
— Это качество — перестраиваться, быть мобильным, — можно ли его тренировать?
— Предпринимателями не рождаются, а становятся. Среда, где человек вращается, жизненные события могут послужить толчком.
У нас есть несколько направлений для молодежи: отдельный курс, чтобы их вовлечь в предпринимательскую деятельность. Мы работаем со школьниками и студентами. Есть тренинги по генерации бизнес-идеи. Действующим предпринимателям мы помогаем прокачать компетенции, развить важные направления. Сейчас много мероприятий, на развитие интернет-продаж, онлайн-торговли, работу с маркетплейсами, начать поставки на экспорт. Одно из последних направлений — упаковка франшиз.
— Какого бизнеса, на ваш взгляд, не хватает в Новосибирске, что актуально?
— Мне кажется, не хватает магазинов и площадок для реализации фермерской продукции. В каждом городке или деревне есть какой-то уникальный продукт, который тут хорошо готовят. Государство идет в этом направлении, устраивая, например, социальные ярмарки. Но там в основном более крупные производители. А фермерские продукты это отдельный сегмент. Нужна кооперация, бизнес-идея создать продукт, где фермеры были бы объединены. За счет кооперации можно было бы где-то логистику упростить. На этом рынке есть перспективы, спрос, сейчас тренд на фермерские продукты и здоровое питание.
— Должно ли государство поддерживать бизнес или оно должно не мешать? В России есть некая привычка к дистанцированию бизнеса от власти.
— Государство должно и обязано поддерживать предпринимателей.
Бытует мнение, что многие меры поддержки есть только для своих. Эта точка зрения мешает бизнесу использовать реально доступные инструменты для развития.
Был на мероприятии и действующий предприниматель говорит, что он подавал на поддержку и не получил ее. Мол, времени потратили много, а толка никакого. Я, как руководитель Центра содействия развитию предпринимательства Новосибирской области, включился в диалог, и по факту выяснилось, что он сам недоработал, нужные документы не приложил. И часть присутствующих сразу стала интересоваться, что и как.
Есть второе мнение, что контролирующие органы проверяют целевое использование, проводят проверки. Да, контроль есть. Но если человек брал эту поддержку ради дела, а не ради неблаговидных целей, проверки не страшны. Важно не работать, чтобы получить поддержку, а работать и получить поддержку.
В структуру Центра»Мой бизнес» вошли пять подразделений: Центр поддержки предпринимательства НСО, региональная микрокредитная компания, региональная гарантийная организация, Центр инноваций социальной сферы, Центр поддержки экспорта НСО. В стадии формирования находятся другие организации инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса региона.
— Есть много предприятий, работающих в тени, часть из них — работающих только в онлайне. Это совместные закупки, магазины в Инстаграмме. Как их выводить из тени?
— Государство планомерно ведет эту работу. Контроль безналичных платежей, стимулирующие меры. Время придет, и этих микропредпринимателей замотивируют выйти из тени. Есть нормы, установленные государством, их нужно выполнять. Есть у нас и те, кто жалуется и на минимальный налог в ПФР, это 3,5 тыс. в месяц. Но если он платить их не может, что это за бизнес? Надо его прекращать, это не бизнес, а хобби.
— Что отличает новосибирских предпринимателей?
— В Новосибирске много объединений предпринимателей, формальных и неформальных. Они захватывают значительную долю рынков и могут влиять на власть. Например, представители индустрии красоты смогли, объединившись, убедить власть, что соблюдение санитарных норм в парикмахерских и салонах красоты Новосибирска на высоте, и открытие этих заведений не спровоцирует скачка заболеваемости. Его и не случилось, никакого всплеска не было.
— Что нужно, чтобы число таких объединений росло?
— У самих предпринимателей должен быть мотив вступать и объединяться и возможность что то привнести. Важно наличие лидера, который может сплотить людей. Например, в районных объединениях предпринимателей — есть лидеры и известные деятели, а есть не очень. Важна готовность инвестировать свое время. Плюсы в обретении определенного влияния, круга знакомств.
— В нацпроекте по развитию предпринимательства в числе целей указан рост доли малого и среднего бизнеса с 22 до 32%. Что нужно сделать, чтоб это стало возможным?
— Работать, как власти, так и предпринимателям, нести ответственность за то, что ты делаешь. Конечно, нужно информирование, о том, для чего все это делается и какие плюсы это может принести для экономики. Сейчас информация тоже доступна для бизнеса, но, к сожалению, она ими не потребляется, многие как первый раз слышат о возможностях поддержки.
Еще один путь — рост числа самозанятых, вывод из тени определенных отраслей. Обучение предпринимательству со школы, чтобы дети осознанно могли планировать для себя этот путь.
На реализацию нацпроекта в РФ до 2024 года выделят 481,5 млрд рублей. Нацпроект включает пять федеральных проектов: улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию, акселерация субъектов МСП, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, популяризация предпринимательства.
— Школы, студенты — чем они отличаются от старшего поколения?
— Молодежь прогрессивнее, они легче воспринимают цифровое пространство, мобильнее. Новая программа для них — это федеральный проект, мы запускаем «Фабрику предпринимательства» с 3 августа. Участие в онлайн-проекте бесплатное, кроме образовательной ценности и интересного формата есть и прикладная ценность — ребята смогут запустить собственные бизнес-проекты, лучшие из которых будут презентованы перед инвесторами на выпускном мероприятии.
«Фабрика предпринимательства Дети. Онлайн» — это онлайн-программа с участием профильных экспертов и предпринимателей по изучению основ бизнеса, пошаговой подготовке и запуску собственного дела. Обучение построено в формате постапокалиптической игры на платформе социальной сети Вконтакте и геймерского мессенджера Discord. По сюжету мир переживает разрушительный вирус, после которого спасшиеся в бункерах участники должны разделиться на кланы и пройти приключенческий путь по освоению предпринимательских компетенций, который должен помочь заново возродить жизнь, культуру и цивилизацию
— Знаю, что в Новосибирске открылся Центр поддержки социального предпринимательства. Что это за институт?
— Социальное предпринимательство — это особенная ниша, такие люди работают. Если раньше никаких мер поддержки для них не было, то теперь они начинают формироваться и, в первую очередь, на региональном уровне. Сейчас это образовательные проекты, рассматриваем и другие виды поддержки.
Традиционные предприниматели оценивают успех деятельности, ориентируясь на прибыль, выручку, объем продаж, то для социального предпринимателя главным критерием успешности становится социальная отдача. Прибыль может приниматься во внимание, но не как самоцель, а как средство для дальнейшего продвижения к достижению социальных целей. Это помощь престарелым, маломобильным гражданам, инвалидам, оказание услуг для них, изготовление товаров для таких групп людей. Подробнее о поддержке социального предпринимательства
— Предприниматели — люди инициативные. Направляют ли в центр «Мой бизнес. Новосибирск» свои предложения, например, по регуляторике?
— В пандемию наша горячая линия была как психологический центр. Предложений и инициатив поступает довольно много. Все проблемы мы собираем, аккумулируем и отправляем региональный Минпромторг и федеральный Минэкономразвития.
— Как подбираются темы и эксперты для образовательных мероприятий Центра?
— Мы сотрудничаем с экспертами в разных отраслях. Заключены контракты, Центр им платит гонорары, а для предпринимателей эти услуги бесплатны. Это юридические, финансовые консультации, маркетинговые исследования.
Статья опубликована по заказу
АНО «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области»
Сайт mbnso.ru
Телефон горячей линии поддержки предпринимателей 8-800-600-3407