Новосибирская компания «Смсфинанс» проводит акцию: для заемщиков, имеющих значительный долг перед МФО и попавших в трудную жизненную ситуацию, все долги перед компанией будут аннулированы.
Один из важных критериев в отборе участников акции — соблюдение платежной дисциплины, финансовая порядочность. «Мы вручную выбрали клиентов, которые не смогли в свое время закрыть заем, однако на протяжении долгого времени продлевают его и регулярно платят, несмотря на действительно сложные жизненные обстоятельства», — пояснили в «Смсфинанс».
Акция для российского рынка МФО действительно уникальная. Заемщикам простили в общей сложности 502 тыс. руб. на пилотном этапе проекта. Мероприятия по оптимизации долговой нагрузки граждан будут проходить регулярно.
«В рамках акции мы выбрали те группы людей, для которых долг действительно критичен, и его выплата затруднена по причине ряда обстоятельств, — прокомментировал идею акции директор компании «Смсфинанс» Иван Меринов. — Мы понимаем, что зачастую человек попадает в безвыходное положение. Для нас очень важно узнать настоящие, живые причины невозврата денег, чтобы лучше понимать нашего клиента, сделать продукт и социальную активность более персонализированными».
В чем суть акции
Заемщикам простят долги и закроют займы, проконсультируют по налоговому вопросу (прощенная сумма займа и выплаты по процентам по закону являются доходом гражданина и облагаются НДФЛом). Помочь людям научиться выбирать наиболее подходящий для них кредитный продукт призван специализированный экспресс-курс финансовой грамотности, в рамках которого объясняется, чем «займ до зарплаты» отличается от длительного, аннуитетного займа. Этот курс прошёл каждый из тех заёмщиков, которым «СМСФИНАНС» списала долг.
Важно, что «Смсфинанс» при этом сохраняет высокий кредитный рейтинг заемщика и при необходимости он может обратиться в любую финансовую компанию за аннуитетным займом. Кроме этого, предполагается дальнейшее ведение клиента: кураторы проекта ведут «прощенных» клиентов на всех этапах, мониторят их активность и помогают, если необходимо.
По словам директора компании «Смсфинанс» Ивана Меринова, одна из целей акции, помимо социальной составляющей, — изучение ситуаций и поведения клиентов, столкнувшихся с жизненными проблемами, и выработка более адаптированных решений в будущем.
«Мы не заинтересованы в том, чтобы вгонять в кабалу граждан, нам выгоднее работать с клиентами, ориентированными на то, чтобы вернуться, — поясняет Меринов. — Поэтому мы делаем все, чтобы повысить финансовую грамотность клиента. Также мы знаем, что есть разные жизненные обстоятельства, и готовы рассматривать каждый случай персонально. Примеры историй наших клиентов без указания персональных данных будут выложены на сайте компании после завершения акции».
На что берут заем и почему перестают его выплачивать?
— более половины опрошенных клиентов «СМСФИНАНС» брали деньги на лечение близких родственников или оплату учебы детей, также среди популярных причин — займы до зарплаты, чтобы погасить кредит в банке и сохранить хорошую кредитную историю;
— практически все опрошенные имеют активные займы в других кредитных организациях и тратят на выплаты в среднем 17 тыс. руб. при небольшом доходе. Важно понимать, что большинство клиентов МФО — люди с высшим образованием, сотрудники бюджетной сферы — воспитатели и учителя;
— среди причин, которые не позволили выплатить долг вовремя, заемщики назвали задержку зарплаты (38%), болезнь (21%), невозможность устроиться на работу в предпенсионном возрасте (15%), спасение животных (15%) и ремонт;
— частая причина, по которой клиент не может оплатить всю сумму сразу, — психологическая: если есть деньги в данный момент, трудно расстаться с крупной суммой. Клиенты платят понемногу, чтобы не быть в долгу перед компанией.
«Стоит учитывать, что многие клиенты невнимательно читают договоры, поэтому, возможно, надо пересмотреть сам формат взаимодействия с заемщиками, например, обязать специалистов контакт-центров проводить консультации с учетом возраста и социального статуса потребителя», — добавляет руководитель компании «Смсфинанс».
В дальнейшем компания «Смсфинанс» планирует провести ряд мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, в числе которых создание образовательной платформы, открытые лекции, совместные проекты с ведущими вузами.
Инициаторы акции уверены, что проект поможет лучше понять заемщика и сформировать продукт, максимально комфортный для каждой категории граждан.
МФО, как и банки, являются неотъемлемой частью финансовой системы государства, при этом они не конкурируют, а скорее дополняют друг друга. Сегодняшние потребители экспресс-займов «до зарплаты» завтра могут стать клиентами банков, и наоборот. В то же время, банковская система не может удовлетворить все потребности населения в заёмных средствах, в том числе и потому, что некоторая часть граждан не соответствует требованиям, предъявляемым банками к заемщикам. А по статистике, озвученной Центробанком, сейчас в России на 100 тыс. жителей приходится всего одно банковское отделение, при этом по разным оценкам более 20% россиян вообще не имеют доступа к современным банковским сервисам.
«Регулятор приветствует инициативы микрофинансового рынка, направленные на повышение социальной ответственности данного вида бизнеса перед потребителями финансовых услуг, а также инициативы, направленные на совершенствование и развитие скоринговых моделей, позволяющих проводить тщательную оценку заемщика и выдавать займы тем, кто готов и имеет возможность обслуживать свой долг», — прокомментировали инициативу компании «Смсфинанс» в Банке России.