В этом году стали платить хуже даже самые дисциплинированные контрагенты. «Проблемы в платежеспособности у бизнеса есть, поскольку несколько месяцев многие коммерческие организации в сфере торговли, ресторанного бизнеса, туризма и услуг просто не могли осуществлять свою деятельность и, соответственно, исполнять обязательства перед своими контрагентами, — комментирует ситуацию Юлия Макаренко, партнер Юридического партнерства «Курсив», руководитель практики «Недвижимость. Строительство». — Кроме проблем с арендными платежами, законодатель ввел мораторий по банкротству, который также затрудняет взыскание платежей с некоторых видов должников».
Есть и другая история. «Коммерсанты либо имеют объективно проблемы, либо субъективно их пытаются использовать в свою пользу, — поясняет управляющий партнер юридического бюро «Ветров и партнеры» Виталий Ветров. — Все происходящее — пандемия, спад спроса, влияние на исполнение обязательств по договорам, — выявило те проблемы, которые были в бизнесе, а именно недостаточное финансовое планирование, плохое управление юридическими рисками, отсутствие запасных сценариев поведения при отклонении ситуации от обычной».
С кого не получится быстро взыскать долги
Мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов, также как и отсрочка по арендным платежам, введена для компаний, работающих в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции.
«По существу, данная норма означает предоставление кредитором компании, в отношении которой введен мораторий, беспроцентной отсрочки по исполнению перед ним обязательства без учета воли самого кредитора», — поясняет Юлия Макаренко.
Форс-мажор
«Карантин нам никто так и не объявил, а это значит форс-мажора не было и нет, — уверена Наталья Побойкина, управляющий ЮК «Туров и Побойкина — Сибирь». — И поэтому, если мой покупатель не платит мне, потому что его контрагенты не платят ему, то это сугубо проблема покупателя и суд будет на стороне поставщика».
Не являются форс-мажором отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязанностей со стороны его контрагентов, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров. «Введение на территории субъекта режима повышенной опасности устанавливает автоматическое наличие форс-мажора, освобождающего от ответственности за неисполнения обязательств всех субъектов, которые на такой территории работают», — дополняет Юлия Макаренко.
При этом распространение коронавируса может быть признано судом обстоятельством непреодолимой силы, но устанавливается это в каждом случае индивидуально.
К мерам, имеющим признаки форс-мажора, относятся:
- установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации,
- запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц,
- приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции и т.п.
Чтобы какое-либо обстоятельство было признано непреодолимой силой, необходимо, чтобы оно отвечало нескольким критериям:
- чрезвычайность, то есть не являться обычным в конкретных условиях (например, не является непреодолимой силой изменение курса валют);
- непредотвратимость, то есть неизбежным для любого лица, осуществляющего аналогичную предпринимательскую деятельность (а не только для стороны конкретного договора);
- непреодолимость, то есть исключающим возможность исполнения должником обязательства.
«Голословное утверждение, что вот де-факто форс-мажор, не сработает, — уверен Виталий Ветров. — Важно показать ту самую причинно-следственную связь, объяснить может быть даже на пальцах, как критическая ситуация связана с наступившими последствиями».
Например, при решении вопроса о том, почему поставщик не поставил в срок при наличии таких ограничений, можно приводить и акты органов власти на эту тему, и донесение до покупателя происходящего, и калькуляцию дополнительных издержек. При этом сам по себе форс-мажор де-юре не освободит от самого обязательства. Он приведет к освобождению от его нарушения (от взыскания штрафных санкций, убытков). «После окончания форс-мажора, если кредитор к этому моменту, не потерял интерес к исполнению обязательств, должник должен будет исполнить свои обязательства по договору», — добавляет Ветров.
Договорные проблемы
«Покупатель, который не хочет платить деньги начинает искать недочеты в первичных документах: товарная накладная не подписана, подписана неустановленным лицом, — объясняет Наталья Побойкина. — Либо не подписан акт выполнения работ/оказания услуг, значит, товар не был поставлен, работа не выполнена. И здесь бремя доказывания ложится на поставщика/исполнителя. Покупатель может ссылаться на отсутствие или нарушение существенных условий договора (предмет, цена, сроки) и пытаться признать договор незаключенным или недействительным. И тогда у поставщика будет еще один заход с иском о возврате поставленного товара. А это дополнительные риски, время и деньги».
Много вопросов вызывает удаленное документирование сделок: обмен сканами, поставки под копии гарантийных писем может создать бизнесу ряд проблем.
Чтобы сканы документов, направленные электронной почтой, были признаны судом легитимными, Виталий Ветров советует предусматривать такой формат обмена документов в договоре, дублировать все скан-копии на бумаге. Также важно иметь подтверждение исполнения обязательств надлежащему лицу и подтверждение использования исполненного контрагентами в своей деятельности.
Директор юридического департамента Umbrella group Никита Демиденко подчеркивает, чтобы обеспечить успех судебного процесса в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, важно выполнить соблюдение определенного алгоритма действий.
До того, как обращаться в суд, необходимо направить в адрес должника претензию с требованием погасить задолженность. В претензии должны содержаться ссылки на дату и номер договора, обязательства по которому были нарушены, сумма требования и период возникновения задолженности. Обязательно в претензии должно быть обозначено намерение обратиться в суд в случае неудовлетворения заявленных требований.
«Помните, что в суде факт направления претензии нужно будет подтвердить документально, — подчеркивает Демиденко -. Претензию следует направлять на юридический адрес компании. Также можно дублировать ее отправку и на фактический адрес должника. По общему правилу, срок ответа на претензию составляет 30 дней, если иной срок не предусмотрен договором».
Советы для бизнеса, чтобы минимизировать риски, связанные с неплатежеспособными должниками, от Юлии Макаренко:
- Провести ревизию всех контрагентов и определить круг тех компаний, которые попадают под мораторий. Список «особых» должников можно уточнить через онлайн-сервис ФНС. Через сервис ЕФРСБ нужно проверить, не опубликовал ли должник заявление о том, что выводит себя из-под действия моратория.
С «особыми» должниками не рекомендую совершать нестандартных сделок, в том числе проводить зачеты, так как такие сделки могут быть оспорены после в процедуре банкротства.
- Подавать иски к должникам о взыскании долгов и просить принять обеспечительные меры. В период моратория не запрещено инициировать судебные разбирательства по взысканию долгов. Рекомендуем просить суд применять обеспечительные меры, которые будут сохраняться и в исполнительном производстве.
- «Мониторить» активы и деятельность должника и подавать иски об оспаривании сделок с злоупотреблением по общим основаниям (10 + 168 ГК РФ). Если вы знаете, что у должника есть недвижимость, рекомендуем регулярно отслеживать по ЕГРН не сменился ли ее собственник. Если сделки должника вызывают подозрение (недвижимость переоформлена на заинтересованное к должнику лицо/ или вам стало известно о том, что должник активно уступает свои права третьим лицам, «клонирует» компанию), кредитор может прибегнуть к внеконкурсному оспариванию таких сделок.
В судебной практике сложился подход, согласно которому в случае, если совершение сделки сопровождалось явным злоупотреблением правом, такая сделка признается ничтожной. Нарушение прав кредитора такой сделкой доказывается тем, что целью такой сделки является неоплата в будущем (после снятия моратория) долгов перед кредитором. - После снятия моратория, в случае введения процедуры банкротства, внимательно проанализировать деятельность должника на предмет совершенных сделок с целью их оспаривания либо привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности.
Статья опубликована по заказу
АНО «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области»
Сайт mbnso.ru
Телефон горячей линии поддержки предпринимателей 8-800-600-3407