Рыночный расклад , Новосибирск ,  
0 

Иван Меринов: об инноватике финтеха и уникальных новосибирских МФО

Иван Меринов: об инноватике финтеха и уникальных новосибирских МФО
Директор крупной новосибирской компании «Смсфинанс», занимающейся онлайн-кредитованием и развивающей финтех-инноватику, рассказал о регуляторике финтех-стартапов, уникальности новосибирских МФО и продуктовых линейках

Персона: Иван Меринов — генеральный директор группы компаний «Смсфинанс» с 2018 года. Работает в финансовой сфере более 12 лет. В 2006 окончил Московский Инженерно-Физический Институт. В 2016 — Массачусетский Технологический Институт по специальности «финансовые технологии».

— Какие направления в финтехе сейчас наиболее активно развиваются?

— Направления финтеха — это мachine learning, новые рисковые технологии, regtech, биометрия, InsuranceTech. Все развиваются. Вопрос, что важнее в ближайшей или долгосрочной перспективе. Наиболее актуален мachine learning, риски, а вот, например, regtech, нотариальные вещи, отношения с регулятором, которые можно было бы построить на базе блокчейна, они не так быстро развиваются.

Пик хайпа по криптовалютам прошел, и сейчас те же технологии блокчейна можно применять активнее: спекуляций будет меньше, возможностей больше.

— А как дела с регуляторикой финтех-разработок?

– Финтех — это во многом disruption-тренды, решения, нарушающие устоявшиеся правила игры, прорывные технологии. По части, государству такая ситуация не нравится, и в попытке контролировать новую реальность они начинают искать варианты.

Те же криптовалюты — они обеспечены сами собой. Это система распределенных записей, которую невозможно разрушить или подделать. Криптовалюты нельзя обеспечить золотом, нефтью или глобальной идеей. Поэтому в той же Мексике, если они решат вводить криптопесо, будет вопрос, по какому курсу они будут обмениваться, он никому не известен.

— Как вы оцениваете инициативу Центробанка по созданию маркетплейса, технологической платформы, обеспечивающей доступ потребителей ко всем представленным на рынке предложениям финансовых услуг, включая банки и финтех-стартапы?

— Это наше будущее, неизбежное и хорошее. Центробанк абсолютно прав. Успешно работают Amazon, Alibaba, Uber, — здесь будет то же самое: площадка, продавцы. Дальше, используя программы стимулирования спроса, с учетом наработанной финансовым учреждением репутации, наиболее лояльные к бренду клиенты будут выбирать поставщика услуг.

— В первом полугодии 2018 года четверть выданных в России онлайн-микрозаймов предоставили компании, зарегистрированные в Новосибирской области. Почему так?

— У нас есть кузница кадров — это НГУ и Академгородок. Это некая питательная среда. В итоге в сфере онлайн-кредитования работают пять сильных, крупных МФО по НСО.

— Как конкурируете? Места хватает на рынке?

— Конкурируем жестко, и это правильно. При этом мы стараемся бороться не за одного и того же пользователя, развивать разные бизнес-модели и продукты, выходить в разные ниши, не делить один и тот же пирог.

— Общаетесь?

— Конечно. Форумы, «Финополис», конференции. Делимся информацией, черными списками мошенников.

Предлагали Центробанку сделать даже некое профессиональное сообщество, союз из 10-15 крупных МФО, которые могли бы влиять на создание стандартов отрасли. Идея сейчас находится в обсуждении с регулятором.

— Компании делят не только клиентов, но и специалистов, так? Есть миграция?

— Хорошего специалиста нельзя удержать деньгами или локацией. Ему нужны увлекательные задачи. У нас интересные, прорывные вещи: финтех на стыке науки, IT-разработок, социальной части. Если говорить о перетекании персонала между компаниями — это естественно. Если люди выросли, они начинают смотреть на рынок, они востребованы. Мы являемся кузницей настоящих финтех-специалистов.

— Они мигрируют в рамках региона?

— Наши везде. Это Москва, Британия, Испания, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка.

Иван Меринов: об инноватике финтеха и уникальных новосибирских МФО

— Востребованы только разработчики?

— Не обязательно.

Сейчас мы с НГУ планируем запускать совместную программу по поведенческой экономике. Это направление позволяет сделать финансовые продукты более социальными.

Я приводил пример: во время чемпионата мира по футболу у нас полностью останавливались входящие платежи. Набирать займы — набирали. Платежи стояли. Почему? Можно ли это предсказать? Какова мотивация людей в определенные моменты жизни? Скажем, перед Новым годом и в отпуске поведение людей меняется.

Еще момент — продукты под социальные группы. Например, пенсионеры. Они в банках обслуживаются неохотно. Мы стараемся для этой группы сделать продукты максимально безболезненными.

У нас есть нишевые разработки, заточенные под узкий сегмент, ведь самое неправильное в финансовом секторе — «ковровые бомбардировки».

— Есть мнение, что МФО — это в основном PDL, займы «до зарплаты». Какие еще есть предложения?

— Недавно мы запустили новый продукт — льготный период для повторных клиентов на постоянной основе. Его уникальность в том, что беспроцентный период на отраслевом рынке обычно предоставляется только для новых клиентов. Наш продукт предполагает грейс-период для любого повторного займа, неважно, какой он по счету.

В теории финансово грамотный и ответственный человек может пользоваться нашим продуктом как банковскими кредитными картами — без переплат, если возвращает деньги вовремя.

Здесь, правда, предусмотрены ограничения во избежание финансового фрода, и связаны они с экономикой продукта. Если клиент закрывает повторный заем в льготный период, следующий льготный заем будет доступен только через 30 дней с момента получения предыдущего займа.

— Для кого этот продукт?

— Он ориентирован на людей, которые следят за своими платежами, финансово дисциплинированы и понимают, что деньги им нужны на небольшой срок и периодически. Сейчас мы видим, что для клиентов этот продукт очень привлекателен.

Мы стараемся подобрать такую линейку, которая была бы максимально выгодной. А миссия продукта — предоставление возможности сэкономить финансово дисциплинированным клиентам.

Зачем люди берут займы? Обычно это связано с экстренной ситуацией, которую нужно решить срочно, нет времени подавать заявку в банк и ждать одобрения. Если клиент понимает, что он закроет заем в течение 10 дней, то он экономит, так как не платит за пользование.

— Как вы стимулируете переход клиентов из категории новых в постоянные?

— У компании «Смсфинанс» есть выгодное предложение для новых клиентов, есть интересный продукт для повторных, есть налаженный процесс анализа платежного поведения клиентов, на основе которого включается аннуитетный продукт, т. е продукт с регулярными платежами через равные промежутки времени. Здесь ставки ниже, суммы больше. Продукт уже околобанковский и рассчитан на решение не сиюминутной проблемы, а на какие-то более продуманные покупки. При этом ты планируешь, что получил деньги, и у тебя не будет возможности кредитоваться у нас несколько месяцев, пока вносишь платеж.

И кроме имеющейся продуктовой линейки, постоянно идет работа над внедрением новых продуктов для повторных клиентов. Сейчас в разработке находятся минимум два проекта для потребителей, которые мы можем представить широкой публике в этом году.


 

Решения В «Смсфинанс» списывают долги честным заемщикам
Содержание
Закрыть