PRIMETIME COFEE — новосибирская сеть кофеен формата fast casual, насчитывающая 30 точек. По итогам прошлого года компания оказалась самой быстрорастущей сетью кофеен в городе.
— В апреле мы просели по выручке, но определенный объем сохранился и восстанавливается. Сейчас у нас работают чуть больше половины кофеен, кроме точек в торговых центрах и полупустых бизнес-центрах. Большая часть работающих кофеен находится в центре, куда приходят гости за любимыми кофейными напитками и за готовой едой на вынос. Это главный драйвер.
Сейчас мало вариантов, где люди могут покушать: дома, в офисе, либо на скамейке в парке. В заведения ходить нельзя, следовательно все, где можно быстро выбрать, купить и пойти дальше, имеет конкурентное преимущество.
Доставка еды в нашем случае выросла с точки зрения количества и объема продаж, но пока это считанные проценты. Мы решили разработать свое приложение, с помощью которого гости смогут делать предзаказы, оформлять доставки, в том числе ингредиенты нового направление PRIMETIME.CHEF.
Оно подразумевает заказ подготовленных и порционированных ингредиентов с фото-рецептами для приготовления дома. Стоит отметить, что и в кризисной ситуации это направление показывает положительную динамику из-за отсутствия сильных конкурентов.
Компания занимается изготовлением полиэтиленовых пакетов с замком zip lock, известных, как грипперы. Такие пакеты требуются в медицинских отраслях. «ПакПром» обеспечивает потребности лабораторий, медцентров и промышленных комплексов по всей России.
— В связи со спецификой нашей продукции спрос увеличился, нам пришлось работать на износ и как-то делить заказы между клиентами.
Производители и научные центры, которые ранее получили госзаказ на производство тест-систем на коронавирус, обратились к нам с просьбой поставлять продукцию в кратчайшие сроки. Чтобы сделать это, нам нужна еще одна линия производства. Сейчас мы ищем варианты поддержки со стороны государства для ее создания.
Дистанционный формат работы больше касается взаимодействия с клиентами. Все перешли на «удаленку» и ищут новые подходы: онлайн-встречи, инструменты для такой работы. Все доступно, но контроль иногда страдает.
Компания занимается полным циклом кино и видео производства, прямыми и онлайн трансляциями, а также сложными рекламными технологиями.
— Я всегда старался работать в разных направлениях, и это помогло в сложной ситуации. Мы стали организовывать прямые и онлайн-трансляции, оперативно составили предложения потенциальным партнерам. Это помогло, удалось подписать ряд крупных контрактов, которые позволили вести работу дальше.
Например, проект «Балкон-ТВ», который был осуществлен с театральной компанией «Гамма». Это полноценное интернет-телевидение, где собираются актеры местных театров и разговаривают по душам на разные темы.
Мы попали в список разрешенных компаний и отправили на «удаленку» только режиссера монтажа, которая ждет ребенка. Общаемся с заказчиками онлайн, что не очень удобно, но мы уже привыкли.
«Продукто» — новосибирский магазин, который специализируется на продаже необычных товаров и продуктов.
— Мы решили делать ставку на две вещи: безопасность и продажи. Еще до объявления режима самоизоляции стали работать в респираторах и обрабатывать поверхности антисептиком. Запустили VIP услугу, позволяющую закрывать магазин для одного клиента.
Мы ушли в онлайн и продолжаем совершенствовать этот формат. Мы заметили, что большинство постоянных клиентов сейчас делают заказ в новом формате. Это радует. Думаю, этот кризис показал, что нужно ценить своих клиентов.
Еще мы стали искать специалистов, которых не могли позволить себе до кризиса. Сейчас даже самые крутые специалисты сидят без заказов и никто не обижается на предложение о бартере, работе с оплатой за результат и на другие подобные предложения.
«Инетра» — IT компания, основной продукт которой — сервис Peers.TV, доступный на всех популярных платформах, от мобильных до SmartTV.
— В пандемию люди стали потреблять больше контента и это повлияло и на нас. Аудитория возросла в разы, а объем телесмотрения демонстрирует пиковые значения.
Что касается направления аутсорс-разработки, то мы еще до пандемии начали развивать направление, которое предлагает специалистам с разных концов планеты подключаться к любому нашему или проекту наших заказчиков на аутсорсе, и при этом работать удаленно.
Рынок аутсорса в России будет и дальше развиваться. Нужно научиться выстраивать проектную работу удаленных команд, снижать накладные расходы и стоимость услуг для заказчиков, соблюдая при этом сроки выполнения задач. Пандемия ускорила этот процесс и подтвердила нашу гипотезу для создания новой рыночной модели аутсорса.
Есть сложности. Например, для динамичного развития нам не хватает оффлайновых профессиональных мероприятий, которые не только позволяли повышать уровень знаний. Главное — это нетворкинг, за счет которого появлялись новые идеи и партнеры. Негативно ситуация отразилась на нашем новом направлении — ИТ-школа. Мы развивали ее в офлайне и планировали запустить курс перед началом карантина. Сейчас меняем формат.
Irondeer занимается производством натуральных пищевых добавок для спортсменов на основе пантов алтайских маралов.
— Резкого падения спроса мы не ощутили, но определенную продукцию покупать стали меньше: отменили все соревнования и вообще массовые мероприятия.
Мы создали дополнительное направление. В феврале зарегистрировали антисептическое средство и начали производить. Это помогло не только не закрыться, а даже усилиться. В марте и апреле такая продукция была очень актуальна, сейчас спрос упал, потому что появилось много подобных предложений.
Первая Академия Маркетинга — это частный образовательный проект, предлагающий онлайн— и офлайн-курсы для маркетологов и предпринимателей
— У нас стало меньше продаж, но мы выросли в плане сервиса и продуктов. Мы перевели обучение в пропорции: 20% — офлайн, 80% — онлайн. Раньше было наоборот. Такое соотношении финансово более выгодно для нас. Офлайн занимает много человеческих и денежных ресурсов.
Типография «Атмосфера» занимается полиграфией, сувенирной и наружней рекламой. Компания имеет семь цехов разной направленности и три филиала в Сибири.
— Из-за потери клиентов часть работников пришлось перевести с оклада на оплату за смену, кое-где урезали зарплату. Мы пересмотрели поставщиков, оптимизировали транспортные услуги, даже пересмотрели тарифы по сотовой связи. Некоторые филиалы переехали в офисы поменьше, после чего мы поняли, что большие помещения вовсе и не были нужны.
Чтобы поддержать предприятия, запустили направление Atmosfera Health, в рамках которого производим антисептик и шьем маски. Мы делаем это на базе нашей компании, продукты выпускаем с логотипом типографии.
В период, когда совсем нельзя было работать, увозили часть оборудования домой к сотрудникам, и они печатали из дома. Сейчас они трудятся снова на рабочих местах со всеми средствами защиты. Что касается менеджеров и дизайнеров, то они работают удаленно.
Нам непривычно, что в офисе так мало людей. Обычно каждый день приходит много клиентов, которые хотят посмотреть что-то, пощупать ткань, а сейчас нам приходится снимать продукцию на видео.
Компания занимается производством и розничной продажей трикотажной пряжи
— Розничные магазины покупают 70% моей продукции. Когда они закрылись, этот источник дохода исчез. Остальная часть уходит на продажу через интернет частным клиентам, но это другие объемы.
После начала пандемии мне позвонили из компании по производству медицинских масок с предложением о сотрудничестве. Оказалось, что в Новосибирске кончились все виды резинок, и они искали альтернативу, а моя пряжа их отлично заменяет. Так у моей компании появилась новая аудитория.
Но маски хайповый продукт, сегодня они нужны, завтра — нет. В начале пандемии нужно было активно заниматься переманиванием клиентов, которые раньше ходили в офлайн магазины. Сейчас идет деление рынка и нужно завоевывать новых клиентов, активно подключать рекламу.
«Лига Роботов» — это одна из крупнейших школ робототехники, нацеленная на обучение детей инженерному делу. Компания, основанная в Новосибирске, насчитывает более 400 филиалов в 44 городах России и СНГ, а также в США.
— Мы решили сразу же переводить все наши курсы в онлайн-формат. Все оборудование мы обработали и стали развозить по домам, но его было меньше, чем учеников, поэтому пришлось разбивать детей на группы. Так нам удалось закончить семестр с 60% наших учеников.
Работать удаленно нам довольно сложно, так как робототехника — это сугубо офлайн-дисциплина. Преподаватель должен следить, как программирует ребенок или как он собирает робота. С другой стороны, для нас это скачок вверх, так как идти в онлайн мы хотели давно, но долго готовились к этому.
Нашей сильной стороной оказались четко выстроенные методики обучения. Мы не зависим от преподавателей, как от личностей. Я вижу, что те школы, которые опирались только на высококвалифицированных преподавателей, закрылись в первую очередь.
Ситуация с коронавирусом позволила нам мобилизовать наши ресурсы. Мы, конечно, просели по выручке, но сумели сохранить команду. Мы успешно транслировали наш опыт другим филиалам сети. Сейчас мы готовимся возвращаться к старому режиму работу, но понимаем, что онлайн-составляющую все равно оставим.
Статья опубликована по заказу
АНО «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области»
Сайт: mbnso.ru
Телефон горячей линии поддержки предпринимателей 8-800-600-3407