Как предпринимателям организовать продажу товаров через маркетплейсы
Материалы выпуска
Андрей Гончаров: Новосибирский бизнес от этого кризиса оправится быстрее Рынок «Поймать момент»: кейсы новосибирских бизнесменов по выживанию в пандемию Решения Как бизнесу в Новосибирске взять заем под низкий процент Решения Как предпринимателям организовать продажу товаров через маркетплейсы Инструменты Ирина Ластовка: Новосибирскому бизнесу необходима пост-ковидная прокачка Компетенция Где в Новосибирске летом прокачать бизнес-компетенции Решения
Инструменты Новосибирск
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Как предпринимателям организовать продажу товаров через маркетплейсы

Число компаний из Новосибирска на маркетплейсах растет высокими темпами, одновременно на стадии заключения договора и выгрузки товаров находятся более тысячи предпринимателей. Как и что выгодно продавать через e-Commerce
Всего за прошлый год в России в интернет-магазинах было сделано 425 млн заказов Это на 41% больше, чем год назад (Фото: pixabay.com)

В пандемию объемы онлайн-продаж товаров в разных категориях выросли в разы. Часто в качестве нового канала продаж предприниматели выбирают продажи через маркетплейсы.

В десятку самых популярных в России маркеплейсов входят Wildberries, Ozon, Lamoda, Beru, Aliexpress/Tmall, СДЭК.МАРКЕТ.

Функции маркетплейсов — это привлечение покупателей, совершение сделки и оплата, доставка, гарантия, поддержка, производство возвратов, складские услуги, хранение, комплектация заказов, помощь в оформлении контента, финансовые и маркетинговые услуги

В пресс-службе Wildberries рассказали, что за 4 месяца этого года количество поставщиков Wildberries из Новосибирской области увеличилось на 72% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегодня с Wildberries успешно сотрудничают около 320 поставщиков из региона. По итогам апреля продажи маркетплейса в штуках в регионе выросли на 170% по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году.

Анна Калеева, директор площадки Ozon.Marketplace, отметила, что в апреле количество регистраций новых бизнесов из Новосибирска на маркетплейсе выросло на 150% относительно среднедневного значения марта. Всего активно продают на маркетплейсе уже несколько сотен новосибирских компаний, а в процессе заведения товаров на маркетплейс находятся еще более 500.

Еще одним каналом продаж для части отраслей может быть продажа товаров или услуг через доски объявлений, например, сервисы Авито и Юла. Сейчас на Авито открыли свои магазины более 600 предпринимателей, наиболее часть здесь продают автозапчасти, мебель и бытовую технику, товары для дачи, стройматериалы. По данным пресс-службы сервиса, прирост за апрель и май текущего года составил 16,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Авито оказывает услуги по организации доставки, в том числе через Яндекс. Такси, получению от клиента оплаты, а также маркетинговые услуги для продавцов.

Что пользуется спросом

Елена Шульгина, директор по развитию бизнеса в Ozon, говорит, что средний чек в Новосибирске с февраля к концу апреля на вырос на 29% до 2123 рубля. «Чаще всего в одном заказе пользователи собирают товары нескольких категорий», — отмечает Шульгина.

Чаще всего на Ozon покупают товары повседневного спроса — продажи выросли на 270% год к году, а продукты питания — 291% год к году. В Новосибирске выросли продажи товаров для хобби и творчества, аксессуаров для фитнеса, товаров для благоустройства дачи.

Анна Калеева рассказала, что порядка 55% новосибирских предпринимателей на Ozon — продавцы одежды, косметики и товаров для дома.

Например, в числе новосибирских продавцов: бренд умной косметики для лица, тела и волос «Bodyton», органические продукты «HELLODREAMS cafe», декоративные цветы «Fi’ora», бренд деревянных игрушек «Волшебное Дерево».

По данным ANCOR, в пандемию в секторе непродуктовой розницы доля онлайн-продаж подросла с 40 до 50%. В DIY на онлайн в прошлом году приходилось 20 % продаж, в этом - уже 30 (Фото: pixabay.com)

Как начать

Для регистрации на площадках необходимо иметь статус самозанятого или свидетельство о любой другой форме государственной регистрации бизнеса, ЭЦП.

«Срок выхода на маркетплейс всегда зависит от широты ассортимента, например, выставить на продажу одно товарное наименование возможно за сутки, но обычно продавцы регистрируют десятки разных товаров, поэтому регистрация занимает несколько недель», — рассказывает Анна Калеева из Ozon.

«После регистрации предприниматель предоставляет информацию о товаре, а затем привозит его в распределительный центр маркетплейса или осуществляет поставку в региональный сортировочный центр компании», — пояснили в Wildberries.

Предприниматель Никита Ганус (ТМ «Папа страус», наборы из ткани для творчества) рассказал, что от регистрации на Wildberries до старта продаж прошло около трех месяцев, было размещено около 30 товаров. Под ВБ предприниматель делал специальную линейку продукции, при определении цены учитывались затраты на доставку и возможность заложить определенный процент стоимости товара в скидки маркетплейса. Работу с Wildberries Ганус оценивает, как весьма эффективную.

Каждый маркетплейс оказывает поставщикам ряд дополнительных сервисов. Это электронный документооборот, маркетинговые услуги по продвижению товаров на площадке, аналитика по товарам и поведению потребителей, обучающие мероприятия. «Ozon также предлагает финансирование через p2b-платформу Ozon.Invest — с помощью нее продавцы могут получить займ менее чем за двое суток», — говорит Калеева.

Что учесть при работе

Работа с маркетплейсами устроена определенным образом. При поставке товара на склад маркетплейса, продавцу приходится замораживать определенное количество товара, который нельзя одновременно продавать на другой площадке. Перед тем как начать работать с маркетплейсами, следует трезво оценить свой товар, нишу бизнеса, а также систему оплаты, отсрочку платежа. При этом забрать обратно у маркетплейса товары со склада можно, но сложно технически: партию могут распределить по разным частям склада. Есть вариант продажи товаров со своего склада, однако это довольно хлопотное дело.

Второй момент — низкая наценка на товар, в которой заинтересован маркетплейс. Она чревата возможными проблемами производителя в отношении ряда крупных оптовых клиентов. Предварительно рассчитайте предполагаемую прибыль и смотрите, с кем будет выгоднее сотрудничать: онлайн— или офлайн-магазинами. Некоторые маркетплейсы проводят акции с дополнительной скидкой по промокоду, чтобы, например, поддержать продажи во время длинных праздников. И если маржинальность по определенным товарам не позволяет продавцу дать дополнительную скидку в 15%, продажи товаров будут приостановлены маркетплейсом на время действия акции.

Некоторые маркетплейсы манипулируют понятием «рекомендованная цена». Размер такой цены вычисляется аналитической платформой, причем снижение цены не гарантирует производителю роста продаж или уменьшения комиссии площадки. При отказе выставить цену, равную рекомендованной, продажи определенных товаров продавца замораживаются. Если предприниматель не согласен с корректностью рекомендованной цены, или не готов по ней продавать, он может пробовать урегулировать отношения с площадкой, или приостановить продажи, что в любом случае означает заморозку средств, вложенных в товар на складе маркетплейса. Никита Ганус отметил, что при грамотном ценообразовании участие в таких акциях может быть весьма выгодным для предпринимателя: предложения «прицепляются» к главному акционному баннеру, продажи на товары в этот период увеличиваются. Площадки, по словам Гануса, генерируют акции для привлечения клиентов непрерывно.

По данным НАФИ, большинство российских интернет-пользователей (67%) за время самоизоляции совершали покупки онлайн (Фото: pixabay.com)

Андрей Шавнев, маркетолог, руководитель Digital направления в коммуникационном агентстве «АГТ-Сибирь» отмечает, что перед выходом на площадку нужно сделать хорошие фотографии и качественные описания товаров, которые заинтересуют покупателей.

«Маркетологу компании нужно провести аналитику маркетплейса перед выходом — есть ли там подходящие категории товаров, продаются ли они, — отмечает Андрей Шавнев, маркетолог, руководитель Digital направления в коммуникационном агентстве «АГТ-Сибирь». — Можно оценить количество и качество отзывов на конкретные позиции, какие удачные ходы используют потенциальные конкуренты».

Шавнев советует в первую очередь выводить на площадку те товары, которые и в других каналах показывают охрошие продажи.

«Площадка предоставляет доступ к вашим товарам большому количеству пользователей, но на продажи влияют те же факторы, что и в других каналах — цена, привлекательность, удобство и сроки доставки», — говорит эксперт.

Если говорить о продвижении, Шавнев предлагает производителям проработать базу клиентов, кто совершает покупки не часто или делал это давно. «Вероятно, у этих клиентов есть какой-то барьер перед покупкой в тех каналах, где вы уже ведете продажи, — говорит эксперт. — А дав им возможность купить товар на маркетплейсе вы можете вернуть клиентов дав им удобный инструмент для заказа и на старте получить для своих товаров отзывы, которые будут влиять на дальнейшие продажи».

Статья опубликована по заказу
АНО «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области»
Сайт mbnso.ru
Телефон горячей линии поддержки предпринимателей 8-800-600-3407