
Ситуацию на рынке макрорегиона, итоги строительного сезона и перспективы следующего года в ходе межрегионального форума «Строим Сибирь – 2035», состоявшегося в столице Кузбасса, прокомментировал первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент» Геннадий Рассказов.
Падение в РФ
По данным Союза производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ», объединяющего более 45 цемзаводов стран ЕАЭС, в прошлом году российские предприятия выпустили 64,9 млн тонн цемента, что на 3,1% больше по сравнению с аналогичным показателем 2023-го. Однако в текущем году рост сменился спадом: за семь месяцев в РФ изготовлено 33,4 млн тонн строительного материала — на 10,1% меньше, чем в январе-июле 2024 года. И пока ждать изменений к лучшему не приходится.
Согласно прогнозу потребления цемента на 2025-2027 годы, подготовленному аналитической компанией «СМ ПРО», в 2025-м спрос будет находиться в диапазоне 58,5 — 62,9 млн тонн, то есть падение к уровню 2024 года составит от -5,7 до -12,3%. В 2026 году спрос снизится до 55,2 — 63,7 млн тонн (от -5,6 до +1,2% к уровню 2025 года). В 2027-м потребление цемента не превысит 52,8 — 66,6 млн тонн (от -4,4 до +8,2% к уровню 2026 года).
_
По оценкам аналитиков «Сибцема», емкость цементного рынка РФ в 2025 году уменьшится на 12%. «За восемь месяцев потребление цемента в стране снизилось на 4,5 млн тонн — до 41 млн. Казалось бы, спад невелик. Но если учитывать, что, например, работающий в составе нашей компании Красноярский завод выпускает около 700 тыс. тонн стройматериала в год, станет очевидно: невостребованной может оказаться продукция 6-7 отечественных предприятий», — подчеркнул Геннадий Рассказов.
Негативные тренды Сибири
В Сибири (в ее прежних границах — с учетом Бурятии и Забайкальского края) в настоящее время функционируют девять цементных заводов полного цикла, в год они способны выпускать до 12 млн тонн продукции. Рынок макрорегиона характеризируется значительным профицитом мощностей: в последние 10 лет предприятия в среднем загружены лишь на 60%. Однако в 2025-м, скорее всего, не получится достичь и этого показателя.
По оценкам экспертов «Сибцема», сформированным на основе данных аналитической компании «СМ ПРО», за январь—август в Сибири потребили 4,1 млн тонн цемента (-11,9% к восьми месяцам 2024-го). В 2026-м отрицательная динамка сохранится. Такой прогноз аналитики холдинга делают с учетом того, что строительство — инерционная отрасль. Даже если ключевая ставка Центробанка РФ снизится до 12-13%, потребуется время, чтобы девелоперы смогли распродать уже построенное жилье, а затем нарастить объемы строительства.

«Сибцем» за восемь месяцев на пяти своих заводах произвел около 3,3 млн тонн цемента, падение к аналогичному показателю 2024-го — 13%.
«В прошлом году компания реализовала 5,5 млн тонн цемента, в текущем объем продаж упадет на 16% — до 4,6 млн. В 2026-м не исключаем снижения еще на 10%. Но, как говорится, кто предупрежден, тот вооружен: мы глубоко и серьезно занимаемся аналитикой, прогнозированием, разрабатываем различные сценарии дальнейшего развития ситуации. Кроме того, консолидация активов в структуре холдинга дает возможность эффективно перераспределять ресурсы, обеспечивать стабильную деятельность предприятий даже в условиях экономической турбулентности», — пояснил Геннадий Рассказов.
При этом эксперт добавил, что заводам капитало— и энергоемкой цементной промышленности жизненно необходимы прогнозы потребления продукции в конкретных регионах на ближайшие три, пять и семь лет. Пока механизмы, позволяющие органам власти их сформировать, отсутствуют. Возможно, проблема будет решена после запуска единой информационной платформы, создаваемой в рамках нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» на базе Росстата. К слову, эта же система могла бы стать и единым окном для сбора сведений о ценах.

«Сегодня в отраслевом сообществе активно обсуждается совместный приказ Федеральной антимонопольной службы и Минпромторга России «Об утверждении величины объема продаваемых на бирже отдельных типов и классов прочности цемента и требований к биржевым торгам». Если его примут, производители стройматериала будут обязаны продавать часть продукции на бирже, являющейся негосударственной площадкой, а в перспективе передавать туда всю информацию о внебиржевых сделках, — отметил первый вице-президент «Сибцема» Геннадий Рассказов. — Видим в этом риски, связанные с отсутствием на бирже реальных покупателей, появлением большого числа посредников, срывом обязательств по долгосрочным контрактам, предполагающим в том числе отсрочку платежей, сезонностью производства, другими факторами. Введение обязательной биржевой торговли сделает и без того непростую ситуацию в отрасли более сложной».
Холдинг «Сибирский цемент» объединяет пять цементных заводов (ООО «Топкинский цемент», АО «Искитимцемент», ООО «Красноярский цемент», АО «Ангарскцемент», ООО «ТимлюйЦемент»), а также красноярский комбинат «Волна», выпускающий хризотилцементные изделия, сеть бетонных производств «Сибирский бетон» (подразделения в городах Новосибирск, Красноярск и Кемерово) и расположенную в Бурятии «Горную компанию», которая производит фракционный известняк, минеральный порошок, известняковую муку, щебень. С учетом сервисных организаций в структуре промышленной группы ведут работу 14 предприятий, на них трудятся 6500 человек.
Спад в строительстве жилья
Одна из главных причин снижения спроса на цемент — спад в сегменте жилищного строительства, для нужд которого отгружается 65-70% выпускаемого в Сибири цемента.
Пока аналитики фиксируют незначительное общее падение объема ввода жилья. Но это объясняется тем, что сейчас в эксплуатацию вводятся объекты, возведение которых началось в предыдущие годы, их количество уменьшается. По данным аналитического центра «ДОМ.РФ», за восемь месяцев 2025 года в России введено в эксплуатацию около 67,5 млн квадратных метров жилья — на 5% меньше, чем в январе-августе 2024-го. В том числе в последний летний месяц построено 7,9 млн квадратных метров (-14% к августу прошлого года).
«Мы постоянно отслеживаем и такой показатель, как размер жилой площади многоквартирных домов, для которой выданы разрешения на строительство. За восемь месяцев текущего года в РФ он составил 14,5 млн квадратных метров, падение к уровню января-августа 2024-го — 24,6%, к уровню января-августа 2023-го — 28,2%. Получается, завтра в нашей стране будет закладываться и возводиться на треть меньше жилья, чем сегодня, а именно на начальных этапах строительства применяется больше всего цемента», — прокомментировал Геннадий Рассказов.
По его словам, спад фиксируется и в сфере инфраструктурного строительства. Анонсированные ранее проекты замораживают или переносят сроки их реализации. Например, в апреле 2025 года стало известно, что строительство третьего моста через реку Томь в городе Кемерово откладывается на неопределенный срок.
Угроза из-за рубежа
Развитию отечественных цементных производств мешает и растущее давление со стороны иностранных производителей. По данным НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», в 2024 году импорт цемента в РФ увеличился на 8,9% к уровню 2023 года — до 3,6 млн тонн. За январь—июль 2025 года импортировано около 2,26 млн тонн «хлеба строительства» (+1,6% к показателям прошлого года).

«Уже упоминал, что падение спроса «отберет» потребителей у 6-7 цемзаводов, многие из которых являются градо— и бюджетообразующими в своих регионах, своевременно выплачивают зарплаты, участвуют в реализации социальных проектов. Еще столько же предприятий могут вытеснить с рынка зарубежные поставщики. При этом российский цемент отличается стабильно высоким качеством, в условиях огромного резерва мощностей отказываться от него не имеет смысла!» — убежден первый вице-президент «Сибцема».
Добавим, согласно исследованию, выполненному в 2024 году представителями РАНХиГС, основной рост поставок обеспечивают Республика Беларусь и Иран, увеличивают объемы отгрузок Казахстан и Китай. В этих странах, как правило, производители цемента могут рассчитывать на постоянную поддержку государства, готового компенсировать предприятиям отрасли затраты, предоставлять льготы и преференции.
При этом даже умеренный рост импорта в дальнейшем окажет негативное воздействие на ключевые макрорегиональные рынки: при стечении неблагоприятных факторов совокупные потери во всех макрорегионах составят до 52,6 млрд руб. в год, в том числе прямые потери государства от недополученных налогов и сборов — до 15,4 млрд руб. в год. Наиболее эффективной мерой для предотвращения резкого увеличения поставок цемента из других стран авторы исследования считают введение защитных мер. Резерв мощностей цементных заводов РФ оценивается в 42 млн тонн в год, это позволит обеспечить потребности рынка с учетом замещения импорта и потенциального роста потребления. Ежегодный совокупный эффект для экономики от введения превентивных ограничений составит 16,9 млрд руб., ежегодный прирост доходов консолидированного бюджета РФ — 3,6 млрд руб.
Нельзя забывать и о том, что именно импорт нередко является источником фальсификата, который несет реальную угрозу жизни и здоровью людей.
По данным Ассоциации по техническому регулированию «АССТР», объем предполагаемого незаконного оборота цемента в 2024 году составил 12,1 млн тонн (19,1% от всего произведенного в РФ цемента). В целях борьбы с фальсификатом в 2016-м введена обязательная сертификация цемента. Благодаря этому, а также осуществлению на границе инспекционного контроля каждой партии цемента, ввозимого из-за пределов ЕАЭС, функционированию механизмов государственного контроля и надзора удалось сократить объем фальсификата с 18% в 2015 году до 5,6% в 2020-м. В связи с «регуляторной гильотиной» госконтроль был упразднен, перестал действовать и инспекционный контроль на границе, что привело к росту объема незаконного оборота цемента в 2021 году до 21,3%. Эта доля оставалась примерно на одном уровне в последующие два года. По итогам 2024-го отмечено ее снижение. Основные факторы, определившие эту тенденцию, — возвращение госконтроля за оборотом цемента Росстандарту в порядке эксперимента, контроль за органами по сертификации со стороны Росаккредитации.
Для разных целей и объектов
Сегодня предприятия «Сибцема» производят 25 видов цемента, более 40 наименований хризотилцементных изделий, свыше 500 номенклатур бетонных смесей, мелкозернистых бетонов, строительных растворов, а также нерудные материалы (щебень, известняк, минеральный порошок и минеральные удобрения). Кроме того, в текущем году на Топкинском и Искитимском заводах начался выпуск комплексных минеральных вяжущих (КМВ) для укрепления грунтов при строительстве дорог.

Применение этой продукции целесообразно, когда работы ведутся в сложных погодных условиях, ограничено время их проведения, нет возможности заменить переувлажненный грунт. КМВ позволяет укрепить имеющийся грунт, соответственно, снизить затраты на строительство и реконструкцию объектов, завершить работы в сжатые сроки.
КМВ — строительные смеси, которые представляют собой порошкообразный вяжущий материал, обладающий гидравлическими свойствами, содержащий портландцементный клинкер и минеральные компоненты (отходы сжигания топлива, доменный гранулированный шлак, негашеная или гашеная известь и т.д.). Применение КМВ на 20% снижает стоимость устройства слоя дорожного основания; в 4-5 раз сокращает сроки строительства автодорог; до 15 раз уменьшает объем земляных работ и завозных инертных материалов (песок, щебень). Количество пребывающего на объект грузового автотранспорта сокращается в 3-4 раза, объем используемого техникой топлива — в 6 раз, углеродный след при строительстве дороги с асфальтобетонным покрытием — на 10-20%.
-
Однако пока спрос на КМВ, как и на другую продукцию цементной промышленности для дорожного строительства, невелик. «Тем не менее, считаем этот сегмент рынка перспективным и надеемся, что будущее дорожной отрасли — за надежными магистралями с цементобетонными покрытиями и укрепленными основаниями, — прокомментировал Геннадий Рассказов. — До конца года «СОЮЗЦЕМЕНТ» представит результаты научного исследования, посвященного мультипликативным эффектам от строительства таких дорог. И речь идет не только об эффектах первого порядка — увеличении межремонтных периодов и общего срока эксплуатации. Расширение сети цементобетонных дорог принесет экономическую выгоду, связанную с отказом от сезонных ограничений по массе и нагрузкам на оси транспортных средств, что позволит имеющемуся автопарку перевозить намного больше грузов. Так как трассы из цементобетона более экологичны, мы снизим воздействие на природу. За счет повышения безопасности дорожного движения будет улучшена демографическая ситуация».
Исследование 2025 года не будет первым. Так, в 2023-м специалисты Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета представили научную работу «Оценка экономической эффективности применения жестких и нежестких дорожных одежд для различных категорий автомобильных дорог», согласно которой стоимость капитальных затрат по строительству цементобетонных дорог в среднем на 10-15% ниже стоимости возведения дорог с асфальтобетонными покрытиями. Если же принимать во внимание жизненный цикл дорожных объектов, то возведение и эксплуатация дорог из цементобетона обходится дешевле на 40-50%. Экономическую эффективность внедрения соответствующих технологий подтверждает и исследование «Решение дорожных проблем в России — строительство автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями и основаниями», проведенное в 2025 году Институтом экономики роста имени П.А. Столыпина. Его авторы рассмотрели стоимость строительства дорог трех технических категорий и пришли к выводу: если предположить строительство всех таких объектов в 2024 году исключительно из цементобетона вместо асфальта, то экономия бюджетных средств на всем жизненном цикле автодорог составит порядка 3,06 трлн рублей. А возможная экономия от строительства дорог из цементобетона вместо асфальта равна около 1,5% годового ВВП (при условии расчета на весь 45-летний жизненный цикл дороги).
Продолжать стабильную работу
Несмотря на сложную рыночную ситуацию, «Сибирский цемент» продолжает модернизировать заводы. «В последние пять лет мы много вкладываем в повышение эффективности предприятий. Речь идет об организации управления, обучении специалистов, улучшении технико-экономических показателей наших сложных, ресурсо— и капиталоемких производств. Эта работа особенно важна с учетом постоянно растущих затрат. В настоящее время цементники Сибири не могут влиять примерно на 70% издержек, в их числе — расходы на электроэнергию, газ, уголь, ГСМ, тару, транспорт и другие», — подчеркнул Геннадий Константинович.
По предварительным данным, в 2025 году объем финансовых ресурсов, направленных на модернизацию предприятий холдинга, составит 3,57 млрд руб. (с учетом стоимости объектов лизинга и НДС). На ремонт и техническое обслуживание оборудования (включая расходы на заработную плату ремонтного персонала, командировочные расходы, обучение и другие) будет направлено около 7,85 млрд руб.

Важное место в этой работе занимают проекты, предполагающие использование отечественного оборудования, материалов, запасных частей. «Наша компания активно работает с российскими поставщиками, при этом мы не просто тестируем продукцию, но и даем обратную связь. Не будет преувеличением сказать, что за последнее время «Сибцем» помог 47 предприятиям сделать изделия лучше, а ассортимент — шире.
Один из примеров — высокохромистая бронефутеровка для мельниц. Обычно закупали ее в Испании или Индии. А недавно буквально уговорили представителей российской фирмы изготовить материал с учетом наших требований и пожеланий. Специально для заводов холдинга выпустили несколько партий такой продукции. Она отлично служит более полугода и к настоящему моменту очевидно: срок эксплуатации отечественного материала в 6-8 раз превышает время работы зарубежных аналогов. Да, наша бронефутеровка дороже «в моменте», но при пересчете на тонну цемента в итоге получаем экономию в 35%, — сообщил Геннадий Рассказов. — Хотелось бы, чтобы таких проектов стало больше. Нельзя забывать: по-настоящему сильной наша страна останется только в том случае, если мы сможем обеспечить себя всей необходимой продукцией, будем делать ее хорошо и поставлять другим. Новые производства «подтянут» высокие зарплаты, квалифицированных специалистов, в регионах появятся комфортные города с развитой инфраструктурой. Надеемся, что это — перспектива ближайшего десятилетия».
А в следующем году эксперты «Сибирского цемента» ожидают стабилизации ситуации в стройкомплексе, что обеспечит поступательное развитие более чем 30 смежных отраслей.