Компетенция , Новосибирск ,  
0 

Почему темпы роста рынка микрозаймов замедлились в два раза

Почему темпы роста рынка микрозаймов замедлились в два раза
Замедление роста рынка, уход в онлайн, снижение уровня одобрения и ухудшение качества кредитного портфеля МФО — как завершился второй квартал для МФО — в материале РБК Новосибирск

В СРО «МиР» по итогам второго квартала констатировали поступательное замедление роста рынка, которое стало следствием ограничительных мер со стороны регулятора. Портфель МФО-членов СРО «МиР» (включая некоммерческие МФО без учета банковских) в свою очередь показал прирост в 3,6%, что в 2 раза ниже темпов за аналогичный период прошлого года.

Почему темпы роста рынка микрозаймов замедлились в два раза

По словам генерального директора МКК «Академическая» (сервис онлайн-займов «ВебЗайм») Константина Шарапова, основными причинами замедления роста рынка МФО являются макропруденциальные лимиты и высокая стоимость банковского фондирования. «Ограничения, вводимые регулятором, оказывают существенное влияние на микрозаймы и, как следствие, приводят к снижению закредитованности населения. С каждым годом деятельность МФО становится все более зарегулированной со стороны надзорных органов. Причем мы ожидаем дальнейшего ужесточения политики регулятора за счет вступления в силу ограничений на максимальное количество займов одному заемщику», — сказал он.

Почему темпы роста рынка микрозаймов замедлились в два раза

Генеральный директор Moneyman Артем Быков рассказал, что из-за усиления макропруденциального механизма, направленного на охлаждение рынка кредитования, в среднем одобряется только 70% заявок в сегменте повторных заемщиков и 20% заявок в сегменте новых клиентов. Часть компаний на рынке столкнулись с отсутствием клиентского трафика, отвечающего регуляторным требованиям в части долговой нагрузки.

Также эксперт отметил, что в сегменте независимых МФО наблюдается снижение выдач второй квартал подряд. А в сегменте банковских и маркетплейсовых МФО наблюдается противоположная тенденция.

«Таким образом, основной вклад в рост выдач был внесен за счет дочерних банковских и маркетплейсовых структур. Они имеют доступ к фондированию на более выгодных условиях, а также стабильный и широкий поток новых клиентов в виде генерируемого материнскими компаниями отказного трафика, что позволяет им снизить расходы на привлечение новых заемщиков», — пояснил спикер.

Ждать ли ужесточения политики Центробанка

По данным ЦБ РФ, в I квартале доля необеспеченных займов клиентам с уровнем предельной долговой нагрузки (ПДН) 50–80% составила 11%, на заемщиков с ПДН свыше 80% пришлось 3% от выдач (при лимитах 15% и 3% соответственно). В части дальнейшего ужесточения политики ЦБ в этом вопросе: регулятор сохранил значения МПЛ (макропруденциальные лимиты) на III квартал 2025 года.

«Это признак того, что регулятор глобально пока еще не достиг своей цели по снижению выдач высокорисковых займов. Скорее речь о том, что на данный момент охлаждающие кредитование меры оказали нужный эффект, и регулятор занимает наблюдательную позицию. В любом случае наибольшого эффекта можно добиться только комплексным, системным подходом, который включает в себя повышение общего уровня финансовой грамотности населения, стимулированию его к накопительной модели поведения за счет тех или иных инструментов», — сообщил Артем Быков.

Развитие онлайн-сегмента

Стабильно растет доля онлайн-выдач в общем объеме. По мнению экспертов, причиной этому служит два фактора — удобство клиентов с одной стороны и снижение издержек для самих компаний.

«В онлайн-бизнесе существенно ниже себестоимость многих процессов, так как отсутствует необходимость содержать и контролировать работу сети офлайн-точек продаж, а также гораздо проще привлекать клиентов и, как следствие, масштабировать бизнес», — рассказал Константин Шарапов.

«Это связано с тем, что сектор МФО последовательно становится все более технологичным, постоянно расширяя компетенции по осуществлению качественного скоринга заемщиков дистанционно. Еще один фактор — потребительские привычки, общий ритм жизни ускоряется, и сегодня клиенты все больше стремятся к тому, чтобы их потребности закрывались максимально быстро и удобно, в формате «здесь и сейчас», что и обеспечивают современные игроки рынка», пояснил Артем Быков.

Снижение уровня одобрения заявок

По данным ЦБ, уровень одобрения заявок во втором квартале 2025 года снизился по сравнению с прошлым годом как в розничном, так и в бизнес-сегментах.

Артем Быков объяснил, что подобная динамика свидетельствует о сохранении более осторожной кредитной политики на рынке МФО на фоне макропруденциального регулирования. Одновременно сказывается и потребность участников рынка сокращать уровень риска с учетом дорогого фондирования и трат на привлечения качественного клиентского трафика — на этом фоне одним из инструментов снижения уровня риска и является увеличение доли отказов.

Также, как отметил Константин Шарапов исходя из обзора Банка России можно сделать вывод об ухудшении качества кредитного портфеля микрофинансовых организаций по итогам второго квартала. В прошлый раз показатель увеличивался в третьем квартале 2023 года — на 0,4 п. п. до 34,2%. Ухудшение произошло как в сегменте займов бизнесу (+0,8 п. п.), так и потребительских (+0,6 п. п.).

«Здесь можно выделить 2 причины: высокая закредитованность населения и повышенный риск-аппетит МФО, пытающихся максимально нарастить свою клиентскую базу в ожидании грядущих ограничений со стороны регулятора», — заключил эксперт.