В Центробанке корреспонденту РБК Новосибирск рассказали, что за девять месяцев прошлого года физические лица в регионе оформили 2,98 млн займов на 17 млрд руб.
В среднем в сутки в Новосибирской области оформляется около 11 тыс. займов на 63 млн руб
По данным исследования ВЦИОМ, проведенного в прошлом году, двум третям опрошенных (65%), когда-либо бравших займ «до зарплаты», продукт помог в решении их проблем. При этом более половины опрошенных пользуются займами, потому что не имеют другой возможности получить деньги.
Андрей Паранич, заместитель директора СРО «МиР», сообщил, что порядка 20% заемщиков МФО вообще не имеют доступа к банковским услугам. Причины могут быть разные — это и неофициальный доход, и испорченная ранее кредитная история, и физическое отсутствие офисов поблизости.
«Представьте, что вы живете в городе и едете к друзьям в гости в соседний район, — комментирует руководитель компании «Смсфинанс» Иван Меринов. — Какое транспортное средство вы выберете? Такси! Но если надо будет ехать из Новосибирска в Красноярск, вы выберете поезд, потому что на такси поездка получится дорогой. То же самое с банками и МФО. В банк обращаются за получением кредитов на крупную сумму и сроком выплаты более полугода, в МФО — за займами на короткий срок».
Меринов обращает внимание, что банки для минимизации рисков ведут очень тщательную проверку платежеспособности клиентов. «При оформлении кредита, как правило, требуется физическое присутствие клиента в банке, объемный пакет документов, официальное трудоустройство и хорошая кредитная история, а решение принимается дольше — от одного до пяти дней. Онлайн-займ выдается за 10 минут».
Кто берет онлайн-займы в Сибири
В «Смсфинанс» отмечают, что большинство заемщиков компании — люди в возрасте от 25 до 36 лет, таких более 40%.
В прошлом году аналитики «Объединенного кредитного бюро» (ОКБ) и MoneyMan в ходе исследования пришли к выводу, что основная аудитория онлайн-займов стремительно молодеет. Так, доля молодых клиентов (18-25 лет) сервисов онлайн-кредитования выросла в прошлом году на 3,5 п.п. до 23,5%, — это самый высокий результат за пять лет. Семь из десяти заемщиков — моложе 35 лет, при этом в банках категория до 40 лет составляет 49% заемщиков.
«Рост аудитории онлайн-займов идет и за счет оттока клиентов из банков, — комментирует Меринов. — Вырастает молодое поколение, которое в банки идет неохотно: они готовы на более высокие проценты по займу ради оперативности и удобства процесса получения денег. Идти ногами в банк и собирать бумаги они не хотят. Сейчас у нас запустился новый — льготный период для повторных клиентов на постоянной основе. Его уникальность в том, что беспроцентный период на отраслевом рынке обычно предоставляется только для новых клиентов, однако наш продукт предполагает грейс-период для любого повторного займа, неважно, какой он по счету. Получается, что финансово грамотный и ответственный человек может пользоваться нашим продуктом как банковскими кредитными картами — без переплат, если возвращает деньги вовремя».
Генеральный директор MoneyMan Ирина Хорошко сообщает, что отличается и поведение пользователей.
«Так называемое «цифровое поколение» выросло в мире технологий и выбирает ту услугу, которую можно получить дистанционно с помощью смартфона, - комментирует ситуацию Хорошко. - Такие клиенты делят все услуги на два типа: цифровые и традиционные и делают выбор в пользу первых».
«У нас сейчас 70% заходов на сайт происходит с мобильных телефонов. Мы широко используем технологии больших данных и искусственного интеллекта. Последние разработки в технологиях скоринга и внедрение нового рискового модуля позволили сократить время принятия решения по займу до 4 минут», — отмечает Меринов.
В числе еще одной причины роста доли молодых клиентов эксперты называют отказы в кредитовании этой категории в банках. «Банки не торопятся выдавать кредиты без кредитной истории и сокращают выдачу молодым заемщикам, — поясняет Хорошко. — А у более чем 65% клиентов из группы 18-25 лет отсутствует какая-либо кредитная история».
Активнее всего займами пользуются жители Москвы (11,9%), а также Ленинградской области, Краснодарского края, Республики Башкортостан и Кемеровской области. Онлайн-займы чаще берут женщины, среди клиентов 26% имеют высшее образование, 35% — средне-специальное.
Необходимость или прихоть
По данным исследования Национального агентства финансовых исследований, в Москве 60% заемщиков берут займ на покупку престижного товара (телефон, украшения, одежда). В нестоличных городах превалируют другие цели: вернуть долг или погасить кредит, приобрести продукты или товары первой необходимости.
По исследованию «Смсфинанс» большая часть потребителей берет деньги на неотложные семейные нужды, лечение, ремонт машины или дома, а также на подарки близким и обучение. «При этом достаточно часто встречаются нестандартные запросы: недавно позвонил молодой мужчина и сказал, что мечтает исполнить мечту своей мамы, которая хотела побывать на Камчатке, своей родине, — рассказывает Меринов. — Денег на билеты не хватало, а моментальный заем пришелся как нельзя кстати. Также брали деньги, например, на «увеличение поголовья телят в условиях санкций», на разведение редких пород рыб. Как-то звонил мужчина, который брал заем на то, чтобы перевести жену-филиппинку в Россию».
Трендом года в компании «Смсфинанс» стал большой бум «фермерских» запросов: люди, содержащие частные хозяйства, обращаются за займами, чтобы «поднимать поголовье телят», на покупку поросят, семян. «В определенные дни число таких запросов доходило до трети, — говорит Меринов. — При этом 90% опрошенных фермеров отмечали, что кредит в банках им недоступен».
Как сообщается в отчете специалистов «Смсфинанс», опросивших 300 заемщиков, топ необычных нужд возглавляет покупка дойных коров, телят и поросят, развитие личных подсобных хозяйств. Причем наиболее популярна покупка животных оказалась в Сибири — займы на приобретение сельскохозяйственных животных взяли 53% опрошенных респондентов, проживающих в сибирских регионах.
По замечанию генерального директора группы компаний Eqvanta Юрия Провкина, частой причиной получения займа в МФО является задержка зарплаты — это 40% случаев, и доля таких займов растет. «Клиенты понимают, что они берут средства буквально на несколько дней, поэтому не оценивают размер переплаты в годовых процентах, как в случае с банковским кредитом. Специфика продукта как раз и заключается в коротком сроке пользования и быстром решении проблемы здесь и сейчас», — сообщает Провкин.